Клипы, снятые по мотивам фильмов. Часть первая
Первые музыкальные клипы появились около ста лет назад, и во все времена их функция сводилась исключительно к продвижению артиста. Чаще всего, это были незатейливые постановочные записи выступлений, однако с середины 60-х годов подход к созданию клипов изменился. Во многом благодаря музыкальным программам на телевидении. Еженедельный хит-парад
Top of the Pops на канале
BBC вынуждал артистов регулярно присутствовать на съемках передачи, что не всегда вписывалось в их плотный график. Видео на песни стали хорошим компромиссом для пиара на расстоянии - артистам не нужно было тащиться на каждое шоу только для того, чтобы открывать рот под фонограмму. Шороху навела в 1975 году группа
Queen с
клипом на песню Bohemian Rhapsody, который, по меркам сегодняшнего дня, едва ли можно назвать высокохудожественным произведением.
В 1967 году
The Beatles выпустили куда более затейливый
"промо-фильм" на песню Strawberry fields forever, где спецэффектов и хитрых монтажных склеек было на порядок больше. Тем не менее, именно выход клипа
Bohemian Rhapsody произвел революцию в индустрии и открыл руководителям лейблов глаза на потенциал музыкальных клипов. С тех пор клипы двигались в сторону отдельного художественного жанра, приобретали форму самостоятельного высказывания. А за их режиссуру нередко принимались люди, которых в будущем ждала серьезная карьера в кино. Что отчасти объясняет появление клипов, снятых по мотивам известных фильмов (или воспроизводящих отдельные отрывки из них). Лучшего способа попрактиковаться, зная, что твою версию увидят миллионы, просто не найти.
Чаще всего отсылка к определенному фильму очевидна, но в некоторых случаях надо быть прожженным синефилом, чтобы разглядеть в ни на что, казалось бы, не похожем клипе приметы произведения из программного списка.
Дэвид Финчер снял больше пятидесяти клипов, среди которых культовый
Vogue, снятый в стилистике золотых лет Голливуда.
Для
Полы Абдул Финчер снял мини-версию фильма
«Весь этот джаз».
У той же Полы Абдул в клипе на песню
Rush Rush молоденький
Киану Ривз изображает героя
Джеймса Дина из фильма
«Бунтарь без причины».
Коллаборация Финчера с
Мадонной ограничивается четырьмя клипами, но все они несут на себе печать вдохновения кинематографом. Принято считать, что стилистика клипа на песню
Oh, Father отсылает к
«Гражданину Кейну»,
Bad girl навеян фильмом
«В поисках мистера Гудбара» (правда, идея принадлежала не режиссеру, а певице), но самый яркий и очевидный пример инспирации - клип на песню
Express yourself, воспроизводящий образы из
«Метрополиса».
В клипе на песню Мадонны
Material Girl можно полюбоваться на переснятую сцену из фильма
«Джентльмены предпочитают блондинок».
С Мадонной вообще все непросто. В основе
откровенного клипа на песню Justify my love - элементы (отель, бдсм-тематика) фильма
«Ночной портье». Ознаменовавший ее триумфальное возвращение на трон поп-музыки
клип на песню Frozen снят, согласно официальным источникам, по мотивам фильмов
«Под покровом небес» и
«Английский пациент». Видимо, за основу был взят единственный объединяющий оба фильма мотив - белый человек в пустыне. Последовавший затем
клип на песню Ray of Light снят в лучших традициях трилогии
Годфри Реджио, точнее -
«Кояанискаци».
Дрю Бэрримор сняла клип для группы
Best Coast, в стилистике которого без труда узнается
«Бриолин», а в проблематике -
«Вестсайдская история» и
«Воины».
Мишель Гондри снял для
Бьорк 8 клипов. В первом же клипе на песню
Human Behavior можно увидеть образы, позаимствованные у мультика
«Ежик в тумане».
Один из самых подробных клипов, дотошно повторяющих сюжетную линию фильма, снял для
Дженнифер Лопес знаменитый фотограф
Дэвид Лашапель. Замечательный фильм
Эдриана Лайна «Танец-вспышка» про сварщицу-танцовщицу с красоткой
Дженнифер Билз в главной роли удостоился в 1983 премии Оскар. Поражает то, с какой легкостью Лашапель уместил полуторачасовые сюжетные коллизии в четыре с половиной минуты и, в общем-то, ничего важного не упустил.
За два года до того, как Лашапель побеспокоил святые мощи «Танца-вспышки», бывшая участница группы
Spice Girls Джери Холлиуэл выпустила свой, наверное, самый популярный сингл
It's raining man. В клипе схуднувшая и подтянутая Джери скачет в "микроскопических трусиках" перед приемной комиссией в колледже искусств. Первая часть этого клипа навеяна все тем же «Танцем-вспышкой», а вот вторая часть является непосредственной цитатой уличного беспредела из прекрасного во всех отношениях фильма
Алана Паркера «Слава».
Foo Fighters тоже (в свойственной им манере) отдали дань «Славе» в клипе на песню
The One, которая, в свою очередь является саундтреком к фильму
«Страна чудаков».
Среди клипов группы также можно найти пародию на
«Зловещих мертвецов»
И на фильм
Джоэла Шумахера «С меня хватит!»
Клип на песню британской группы
Blur To the end - привет французской "новой волне" и фильму
«В прошлом году в Мариенбаде».
Еще одно дитя "новой волны": клип на песню
Linger группы
The Cranberries снят по
«Альфавилю» Годара.
А в одной из версий на песню
Kiss me участники группы
Sixpence None the Richer играют в героев фильма
«Жюль и Джим».
Клип группы
Berlin по мотивам фильма
«Бонни и Клайд».
Стэнли Кубрик вдохновил целое поколение. Эстетика культовой экранизации
«Заводной апельсин» много кому не дает покоя. Самый добросовестный пример - у тех же
Blur.
Созданные Кубриком образы можно также увидеть в клипах
Роба Зомби и
Рианны.
Похожая история с
«Сиянием». Больше всех постарались ребята из группы
Джареда Лето 3
0 seconds to Mars.
Еще есть дешевенькие вставки в
клипе Slipknot и
свободное переложение у Bastille
Джонатан Глейзер снял группе
Massive Attack клип на песню
Karmacoma, использовав образы из фильмов
«Сияние»,
«Криминальное чтиво» и
«Голова-ластик». Как минимум.
Кстати, об ужастиках. Американский хип-хоп дуэт
EPMD в соавторстве с участниками группировки
Wu-Tang-Klan Redman и
Method Man выпустили клип-поппури по мотивам любимых ужастиков.
«Сияние»,
«Хэллоуин»,
«Техасская резня бензопилой» и
«Кэрри».
Клип на песню группы Muse
Time is Running Out имеет все очертания кубриковского фильма
«Доктор Стрейнджлав».
Еще есть мнение, что
клип на песню Hysteria снят по мотивам фильма
Алана Паркера «Стена».
Окончание материала читайте на следующей неделе.
обсуждение >>