Жульен - 12-ти-летний ученик католического пансиона в занятой фашистами Франции. Помимо периодических воздушных налетов, война почти не коснулась ежедневной рутины школьной жизни. Однажды появляются трое новых учеников, которые ощущают недоброжелательное отношение остальных ребят. Жульен сходится с одним из мальчиков, и вскоре узнает, что вся троица использует не настоящие имена. Медленно он начинает понимать масштабы антисемитизма, и то, что священники укрывают детей, находящихся в опасности...
последнее обновление информации: 26.02.19
Луи Маль: взгляд и ничто
В фильме «До свидания, дети» гестаповцы уводят из монастырского коллежа трех еврейских мальчиков, которых, рискуя, укрыл директор — монах отец Жан; уводят и самого директора. В финале за кадром звучит монолог героя, Жюльена Кантена, теперь уже взрослого. Жюльен говорит о смерти трех мальчиков, в их числе — и своего друга Жана Киппельштайна, в Освенциме, о гибели директора в Маутхаузене. Последняя фраза монолога такова: «Прошло более сорока лет, но до самой смерти я буду помнить каждое мгновение этого январского утра». Герой почти буквально повторяет здесь Маля. Лет за десять до фильма он рассказал в интервью о двух событиях, глубоко повлиявших на него в отрочестве,— о войне и болезни сердца, из-за которой его забрали из школы. Первые шесть месяцев 1944 года — по словам режиссера — он помнит буквально день за днем. Память Жюльена и его создателя функционирует одинаково, в общем режиме.{}
В фильме «До свидания, дети» … ни Кантен, ни Жан Киппельштайн, представленный одноклассникам под фамилией Бонне, сами по себе отнюдь не драматичны; это обычные мальчишки, какими они бывают в двенадцать лет. Источник напряженности здесь — сама реальность оккупации, жестокость гестапо, депортация евреев: до поры до времени напряженность таится за кадром, лишь в конце картины врываясь в замкнутый, изолированный мирок коллежа. Трагизм ощущается здесь как производное самой ситуации, которую по-прежнему бесстрастно фиксирует аппарат.
В. Михалкович
«Искусство кино», 1990 год, № 7, стр. 138
Действие этой автобиографической драмы, увенчанной высшей наградой в Венеции, происходит в бывшей "свободной зоне" на юге Франции в 1944 году.
Среди учеников монастырской школы скрывается еврейский мальчик. Луи Маль ("Шум в сердце", "Лифт на эшафот") погружает нас в бытовые подробности жизни подростков, тщательно прорабатывая детали, добиваясь удивительной достоверности действия. Ничуть не упрощая ситуацию, режиссер показывает, как
@вопреки приказам нацистов, методично выявляющих людей неугодной им нации, еврейского мальчика стремятся укрыть и дети, и взрослые. Тема подвига и предательства, так остро обнажившаяся в военные годы, волновала Маля еще в "Лакомбе Люсьене". В фильме "До свидания, дети" эта тема звучит с новой силой.
Волнующая и гуманная картина и сегодня актуальна. Она взывает к милосердию и состраданию, к Доброте... В скобках отмечу, что в этом фильме дебютировала будущая звезда европейского экрана Ирен Жакоб ("Три цвета: Красный", "Двойная жизнь Вероники").
16 февраля 2025
23 июня 2018
11 ноября 2017