Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Россия между двумя «Винни-Пухами»

10 июля
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
12
13
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
28
30
31
Все рубрики

>>

В наследие от великого Советского Союза современной России достался соревновательный дух, который так нас подначивает быть «впереди планеты всей» - пусть то в области балета, или космонавтики, или мультипликации.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

За космонавтику с балетом не поручусь, но вот анимационные наши достижения поводов для большой гордости сегодня не дают. Если совсем в двух словах: то наша анимация не в ладу с современными технологиями, плохо владеет сценарным искусством и не слишком-то знает зрителя (даже своего, не говоря уж о заграничном). И эта ситуация вряд ли изменится в самые ближайшие годы, потому что: у нас нет анимационной индустрии, плоховато отлажены бизнес-механизмы, отсутствует адекватная система образования. Да, некоторые наши фильмы имеют определенный успех в домашнем прокате (как, например, «Богатырская серия» или «Иван Царевич и Серый волк» от студии «Мельница»). И некоторые сериалы вроде тоже не плохо идут (например, «Смешарики», «Маша и Медведь», «Фиксики»). Однако на международном рынке наше кино котируется очень плохо, что до сериалов – их так мало, и столь мало жанров и аудиторий они охватывают, что небольшие успехи кажутся скорее случайными, чем закономерными.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Еще лет пять назад можно было написать, что ЗАТО наши талантливые режиссеры и художники получают много фестивальных призов по всему миру. Сегодня произнести это язык не поворачивается – уже не много. Даже в смысле фестивальных призов из первой десятки мы медленно, но верно переходим во вторую. Конечно, остались «брендированные» имена – например, Александр Петров, Константин Бронзит, Иван Максимов, но этого, увы, недостаточно, чтобы составить славу национальному аниматографу.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Больше всего огорчает не статистика сегодняшнего дня, а динамика. Не то чтобы русская мультипликация совсем не развивалась – нет, она куда-то двигается, немножечко подтягивается к международным стандартам, но происходит это так невыносимо медленно, что пока мы делаем один шаг, стандарты совершают десять гигантских прыжков, как будто Ахиллес и черепаха из знаменитой апории поменялись местами, и теперь несчастное пресмыкающееся пытается угнаться за самым быстрым в мире бегуном.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Как и полагается, в кризисный период многие с ностальгией вспоминают о советских временах: вот-де тогда была у нас анимация, великая и могучая, старая и добрая, лучшая, первая и даже Папой Римским отмеченная как идеал воспитательного зрелища для новых поколений. Словно могущество былинного богатыря достоинства ТОЙ анимации вырастают до невиданных размеров – так что никто и не замечает, например, характерную оговорку (или ошибку) Владимира Путина, который год назад на встрече с аниматорами, предлагая равняться на советское время, упомянул 300 часов мультфильмов, которые якобы ежегодно выпускались у нас в 1960-70-е. Цифра эта завышена на порядок. Даже если брать самые урожайные годы, считать метраж всех студий (в том числе республиканские), включать в подсчет научно-популярные фильмы и кино-журналы, производившиеся в анимационных технологиях, больше 30-40 часов ежегодно все равно не получится. Примерно столько же, сколько сейчас.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Качество, конечно, в среднем получше было. Во-первых, на больших государственных студиях не допускалось откровенной халтуры, которую можно увидеть сегодня. Во-вторых, высок был процент действительно отличных мультфильмов: цеховые методы работы, довольно щедрое финансирование, специфические принципы обучения, возможность привлекать к созданию фильма больших мастеров из смежных профессий (актеров озвучки, писателей, композиторов) и проч., позволяли многие проекты доводить до очень хорошего результата. Но не стоит считать, будто вся советская анимация велика и прекрасна – в ней тоже было достаточно барахла, скучных историй, шаблонных ходов, стандартных решений. И еще один она имела – главный, как понимаешь сегодня, недостаток: она слишком во многом была продуктом своей эпохи. Если американские мультфильмы 1960-70-х смотрятся сегодня запросто, то бОльшая часть советского наследия современным детям не слишком интересна, что показывают немногочисленные опросы, согласно которым младое поколение лучше знает американского «Винни-Пуха», чем русского, а «Тома и Джерри» предпочитает «Ну, погоди!» Об этом сейчас принято говорить с горечью, пеняя на отсутствие культуры у детей, родителей и, главное, программистов ТВ-сетки, а также на излишнюю вестернизацию нашей страны. И есть чему огорчаться: наш «Винни-Пух» действительно намного лучше американского (это признавали даже сами создатели «диснеевского» «Винни»), и как не жалеть, что дети окормляются культурно чужим второсортным продуктом, имея дома истинный шедевр. Но если абстрагироваться от патриотизма и американофобии, то ситуация более чем понятна. «Диснеевский» «Винни» - это много десятков часов развлекательного зрелища, которое сопровождается миллионом игрушек, книжек, паззлов и прочих детских товаров. Мир нашего «Винни-Пуха» ограничивается 40 минутами экранного времени – и вот подите найдите полноценное издание Милна, иллюстрированное кадрами Назарова и Зуйкова. Вряд ли вам это удастся.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Как бы ни была хороша советская мультипликация, именно в ней кроется корень проблем, с которыми имеет дело анимация новой России. Как любил говорить Александр Татарский, «Союзмультфильм» был ручной мануфактурой со всеми плюсами и минусами этого типа производства. Там ничто не было поставлено на поток, и товар получался штучным, рукотворным. Пока Япония или Америка наращивали мощности, наши художники стремились к совершенству (и даже достигали его порой). Увы, в отличие от производственной базы, выстроенных систем образования и дистрибуции, совершенное владение ритмом, движением, композицией передать по наследству невозможно (можно обучить основам, хитростям, но совершенства человек всегда достигает самостоятельно). Как только оранжерейные условия СССР исчезли, вместе с ними ушло и то качество, которое, подобно орхидее, вырастало в теплице «Союзмультфильма». Сегодня наша анимация оказалась перед непростым выбором, который сами представители анимационного сообщества формулируют как выбор между «авторской» и «коммерческой» анимацией. Если говорить точнее, выбирать нужно между построением инфраструктуры и реставрацией советской оранжерейной системы. Сторонники первого пути – наши сериальщики во главе с создателями «Смешариков». Флагманом второго пути можно назвать Юрия Норштейна, который пропагандирует возвращение «Союзмультфильма» и добился уже того, что Владимир Путин лично подписал все распоряжения на этот счет (полуразрушенному «Союзмультфильму» списали долги, дали денег на ремонт, обещали новое помещение и усиленную финансовую поддержку, плюс теперь «Союзмультфильм» будет сам получать деньги от собственной киноколлекции с тем, чтобы распределять их между создателями и вкладывать в производство). Наконец, есть сторонники и того мнения, что индустрия авторской анимации не мешает (и наоборот).
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Каждая из сторон по-своему права, и у каждой дороги есть шанс привести к успеху. Однако для этого нужно по этому пути идти – уверенно и быстро, вкладывая в это путешествие большие ресурсы и сильную политическую волю. Увы, на сегодняшний день наша страна оказывается к этому не способна, так что пока отставание продолжается, и постепенно из анимационной державы Россия превращается в анимационную провинцию.

обсуждение >>

№ 8
Эвгений (Анапа)   24.03.2018 - 06:19
Достаточное финансирование? Киностудия "Союзмультфильм" в самые урожайные годы выпускала по 10 10-минутных картин в год! Эдуард Успенский рассказывал. По остаточному принципу, как тогда говорили.... читать далее>>
№ 7
Lawliet13 (Санкт-Петербург)   12.09.2012 - 23:20
Господа, а почему такое негативное отношение к Смешарикам. Это ведь далеко не просто сериальный продукт. Да кол-во серий уже велико, но ведь и проекту уже 8 лет. (где-то 210 серий за это время, я не говорю... читать далее>>
№ 6
Ольга Мариничева (Санкт-Петербург)   21.07.2012 - 14:16
... Разница между "Союзмультфильмом" и его коллегами и современной массовой анимацией не только в наличии-отсутствии конвейерного подхода, но и в том, что, как говорит уважаемый автор, современная... читать далее>>
№ 5
Пётр Поляков (Москва)   11.07.2012 - 21:50
По моему здесь и так внятно сказано про баланс, очевидно, что плохими красками великую картину не нарисуешь. А для того чтобы были хорошие краски нужна индустрия. Разве это не очевидно? В советском союзе,... читать далее>>
№ 4
Лисицын Александр   11.07.2012 - 19:24
Один из тезисов статьи — соответствие мировым стандартам. Дескать, подогнать отечественный продукт под них и большая часть проблем будет решена. Могу предложить заодно и выращивать стандартных зрителей.... читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram