Для меня это лучший русский сериал! Все актеры, сыгравшие Ломоносова, все трое - вне конкуренции. Не считала, сколько раз смотрела фильм, и всегда как впервые. Обожаю!
Ломоносов в историографии - Михаил,называть надо было фильм по-другому! А то отождествляется с предыдущим фильмом. В 80-е СССР снюхался с США, и фильм сделали про русского Супермена! Всё у него там слишком динамично, никогда так не было у Ломоносова! Побегут все в МГУ с такой динамичностью и получат железобетонный отпор! Так-то.. Когда я поступал в МГУ, этот фильм по ТВ не показывали, Швыдкой не распорядился ради меня. Зато сейчас ноет о Сен-Женевьев-де-Буа...
Да я же не всерьез, Нина! Конечно очень красиво снято, но когда смотришь это впервые в 11 лет - это несколько неожиданно, (зная что это тот Титан, именем которого назван главный Университет страны))
№602 Лета(Забвения река)
Красивых сцен в фильме предостаточно. Мне, к примеру, страсть как нравится сцена на берегу моря, когда Михайло, раскинув руки в стороны, читает бесподобные строки Тредиаковского, величавые и торжественные: Вонми, о небо и реку, Земля да слышит уст глаголы: Как дождь я словом потеку И снидут, как роса к цветку Мои вещания на долы! Какие прекрасные строки! Их приятно произносить вслух, ибо их ритм идеален.
Да) Слог Осьмнадцатого Столетия по своему бесподобен)
Или хороша сцена, где Ломоносов читает своей малышке на руках ( не знаю, какой из трех дочерей) :
" Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен
Ты ангел во плоти - иль лучше , ты бесплотен,
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен
Что видишь, все твое... и т.д
№601 Jedi
... Да, я лично, также нигде никаких упоминаний об этом отвергнутом женихе не нашел. Может, это - фантазии авторов фильма, а может, и был какой-нибудь воздыхатель, но вряд ли - ландграф, скорее всего - богатый горожанин, может - лавочник, который ссужал семью деньгами и имел виды на юную красотку...
)
Да, Jedi похоже на придумку, но не уверен до конца. Если есть на сайте знатоки - биографы Ломоносова, может ответят нам...
Или , как пишет один шизоид на "свободных темах" - " Otveti, koroche, budget? " :)
№601 Jedi
..
... Ну и что... Все молодыми были...Неужели все сразу великими учеными становятся?...)))))))
Тем не менее это травмировало)) , С одной стороны, в кабинете физики , справа вверху висит его портрет - а с другой стороны - такие безобразия на лугу :)
Красивых сцен в фильме предостаточно. Мне, к примеру, страсть как нравится сцена на берегу моря, когда Михайло, раскинув руки в стороны, читает бесподобные строки Тредиаковского, величавые и торжественные: Вонми, о небо и реку, Земля да слышит уст глаголы: Как дождь я словом потеку И снидут, как роса к цветку Мои вещания на долы! Какие прекрасные строки! Их приятно произносить вслух, ибо их ритм идеален.
№600 Ден Джамп
А вот второй момент, которому я точно не могу поверить ( хотя допускаю, что это правда) - это с персонажем Бориса Химичева - Кнопсом :)
Он что, действительно считался вроде жениха Эльзы Цильх? Дочери пивовара , в доме которых квартировался и столовался Михайло?Я как то бегло листал биографию Ломоносова в "ЖЗЛ" но таких сведений не нашел.
Но увольте, представить ту сцену в фильме, где российский бедный студент Михайло берет за шкирку знатного аристократа богача - и выкидывает его из дома на улицу ( пусть даже заплатив ему долги семьи Цильх своими монетами ) - я не могу!))
Кто там по титулу этот Кнопс? Фюрст? Курфюрст? Или банальный ландграф? :) В любом случае это невероятно!))
Да, я лично, также нигде никаких упоминаний об этом отвергнутом женихе не нашел. Может, это - фантазии авторов фильма, а может, и был какой-нибудь воздыхатель, но вряд ли - ландграф, скорее всего - богатый горожанин, может - лавочник, который ссужал семью деньгами и имел виды на юную красотку...
№600 Ден Джамп
Сцена, которая почти шокировала в детстве - это как юный Ломоносов занимается практически ласковым сексом с Эльзой, в стогу сена, на фоне речки и природных германских равнин)) Я помню, на следующий день в классе мы удивленно обменивались впечатлениями : " А что, теперь так можно показывать великих ученых? "
- Можно, можно - ответила нам Перестройка))
ов!
Ну и что... Все молодыми были...Неужели все сразу великими учеными становятся?...)))))))
Во Марбургской стороне,
На чужой планете,
Предстоит учиться мне,
В университете...
Если не сведут с ума
Генкели и греки,
Сочинившие тома - для библиотеки,
Если те профессора, что студентов мучат,
Горемыку школяра насмерть не заучат
Если насмерть не упьюсь
На хмельной пирушке,
Обязательно вернусь - к вам друзья-подружки.. !
" Михайло Ломоносов" - это эталон того, как надо снимать кино биографии для широкого круга зрителей. Баланс идеален - как визуальный, так и текстовой.
С одной стороны настрой на серьезное изложение, с другой - сделано все, чтобы зритель ненароком не заскучал, погружаясь в детали наук, уравнений. Правда, восхитительно. Передаю и детские ощущения из 1986, так и от просмотра год назад.
Блестящий актерский состав только повышает качество этой многосерийки.
Лишь два момента я вначале воспринял как неправдоподобные: первый - это столь частые и беспримерно дерзкие ссоры и войны студента Ломоносова с преподами, как нашими, так и заморскими, хотя по первому моменту изначально я был неправ и знал это - непокорный нрав Михайлы индульгировался его степенью знаний) )
Но все равно, видеть, как Ломоносов дерзит химику Генкелю, хотя и справедливо требуюшему выплаты стипендии - как то боязливо поедиваешься. Особенным наглежом со стороны Михайлы кажется своевольный осмотр шахт Генделя, эксплуатировавшего детей ( обычнейшая практика 18 века) и гневом Ломоносова с апломбом знатного бакалавра.
А вот второй момент, которому я точно не могу поверить ( хотя допускаю, что это правда) - это с персонажем Бориса Химичева - Кнопсом :)
Он что, действительно считался вроде жениха Эльзы Цильх? Дочери пивовара , в доме которых квартировался и столовался Михайло?Я как то бегло листал биографию Ломоносова в "ЖЗЛ" но таких сведений не нашел.
Но увольте, представить ту сцену в фильме, где российский бедный студент Михайло берет за шкирку знатного аристократа богача - и выкидывает его из дома на улицу ( пусть даже заплатив ему долги семьи Цильх своими монетами ) - я не могу!))
Кто там по титулу этот Кнопс? Фюрст? Курфюрст? Или банальный ландграф? :) В любом случае это невероятно!))
Бедный Борис Химичев, в каких только ролях его не отвергали - и Фрейндлих то в "Опасном возрасте " его отвергла, и Акулова то в "Айвенго" его отвергла, и "Резиденте" то его облапошили и вместо любовницы он остался с Чарли, как два лохА. И теперь вот здесь.... За что такая немилость?))
Сцена, которая почти шокировала в детстве - это как юный Ломоносов занимается практически ласковым сексом с Эльзой, в стогу сена, на фоне речки и природных германских равнин)) Я помню, на следующий день в классе мы удивленно обменивались впечатлениями : " А что, теперь так можно показывать великих ученых? "
- Можно, можно - ответила нам Перестройка))
Одна из лучших сцен ( хотя там их множество)
- это наблюдение за прохождением Венеры по диску Солнца, когда Ломоносов предположил наличие атмосферы на планете. Михайло буквально выжигает себе зрение, прильнув к телескопу, ему тяжело, делает паузы, закрыв глаза , а что делать? Когда еще снова дождешься подобных явлений?
Великий Ум из самых недр сердца народного, ученый "мульти-инструменталист" , несравненный, дотошный, скандальный, во славу науки Российской живший и трудившийся.
Что есть жизнь, что есть изначальная материя, что есть и откуда она взялась - изначальная Энергия мироздания?
А через 221 год, в 1982 , наш аппарат Венера-13, опустился на поверхность Венеры, хлопнул крышкой, и произвел даже сквозь спец. Фильтры съемку поверхности этой горяченной +400 с, с желто - медовым кислотным небом планеты.
Образ Михаила Васильевича Ломоносова получился шикарным: позитивным, просветленным, прокачанным, заряженным на свершения. Человек мысли и действия, обладающий дерзкой энергией; двигатель, чье топливо- знания, учения и стремление к ним. Отличный ассоциативный ряд пришел в голову:"Я весь- скрученный нерв, моя глотка- бикфордов шнур, которая рвется от натиска сфер, тех, что я разверну", "Я- поэт заходящего дня, слишком многого не люблю, Если ты, судьба, оскорбишь меня- я просто тебя убью!","Я-пастырь, я- красный волк, тренировке не поддаюсь", "Я- электрический стул, слишком долго не посидишь. Я Вселенной вчера между глаз звезданул, Подняв свой земной престиж". Как про Ломоносова сказано! Прожил красиво и умер красиво. И это здорово- умереть, прожив так, как ты хотел и делая то, что любишь. "Сквозь голодную толпу, Стоящую за искусством, Лезу, раскинув всех, Без очереди я. Поднапри веселей, мы искусству без сомнений прорубим русло, Мы искусству прорубим русло, Становитесь за мной, друзья!"
Всё это так, только я не увидел здесь Ломоносова-учёного. Вижу бунтаря, какого то забияку, какого то "вечно против". Но вот именно УЧЁНОГО я не увидел. Что Волков, что Степанов очень хорошо сыграли все эти человеческие страдания-переживания. Но вот Ломоносова учёного сыграть не смогли. Но может такой задачи и не стояло.
В фильме раскрыта практически вся история царского правления (Ломоносову пришлось жить и работать при восьми правителях), детально описан русский быт, обычаи русского народа, природа. Фильм смотрится легко, насыщен интересными фактами. Игра актёров на высоте. И нет пошлости, как в современных фильмах.
каждый раз удивляюсь, вот как в одну эпоху могли родиться жить и творить такие гениальные личности, это же просто невероятно, ну а фильм дает еще раз понять какого масштаба люди сошлись и в Европе и в России, гиганты, картина смотрится единым целым, просто шедевральное полотно
291 год назад, в январе 1731го года Михайло Ломоносов поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. А в фильме, несмотря на воссозданную атмосферу первой половины 18го века и весь соответственный антураж, все показанное- близко и понятно. Очень люблю вторую серию. Она такая одержимая, зажигательная, горячечная, вся- на острие эмоций. Михайло принял решение и начал энергично воплощать его в жизнь. И вся эта зимняя, предновогодняя авантюра при помощи великолепного Каргапольского, вполне может касаться личных триггеров конкретного зрителя. Молодые и свободные, бегут по морозному снегу Михайло и Каргапольский с добытым пашпортом, хохоча, падают в этот снег, а над ними расплескалось зимнее небо, на дальнем плане- черные силуэты деревьев, фигурки людей, идущих по своим делам...этот зимний предвечерний пейзаж словно синестезию запускает, здорово погружает в атмосферу, создает близость с происходящим на экране. И все происходящее далее- последний ужин в родном доме, последний взгляд на спящего отца, разговор с братом своего друга Ивана Шубного(- Упрямка тебя раззадорила...- Да не упрямка. То судьба.- Не дойдешь до Москвы, сгинешь!- Дойду, не сгину. Дойду до Москвы, знаю это наперед, оттого и страха не имею.)- настолько близко эмоционально, что смотреть могу бесконечно с одинаковым интересом и восторгом. Воистину сказано в другом прекрасном фильме: Каждому своя стежка-дорожка в Страну обетованную...
Да, согласна, благодаря музыке(и не только ей, но и созданной в фильме атмосфере) ощущается дух времени. Но подумать только..! Ровно 291 лет назад ушел из дома Михайло Ломоносов. Вот в это время, 23 декабря, он был на пути к Москве. 291 лет назад... Кажется, что прошло невероятное количество времени, но по сути- сменилось лишь три поколения. Интересная субстанция- время.
№593 Никси.
... Лета, и как гармонична во всём этом музыка. И чувство, что не просто смотришь на восемнадцатый век, декорации и костюмы а живёшь там "здесь и сейчас".
№592 Лета(Божественная река)
Как красиво названы серии! "От недр своих", "Врата учености", "Во славу Отечества". У меня особое отношение к фильму, он был среди моих самых- самых любимых в детстве. История увлекла с первых же минут и заставила ждать с нетерпением продолжения. Многосерийный фильм о великом человеке, жившем и творившем в середине 18го века- времена неистовой веры, силы и власти церкви и Дворцовых переворотов. Кстати, как аккуратно, но емко встроены в основную канву повествования образы современников Ломоносова, представляющие высшую знать и царственных особ! Для меня фильм произвел фурор! Мне страсть как нравилось смотреть фильм, равно как и представлять свою реальность, соотнося ее с сюжетом на экране. Несмотря на то, что разделяло нас более 250ти лет, сквозь годы и поколения я ощущала"близость пространственную и душевную": у нас тоже была зима, по школьным коридорам ходили такие же строгие учителя, на переменах пацаны носились и баловались так же, как и в Спасских школах(мой любимый период в сериале- это период обучения Михайлы в Спасских школах- люблю, когда действие происходит зимой. На втором месте- период жизни и учебы в Германии, затем- русский Север, родина Ломоносова, а жизнь и всяческие трудности после его возвращения в Россию замыкает этот хит-парад, впрочем, мне весь сериал исключительно нравится). Фильм сделан с любовью и душой, пиететом к своему герою, который получился невероятно обаятельным и достойным. Он снят фактурно и величественно, с возвышенным, торжественным пафосом, совершенно обоснованным в контексте истории. Смотрю его регулярно и чувства обуревают каждый раз одни и те же. А кино, как и любое искусство, и должно вызывать чувства.
Лета, и как гармонична во всём этом музыка. И чувство, что не просто смотришь на восемнадцатый век, декорации и костюмы а живёшь там "здесь и сейчас".