Сериал рассказывает о первых днях и последующей деятельности советских правоохранительных органов от лица главного героя — сотрудника петроградской милиции Николая Кондратьева в период с 1917 по 1970-е годы.
Молодой рабочий Путиловского завода Кондратьев по зову долга идёт работать в «угро». Начинать приходится с совместной работы с ещё царскими сотрудниками сыска. Кондратьев занимается различными уголовными делами. Сразу после Великой Отечественной войны он участвует в розыске и поимке приспешников фашистов и изменников Родины. Заканчивает сюжетную линию сериала Кондратьев в звании генерала и наставника молодого пополнения милиции.
последнее обновление информации: 24.08.24
Телевизионная картина «Рождённая революцией», повествующая о рождении и становлении советского уголовного розыска, о будничных делах и героических подвигах работников милиции первого призыва, основана сценаристами Алексеем Нагорным и Гелием Рябовым на реальных фактах и документах. В картине это дано почувствовать самой логикой художественного воплощения. В основе каждого из трёх фильмов лежит своё «дело». Оно начинается и «закрывается» в пределах одной серии. Это то, что разъединяет серии. Объединяет их общий герой — Николай Кондратьев, от имени которого и ведётся повествование.
Может быть, наименее интересна в чисто сюжетном отношении да и, пожалуй, в режиссёрском воплощении первая серия, где рассказано, как совсем молодой парень приезжает из деревни в Петроград, попадает на Путиловский завод, а затем вместе с другими наиболее сознательными рабочими идёт в «угро». Детективной интриги здесь, по существу, нет, а мотив роста сознания парня слишком невыразителен, традиционен, наконец, просто цитатен. Надо сказать, что вообще эпизоды, касающиеся обстоятельств идейного мужания, гражданского взросления, представляются малоубедительными. Например, эпизод, связанный с предупреждением разгрома и разграбления винных складов отсталыми рабочими. Случай реальный, однажды уже отражённый на экране — в «Выборгской стороне» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Но дело, понятно, не в этом. В фильме Григория Кохана этот случай не увиден глазами конкретного героя, а дан с достаточно далёкой исторической дистанции, то есть вполне объективно. И потому всей сцене явно недостает столь важного здесь впечатления сиюминутности исторического события. Главный герой заключён в событие, как картина в раму. Он реагирует и движется на экране, но внутренне остаётся неподвижным.
Очень важная в идейном отношении тема противопоставления методов и средств царской уголовной полиции и рождённой революцией народной милиции решена не совсем последовательно. Хотя заявлена она прямо и остро. Например, вполне лояльный к Советской власти бывший сотрудник царской уголовной полиции Колычев объясняет молодым милиционерам, что в былые времена с преступностью боролись с помощью самих же преступников: одни рецидивисты наводили на других. Николай Кондратьев и его товарищи решают полагаться в своём ремесле только на помощь честных людей...
Юрий Богомолов
журнал "Советский экран" № 10, май 1975 года.
3 мая 2020
23 апреля 2019
15 апреля 2019