Летом 1944 года под натиском превосходящих сил союзников по антигитлеровской коалиции немцы начали отступление из Франции. В обстановке всеобщей неразберихи, всегда сопутствующей экстренной эвакуации, немецкий полковник фон Вальдхайм (Пол Скофилд) приказом вышестоящего начальства обязуется вывезти несметное количество ценных полотен французских импрессионистов из парижского музея в Германию. Среди этих шедевров нет ни одного малозначимого имени — это и Дега, и Ренуар, и Ван Гог и многие, многие другие. Безумие происходящего было понятно даже самому полковнику, но приказ есть приказ. И тогда попытаться спасти бесценные произведения искусства берутся бойцы французского Сопротивления.
Фильм дублирован на киностудии имени М.Горького в 1970 году.
последнее обновление информации: 22.07.23
«Спутник кинозрителя», сентябрь 1970 года
В основе работы Франкенхаймера — действительные события, происшедшие за несколько дней до освобождения столицы Франции. Отступающие гитлеровцы, выполняя приказ Геринга, пытались увезти из Париж, уникальные собрания картин Сезанна, Моне, Ренуара, Ван Гога...
Участники движения Сопротивления — французские железнодорожники — предпринимают отчаянно дерзкую, смертельно опасную попытку спасти национальные сокровища. Несколько храбрецов-патриотов вступают в противоборство с вооруженными до зубов оккупантами.
Первым в этой неравной борьбе погибает папаша Буль. Старый машинист, узнав, что за «груз» собираются отправить в Германию на поезде, который он должен вести, задерживает его отправку на несколько часов. В роли папаши Буля снялся наш старый знакомый Мишель Симон. Под стать Мишелю «Великолепному» — так называют старейшину французских актеров его товарищи по профессии — и крупнейший английский актер Пол Скофилд. В фильме «Поезд» Скофилд создает образ фашистского полковника фон Вальдхейма. Рафинированный, прекрасно разбирающийся в искусстве маньяк, уверовавший в то, что он представитель высшей расы господ, — этот, пожалуй, страшнее многих фашистских выродков и головорезов, побывавших на наших экранах.
Кинокритик Андрей Эрштрем