«Крик» для студента

Кино-Театр.РУ

Мнение

«Крик» для студента

Если на экране жертвами маньяков, психов и извращенцев становятся подростки, ученики high school, студенты колледжей и университетов, то перед вами скорее всего слэшер - любимый жанр старшеклассников и студентов. Ко дню студента предлагаем вспомнить классический слэшер Уэса Крэйвена «Крик» 1996 года, ставший важной вехой в развитии жанра.

Кадр из фильма «Девушка, которая слишком много знала»

Считается, что родоначальником жанра был фильм Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала» 1962 года, но расцвет слэшеров пришёлся только на 80-е, когда с экранов кинотеатров, стараниями Джейсона Вурхиса, Майкла Майерса, Фредди Крюгера или какого-нибудь менее известного маньяка, лились мощные потоки крови подростков. Но именно тогда выяснилось, что хоррор в целом и слэшер в частности — жанр, в котором легче всего скатиться в клише. Бесконечные сиквелы старых хитов прекращали радовать, так что к 90-м создалось стойкое ощущение, что удачный слэшер снять уже невозможно. Уэс Крэйвен в 1996-м доказал, что это не так.

«Крик» для студента

Создатели «Крика» осознавали проблемы молодёжных хорроров, но придумали, как можно использовать слабое звено. Изобретение было воистину новаторским: в «Крике» жертва испытывается на знание жанра, маньяк устраивает ей экзамены, задавая вопросы на эрудицию в области фильмов ужасов. Губительной может оказаться даже мелкая деталь, так, когда Кейси (Дрю Бэрримор) автоматически отвечает, что убийцу в «Пятнице, 13-е» звали Джейсоном (это ошибка, Джейсон начинает убивать только во втором фильме франшизы, тогда как в первом фильме в роли маньяка выступает его мать Памела Вурхис), оплошность сразу оборачивается для героини гибелью её парня.

«Крик» для студента

Движком «Крика» становится доскональное знание клише. Фанат ужастиков Ренди даже пытается собрать все сведения воедино, рассказывая пьяным друзьям: не занимайтесь сексом, не употребляйте алкоголь и наркотики, не говорите «я сейчас вернусь». Разумеется, это далеко не весь набор. Главная героиня фильма Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл) говорит, что хорроры предсказуемы: девушка постоянно убегает от маньяка на верхний этаж дома, тогда как бежать нужно на улицу. Уже через минуту Сидни сама будет вынуждена, спасаясь от маньяка, бежать по лестнице на второй этаж. Клише сознательно обыгрываются, они становятся уже не скучным ожидаемым ходом сюжета, но инструментом самоиронии.

«Крик» для студента

«Крик» стал не просто молодёжным фильмом ужасом, но подарком любителям жанра, в котором есть множество шуток, рассчитанных на знатоков. Теперь клише — не досадная неприятность, но дополнительный приём развлечения зрителя, используемый вполне сознательно. Такие шаблоны дополняются обильной цитатностью — как буквальной (непосредственные упоминания известных хорроров) или почти буквальной (уборщик в красно-зелёном полосатом свитере по имени Фредди в исполнении самого Уэса Крэйвена — подарок любителям «Кошмара на улице вязов»), так и более изящной (например, композиция «Don’t Fear the Reaper», перекочевавшая в «Крик» из «Хэллоуина»).

«Крик» для студента

Крэйвен иронизирует не только над штампами, но и над известными скандалами вокруг слэшеров. Один из главных вопросов «Крика», порождают ли фильмы ужасов маньяков? Ответ создателей фильма вкладывается в уста самих убийц: кино не порождает психов, но делает их изобретательнее. Впрочем, вульгарные запреты — не метод борьбы с насилием. Директор школы (Генри Уинклер) предлагает наказать чересчур активных любителей слэшеров — выпотрошить их самих. Позже он сам позирует перед зеркалом в образе маньяка, после чего оказывается очередной жертвой. Уэс Крэйвен, таким образом, высмеивает чрезмерную агрессию противников хорроров, обращая внимание на то, что жестокость таких консерваторов мало отличается от жестокости самих убийц из слэшеров.

«Крик» для студента

«Крик» — это и перезапуск жанра слэшер, его выход из кризиса, и начало новой моды в молодёжных хоррорах. Выход этого фильма стал поворотным моментом в истории жанра, а самоирония и сознательная игра с клише - постоянными приёмами создателей фильмов ужасов. Слэшеры обрели новую жизнь во второй половине 90-х и долго ещё сходили с экранов, пока не уступили место другим поджанрам хоррора во второй половине 2000-х.


Денис Салтыков

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс