Превращаясь в бабочку

Кино-Театр.РУ

Анимация с Машей Терещенко

Превращаясь в бабочку

Если посмотреть, какие мультфильмы сейчас выходят в большой прокат, то легко заметить, что более 90% - это CGI (то есть кино, сделанное на компьютере). Само по себе CGI, как и любая другая техника, не хорошо и не плохо. Но любое однообразие утомительно (особенно, если приходится, как мне, смотреть все подряд), так что я всегда очень радуюсь появлению в прокате некомпьютерных мультфильмов. Но особенное торжество я испытываю, когда вижу на большом экране хорошее кукольное кино. Вроде «Паранормана» - великолепное по технике, умное, стильное, с хорошим бюджетом и широкой рекламой.

Строительство города для фильма Паранорман
фото: www.awn.com

Мультипликация в целом долгие годы находилась на полях игрового кинематографа, а уж кукольная анимация и подавно была какой-то несчастной падчерицей, которую совсем никто не любил. Много раз приходилось слышать от своих соотечественников: «Рисованные мультики я, конечно, в детстве смотрел с удовольствием, но вот кукольную анимацию как-то не очень». И хотя каждый из произносящих эту фразу считает нелюбовь к кукольному своей личной особенностью, сейчас мне кажется, что таковы были пристрастия большинства. Рисованные мультики – это здорово, а кукольные – так себе.

Кадр из фильма Риголетто (реж. Барри Пёрвз)
фото: kino-teatr.ru

Уже сложно сейчас вспомнить, но, наверное, я до поры до времени разделяла такое отношение. Возможно, поэтому несколько лет назад во время интервью со знаменитым кукольником Барри Пёрвзом, коснулась и этой темы, обронив, что кукольная анимация меньше нравится зрителям, чем другие мультипликационные техники. Эта реплика крайне его удивила. «Вы что-то путаете», - сказал Пёрвз. - «Поставьте три монитора – с кукольным, компьютерным и рисованным кино примерно одного художественного уровня, - и, поверьте, кукольное вам понравится больше».

Сегодня я понимаю, что он прав, по крайней мере в отношении меня. При прочих равных кукольное кино (или любая объектная анимация) мне нравится больше.
Другое дело, что куклами занималось в былые времена куда меньше режиссеров и студий, чем рисованной анимацией, оттого и шедевров в этом направлении не так много. Взять хотя бы американскую мультипликацию. В США сделали ставку именно на рисованное кино.

Из фильма Кинг Конг
фото: kino-teatr.ru

Куклы использовались преимущественно для трюков в игровых картинах. Например в «Кинг Конге». Или в «Битве титанов». Конечно, были и такие фильмы как «Затерянный мир», где куклы играли много, но это единичные случаи.

Из фильма Ясон и аргонавты
фото: kino-teatr.ru

Кукольник и постановщик спецэффектов Рэй Харрихаузен с куклами из фильма Битва титанов
фото: kino-teatr.ru

В большей степени кукольная анимация как самостоятельный вид развивалась в социалистических странах. Хотя бы в Чехии. Одно из самых ярких имен - Иржи Трнка, которого ставят на второе после Владислава Старевича место в истории кукольного кино. В отличие от американских коллег, добивавшихся от куклы максимального сходства с реальными животными, Трнка наоборот кукол своих делал условными, иногда грубоватыми и часто молчаливыми, совсем не похожими на реальных живых существ.

Из фильма Рука (реж. Иржи Трнка)
фото: kino-teatr.ru

Много кукольных фильмов было сделано и в СССР, начиная с Александра Птушко с его «Новым Гулливером». И вплоть до англо-русских серий по Библии, опере и английской литературной классике, которые создавались в 1990-х. К слову, далеко не все из советских работ уступали по популярности рисованным фильмам. Тот же «Чебурашка» вполне себе любим зрителем. Как, впрочем, и «Домовенок Кузя», и «Чертенок № 13», и многие другие.

Домовенок Кузя
фото: kino-teatr.ru

Профессор из фильма Чертенок № 13
фото: kino-teatr.ru

И все же к кукольному кино широкая аудитория относилась крайне настороженно вплоть до рубежа веков, когда Тим Бёртон и Генри Селик со своими «Кошмаром перед Рождеством» и «Трупом невесты» заставили зрителей иначе взглянуть на этот вид искусства.

Из фильма Кошмар перед Рождеством
фото: kino-teatr.ru

Особенную роль сыграло, как мне кажется, два момента. Первый был связан с дизайном. Как признается сам Бёртон, дизайну он уделял особенное внимание, пытаясь сделать то же, что художники рисованной анимации, но уже в трех измерениях. Он не был первым. И Трнка, и многие советские мультипликаторы многажды экспериментировали с дизайном персонажей. Однако у Бёртона для этих экспериментов было куда больше денег, а также современные материалы и хорошая техника, позволившие воплотить в жизнь и отобразить на экране все художественные тонкости. Если советские аниматоры на «Союзмультфильме» и «Экране» зачастую вынуждены были делать свои куклы буквально из мусора, то у Бёртона на то имелись самые классные материалы и новейшие наработки, позволявшие достичь даже невозможного (английской кукольной компании, делавшей куклы для «Трупа невесты», пришлось побороться с законами физики, чтобы персонажи могли стоять на таких тонких ножках). Благодаря всем этим роскошествам, дизайн у Бёртона не только яркий, но и современно-модный, так что художественная индивидуальность соседствует в нем с некоторой гламурностью.

Из фильма Труп невесты
фото: kino-teatr.ru

Второй момент заключался в том, что Бёртон нашел для кукольной анимации очень подходящую тему, сделав своими героями фантазийных и в то же время как бы реальных существ. Сегодня, уже постфактум анализируя старое кукольное кино, многие говорят о том, что многие фильмы создают определенного рода когнитивный диссонанс. Трехмерность изображения требует совсем иного уровня условности, чем тот, что присутствует в рисованном кино. Это чувствовал и Трнка, когда оставлял за своими куклами право быть именно куклами, а не кукольными людьми. И американские мастера, которые пытались создавать максимально натуралистичные куклы. Но в первом случае результатом становилось кино не для всех (далеко не каждый способен сопереживать неживому объекту), а во втором кукла теряла самостоятельную ценность, превращаясь как бы во вспомогательный элемент игрового кино с живыми актерами.

Куклы из фильма Труп невесты
фото: kino-teatr.ru

Бёртон же нашел ту грань реальности, которая подходит для кукол больше всего. Изюминку бёртоновских фильмов составляют не живые персонажи (люди, животные) и в то же время не вполне выдуманные существа, а именно те, что находятся на грани между реальным и ирреальным: трупы, скелеты и иже с ними. И наблюдение за этим миром, действительно существующим и в то же время фантазийным, становится главным аттракционом «Трупа невесты» и «Кошмара». Этого нельзя было бы добиться в компьютерной или рисованной анимации, поскольку даже сегодня компьютер, например, не способен на такой реализм фактур и движения, какой дает камера при съемке настоящих объектов. В то же время по понятным причинам даже оживший мертвец в исполнении живого актера не так выразителен и правдоподобен, как кукольный (что уж говорить о скелете).

Тим Бёртон с куклами из Трупа невесты
фото: kino-teatr.ru

Конечно, тот путь, который открыл Бёртон, отнюдь не единственный, даже не самый интересный. Для тех, кто ищет более острых и сложных впечатлений, наверное, более любопытно будет наблюдать за творчеством тех же братьев Квэй, которые используют для своего кино старые и сломанные объекты, добиваясь очень сильного эмоционального воздействия. Интересной может показаться и сенсационная «Мадам Тутли-Путли», где молодые канадские авторы снабдили куклу настоящими человеческими глазами, как бы увеличив тот самый когнитивный диссонанс и за счет него – тревогу от происходящего. Забавен и аргентинский опыт – фильм «Теклополис», сделанный из компьютерных составляющих. Или бельгийская «Родня», в которой куклы, собранные из мусора, рассказывают о второй жизни предметов. Или, положим, фильм «Он и она» Марии Муат, очень точно передающий настроение гоголевских «Старосветских помещиков». Здесь кукольная анимация подчеркивает эту материальную насыщенность мира героев, и в то же время сквозь условность кукольного кино как-то особенно отчетливо проглядывает нежность любви этих двух стариков.

Кадр из фильма братьев Квэй Улица крокодилов
фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма Мадам Тутли-Путли
фото: kino-teatr.ru

Одним словом, куклы в кино очень на многое способны, и невозможно не радоваться очередному их успеху в фильме «Паранорман», который, я надеюсь, станет еще одним шагом в привлечении интереса широкого зрителя к этому виду искусства.

фотографии

Обсуждение

анонс