Жуткая история о колдуне, убивающем криком
В клинике для душевнобольных проходит матч по крикету. Роберт Грейвз (
Тим Карри), писатель, по рассказу которого и снят фильм, зашел к директору клиники и остался на игру, чтобы вести счет.
«Все, что я вам сейчас расскажу, от первого и до последнего слова – правда» - говорит Грейвзу один из пациентов по фамилии Кроссли (прекрасная роль
Алана Бейтса). Далее следует неправдоподобная, жутковатая история, типичный плод фантазии шизофреника. Действие переносится в деревушку графства Девона, где живет счастливая пара, Энтони и Рэйчел (
Джон Херт и
Сьюзанна Йорк). Он пишет экспериментальную электронную музыку и подрабатывает органистом в местной церкви, она окружает его вниманием и лаской. Их семейная жизнь необратимо изменится в тот день, когда Энтони после воскресной службы познакомится с Кроссли, интеллектуалом с внешностью бродяги, и согласится пригласить его на обед. Муж с женой, поначалу очарованные быстрым умом визитера, его склонностью к парадоксам и язвительной манерой вести беседу, вскоре начнут чувствовать, что их гость - из той породы незваных, хуже которых сложно и вообразить. В какой-то момент Кроссли сообщает им, что 18 лет обучался колдовству у австралийских аборигенов и теперь овладел умением убивать при помощи крика.
Сколимовский не снимал шесть лет после неудачной экранизация Владимира Набокова,
«Король, дама, валет». Со своим вторым английским фильмом
«Вопль» он реабилитировался и получил Большой приз жюри в Каннах. Типично английский психотриллер о столкновении магии и логики и о природе мужской ревности пропитан мистической, ирреальной атмосферой, напоминающей вышедшую за год до этого
«Последнюю волну» Питера Уира. Возможно, этот «привет из Австралии» принес на съемочную площадку оператор-австралиец Майк Моллой (его мастерство нужно особенно отметить), но основная заслуга в передаче липкого ощущения жути и беспокойства принадлежит все же режиссеру. Сцена с потерявшей свою волю Рейчел, целующей руку Кроссли, или с оглушенными воплем и катящимися по девонширским холмам овцами сразу врезаются в память. При этом фильм никак нельзя назвать подборкой эффектных эпизодов. Он энергично смонтирован, в нем умело расставлены акценты на, казалось бы, второстепенных деталях, и, наконец, он очень компактен. Эта компактность вместе с вниманием к деталям характерны для всего творчества режиссера, а то, что он не пытается дать однозначного ответа в финале на вопрос безумец ли Кроссли или настоящий колдун, только работает на благо картины.
В свои 20 с небольшим
Сколимовски считал себя писателем и издал несколько сборников стихов и рассказов, пока всерьез не увлекся кино. Тогда пришла дружба с
Романом Полански и
Анджеем Вайдой, которым он написал сценарии для
«Ножа в воде» и
«Невинных чародеев» соответственно. Его собственные ранние фильмы - типичные образцы польской «новой волны», а чуть позже он снимет фильм в Париже с иконой «новой волны» французской,
Жан-Пьером Лео. Он снимал кино в разных странах, иногда чуть менее удачно, с перерывами (самый длинный продолжался 17 лет), но почти всегда в своей узнаваемой манере. Его наследие, в отличие от фильмографии
Романа Поланского, недостаточно хорошо изучено, и это упущение было бы только справедливо исправить.
Ну а лучшего знакомства и начала дружбы с режиссером, чем
«Вопль», трудно представить.
обсуждение >>