Развитие.
Приятно осознавать, что фестиваль, год назад созданный
Дыховичным и Медведевым, растет и развивается с такой скоростью. Младший брат ММКФ меньше и скромнее, но, вместе с тем, актуальнее и демократичнее своего усатого родственника. Год назад было очевидно, что фестивалю не хватает «звездности» – кроме великого голландского самоучки Йоса Стеллинга звезд мировых тогда практически не было. Теперь же в жюри сидят Феррара, Корбайн и Сорокин, маститые режиссеры Европы устраивают мастер-классы, а начинающие, среди которых есть и писатели с мировым именем, и известные документалисты, представляют здесь свои дебютные работы.
Конкурс.
Конкурс, кстати, тоже стал заметно интереснее. Картинам каких-то венгров и эстонцев, выветрившимся из памяти сразу после закрытия фестиваля, пришли на смену молодые и уверенные в себе авторы, действительно вписывающиеся в понятие «новой волны». Исключение составил только опытный Бент Хамер, чья лента
«О’Хортен» получила 2 приза по ключевым номинациям.
Однако, итоги конкурса оставили в некоторой растерянности и критиков, и интересующихся зрителей. Жюри почему-то никак не поощрило дебютантов «опытных» – фильм-эксперимент писателя Барикко
«Лекция 21», по стилистике напоминающий Питера Гринуэя, еще молодого и интересного, работа документалистки Малгошки Шумовской «33 сцены из жизни» (на этом фильме, кстати, зрители сидели в проходе на ступеньках, на полу, и все равно остались обиженные не пропущенные),
«Мой Виннипег», первая звуковая картина Гая Мэдинна, снимавшего раннее исключительно немое кино – эти фильмы остались вообще без наград.
Совсем уж несправедливо, господин Феррара, не заметить
«Карамазовых» Петра Зеленки, очень своеобразную интерпретацию Достоевского, выдвинутую, между прочим, от Чехии на «Оскар». Непонятно, почему заслуженную награду не получил оператор Хамидходжаев (
«Все умрут, а я останусь») – ему предпочли открыточные картинки фильма
«Я из Титова Велеса». Видимо, члены жюри были движимы какой-то китайской логикой «один фильм – одна награда».
И наконец совсем необъяснимо присуждение гран-при одной из самых слабых работ конкурсной программы, фильму
«Джонни Бешеный Пес». Что уж такого достойного нашли члены жюри в этой кроваво-бессмысленной социалке, я лично ответить затрудняюсь.
Внеконкурсная программа.
Приятно удивил ассортимент программ, не включенных в официальный конкурс. В первую очередь это три гала-премьеры: любопытная документалка «Челси со льдом», спорная, но безусловно интересная работа Лорана Канте
«Класс» и долгожданная экранизация Мишеля Уэльбека Мишелем Уэльбеком «Возможность острова», оказавшаяся, правда, откровенной халтурой, но об этом отдельно и не здесь.
Программа «Матч-Пойнт» пестрила самыми необычными лентами, вроде психодрамы о видениях во время оргазма («Фантомная любовь»), немецкой документалки о российской колонии для малолетних («Один в четырех стенах»), новой работы неугомонного шизофреника Такаши Миике (
«Вороны: Начало») и армянской (!) получасовой (!!) экранизации
«Анны Карениной».
Как-то мимо зрителей прошел небольшой цикл киноэкспериментов «Калейдоскоп». Из трех представленных здесь картин наиболее интересен фильм «Счастливая семерка» – рискованный проект сингапурских кинематографистов, поставленный сразу семью режиссерами, по очереди снимавших свои десять-двенадцать минут. Перед авторами стояла необычная задача – рассказать историю одного человека, зная при этом только произошедшее в последней минуте предыдущего фрагмента.
Фильмом закрытия стал необычный альманах «Токио!» - три истории, рассказанные тремя известными режиссерами, одним японским (Чун Хобон) и почему-то двумя французскими (Каракс и Гондри). Особый интерес представляет естественно новелла Каракса, учитывая его черепашьи темпы работы (до «Токио» последней его режиссерской работой была «Пола Х» 99-го года).
Зрители.
У московских киноманов появилась удивительная возможность – приобщиться к творениям тех, кого с надеждой называют «новой волной». Настанет ли еще когда-нибудь кинематографический взрыв, увидим ли мы новых Трюффо и Годаров неизвестно, но фестиваль «Завтра» безусловно стимулирует процесс. Судя по очередям в кассах и молодым людям на ступеньках кинозала, тщательно записывающих что-то в блокнотики, интерес к кино, настоящему, умному и актуальному, растет в геометрической прогрессии. Дальнейшую судьбу уже зарекомендовавшего себя фестиваля «Завтра» покажет время, а вот популярность и даже необходимость подобных киновстрясок показали толпы зрителей, перебегающих из одного зала в другой. Совсем скоро откроется фестиваль Британского кино, так что побегать еще придется. К счастью.
Лео. Мар.
обсуждение >>