№456 aap
Фильмы создаются с разными целями. В том числе, для отражения и осмысления действительности художественными средствами. Так уж получилось, что эта сторона кинематографа для меня наиболее интересна.
Бесспорно, эта сторона искусства вообще и кинематографа в частности – одна из важнейших.
А действительность очень разнообразна. Есть «действительность фактов», «действительность характеров» и многие другие стороны действительности.
В «Старшем сыне», как уже здесь говорили, сложился скорее «вневременной» сюжет. Для меня этот фильм – это не более, чем высококачественная экранизация пьесы, а не попытка воспроизвести кусок реальности. Да, актёры играют мастерски, но я вижу в них только мастерски играющих актёров, а не живых людей, пусть даже они помещены в реальный антураж российского провинциального города середины 70-х годов.
Пьеса «Старший сын» создана Александром Валентиновичем Вампиловым в 1967 году. Фильм поставлен режиссером Виталием Вячеславовичем Мельниковым в 1975 году.
Режиссер не стал «привязывать действие» к 1967 году. Это его право, а кроме того, для «реконструкции времени» помимо прочего «нужен бюджет», чего у Мельникова явно не было. Поэтому «примет времени» немного, а в сюжет внесены некоторые изменения.
Например, в пьесе Андрей Григорьевич знакомится в Чернигове с Галиной Александровной во время службы в армии, а в фильме – во время гастролей…)
Но «действительность характеров» в фильме воплощена замечательно! Кино очень доброе, каждый просмотр оставляет радость в душе.
Но как увижу в одном кадре сразу двух кинокрасавцев МБ и НК, пытающихся притворяться обычными парнями, а рядом с ними – непривычно и неумеренно истерящего Леонова, то дальше не могу себя заставить.
Честно говоря, я не очень хорошо разбираюсь в мужской красоте. (Вот женщины – это совсем другое дело, хотя и здесь присутствует «субъективизм»…) Если судить по отзывам знакомых девушек и женщин: Михаил Боярский и Николай Караченцев не такие уж и «кинокрасавцы». («Кинокрасавцами» можно назвать Евгения Киндинова, Игоря Костолевского, Александра Абдулова…)
Но суть ведь не во внешности. Для меня, как для обычного зрителя, важно то, что Боярский и Караченцев в этом фильме не «пытаются притворяться», а очень хорошо, профессионально делают актёрскую работу.
У Михаила Боярского роль намного легче. Его персонаж Семён/Сильва «прост, как три рубля». Достать модные шмотки, выпить и пожрать, залезть в постель, желательно к симпатичной женщине… Вот и всё, что ему нужно от жизни. Вполне типичный человек, каких много. С моей точки зрения Михаил Боярский показал этот тип молодого человека очень убедительно, достоверно.
Владимир Бусыгин – гораздо более сложный персонаж. Действие фильма охватывает чуть более суток и за это очень короткое время Бусыгин внутренне изменяется. В начале он – умный циник, на формирование характера которого повлияла безотцовщина. И вот оказывается, что этому уже взрослому человеку нужен отец, нужен не для того, чтобы что-то «взять», что-то «иметь», а для того, чтобы «отдать», чтобы «быть»… В душу Бусыгина вместо жестокосердия приходит милосердие. И я, как зритель, «верю» Николаю Караченцеву. (Другие зрители, конечно, могут воспринимать Бусыгина, по-своему. Это их дело. Спорить не хочу.)
…Андрей Григорьевич Сарафанов. (Здесь некоторые зачем-то сравнивают его с персонажами, сыгранными Евгением Павловичем Леоновым в других фильмах и спектаклях, созданным по произведениям Михаила Александровича Шолохова, Евгения Львовича Шварца и Шолом-Алейхема... По-моему, это просто глупо.) О Сарафанове, – одном из самых чистых и обаятельных персонажей советского кино, – уже много и хорошо сказано другими зрителями. Не хочу повторяться…
Но вот Вы, Аар, пишете, что Леонов «непривычно и неумеренно истерит». Не могу согласиться. Леонов в этой роли абсолютно органичен.
Забивает человек молотком гвоздь, промахивается и бьёт себе по пальцу. Ему больно и он вскрикивает. Это естественная человеческая реакция. А когда «бьют по душе» - это ведь намного больнее…
Очень не люблю, когда слово «истерить» употребляют и в дело, и не в дело. В конкретном случае по отношению к Сарафанову-старшему это слово совсем неуместно… Вот о Васеньке Сарафанове можно сказать, что он «истерит», «блажит» и т.п. Семнадцатилетний пацан влюбился в тридцатилетнюю женщину и дурИт…Что-то ему объяснять, доказывать – бесполезно. У подростка «едет крыша». (Такое бывает, ох как бывает. Иногда суицидом заканчивается.) А что его отцу делать в подобной ситуации? Я не знаю. И никто, наверное, не знает. А делать что-то надо…
Бусыгин и «Сильва» видят, как отец ругается с сыном. Андрей Григорьевич что-то кричит… Это он «истерит»? А я считаю, что это нормальная реакция и многие отцы вели бы себя в подобной ситуации не лучше, а то и хуже…
Что делать любящему отцу, когда он слышит от сына: «Видеть тебя не могу!» Сохранять спокойствие и выдержку?..
Но вот здесь проявляется одно качество Андрея Григорьевича. Он «не умеет постоять за себя». За себя не умеет, а за других, за близких – умеет. И получает в ответ от Бусыгина уважение и любовь, а позднее и мир в семье…
Постскриптум: Сколько зрителей – столько и мнений. Я высказал своё мнение. В дальнейшей дискуссии не участвую.
Всего доброго.