«Ария» — яркий и оригинальный музыкальный кинофильм, состоящий из 10 киноновелл. Продюсер Дон Бойд решил отметить 300-летие оперного искусства необычным образом, пригласив десятку известных режиссёров для авторской интерпретации арий из популярных опер.
Созвездие режиссеров первой величины в музыкальной полифонической ленте, состоящей из 10 коротеньких фрагментов.
Певец (Джон Херт) вспоминает свои лучшие дни и эти часы и мгновения славы, которые предстают перед зрителями в виде небольших, но емких арий. В своей дебютной работе Бриджит Фонда появляется в арии из оперы «Тристан и Изольда» (режиссёр Фрэнк Роддэм) в роли любовницы, которая приезжает в Лас-Вегас, предаётся в гостиничном номере страстной любви со своим партнером, а затем на пару с ним сводит счеты с жизнью. Мотивы оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» станут для Николаса Роуга основой его арии-вставки о жизни и убийстве албанского короля Зога (1931). Жан-Люк Годар по арии из оперы Жана Батиста Люлли «Армида» покажет зарисовку в стиле «ню» из быта асов бодибилдинга. Мёртвый город Брюгге оживет в новелле австралийца Брюса Бирсфорда по мотивам арии из оперы Эриха Корнгольда «Мёртвый город». Парадоксальный финал ждет зрителя в фрагменте постановщика Кена Рассела Пуччини «Турандот». Английская фотомодель Линдзи Дрю представляет, что ее тело украшено самыми изысканными драгоценностями. Но, пробуждаясь от грез, она обнаруживает себя в реанимации, куда попала после автокатастрофы.
последнее обновление информации: 25.09.12
Инициатор фильма продюсер Дон Бойд поставил перед десятью режиссерами одинаковую задачу: снять любой избранный ими сюжет, опираясь на популярную оперную арию, но так, чтобы иллюстративная часть «клипа» (изобразительный ряд) противоречила звуковому, хорошо известному каждому любителю оперы. При этом постановщики должны были уложиться в очень дешевую смету и предложенный размер — девять минут.
Что же в результате получилось? Все рецензенты фильма подчеркивают, что «Ария» прежде всего подтвердила немеркнущую славу музыки Верди: три из десяти сюжетов были сделаны по его сочинениям. Так, английский режиссер Николас Роэг, взяв арию из оперы «Бал-маскарад» в исполнении знаменитой певицы Терезы Рассел, рассказал при этом историю неудачного покушения на короля Албании: действие происходит в Вене в 1931 году. Чарльз Стерридж воспользовался музыкой из «Силы судьбы» и создал повествование о жизни сегодняшних школьников. Джулиан Темпл «экранизировал» арию из «Риголетто». В интервью парижскому журналу «Премьер» он сказал, что перед ним стояла задача снять сюжет за четыре дня, и он придумал историю о продюсере, мечтающем сделать фильм об опере. Жан-Люк Годар выбрал арию из «Армиды» Люлли, но перенес действие из XVII века в день сегодняшний: на экране — клуб культуристов. Роберт Олтмен обратился к опере Рамо «Аба-рис, или Бореады» и снял зал, слушателей, плохо скрывающих безразличие к музыке. Англичанин Кен Рассел, известный своими вульгарными, эпатажными кинобиографиями Чайковского, Малера, Листа, взял арию из «Турандот» Пуччини. В его фильме Турандот, попадает в автомобильную катастрофу.
Наряду с опытными постановщиками продюсер пригласил и начинающих режиссеров: Франка Роддама («Тристан и Изольда» Вагнера), Билла Брайдена («Паяцы» Леонкавалло). Комментируя свой по меньшей мере странный замысел, Дон Бойд сказал в одном интервью, что ставил задачу сделать картину, в которой «каждый фрагмент вызывал бы раздоры между зрителями, провоцировал споры». Этой цели Дон Бойд добился: фильм назван прессой самым спорным произведением последнего киногода.
А. Владов
«Искусство кино», 1988 год, № 5 (стр.135)