Я впервые о том, что якобы Любови Орловой предлагали роль библиотекаря, которую сыграла Ольга Власова - прочитала в книге Юрия Саакова "Любовь Орлова. Сто былей и небылиц".
Имя Орловой связывали и… с первым фильмом Э. Рязанова "Карнавальная ночь". Якобы молодой режиссер решил – раз уж в центре фильма снова оказался преследующий самодеятельность бюрократ в исполнении Ильинского – снять за компанию с ним еще и пару из "Волги-Волги" – А. Тутышкина и Л. Орлову.
Тутышкин оказался более покладистым и стал изображать влюбленного на старости лет бухгалтера – видимо, оттого, что его музыкант в "Волге-Волге" при подсчете пропущенных оркестром тактов не расставался со счетами.
Орловой же предлагался – но без всякой связи с почтовой сумкой, с которой она не расставалась в роли письмоносицы, – предмет нового тутышкинского обожания: такая же, в возрасте, заведующая библиотекой Дворца культуры.
Сам якобы Рязанов, начинающий режиссер, не осмелился сделать "вечно молодой" звезде такое рискованное предложение и поручил щекотливый разговор ассистентке.
Та оказалась не из робких и, позвонив Орловой, бойко залепетала:
– Хочется по ассоциации с "Волгой-Волгой" снова встретить вас с Ильинским и Тутышкиным.
– Ассоциация – это, конечно, хорошо, – осторожно будто бы согласилась Орлова. – Но что все-таки за роль?
– Понимаете, на карнавальной новогодней ночи вы встречаетесь со своим старым другом, немолодым уже счетоводом Тутышкиным…
Тут, видимо, сидящий рядом Рязанов в ужасе замахал руками – зачем "немолодым"? Но ассистентка уже не могла остановиться:
– Оба вы, как и в "Волге-Волге", увлекаетесь искусством: он читает басни, вы поете. Песенка – прелесть!
Ассистентка попробовала даже напеть действительно очаровательное лепинское "Молчание", но Орлова прервала ее:
– Песенка – может быть… А вот роль… Я не пойму, эта ваша поющая библиотекарша – пенсионерка, что ли?
– Нет, почему же… – попробовала будто ассистентка дать задний ход.
– Ну как же – Тытышкин, вы говорите, немолодой счетовод, на пороге пенсии…
– Вообще да, пенсионерка… – ничего не оставалось ассистентке, как сознаться.
И будто бы сидящий рядом Рязанов в отчаянии взялся за голову, потому что трубку на противоположном конце провода решительно положили…
Все это, конечно, выдумки. Тем более что Рязанов, судя по тому, что лишь единственный раз в своей обширной мемуаристике заикнулся об Александрове, не испытывал к этому "комедиографу", а следовательно, и к Орловой особого пиетета.
Вспоминая о своем первом, сразу после "Карнавальной ночи", приглашении на кремлевский прием, он пишет:
"Мы с женой тупо торчали, окруженные шикарным бомондом. Неожиданно проследовавший мимо меня кинорежиссер Г. Александров поздоровался с нами (оказывается, он меня знал) и представил нас самому Н. Булганину (тогдашнему премьеру. – Ю. С.), который милостиво пожал нам руки. Я был очень польщен. Но больше с комедиографом Г. Александровым не встречался".
Вот так! Хотя, казалось бы, сам комедиограф…
Из книги не поймешь, где правда, а где вымысел, но я тогда сразу задумалась об ассоциации между "Волгой-Волгой" и "Карнавальной ночью".
Было бы не плохо, если бы Любовь Петровна Орлова сыграла бы библиотекаря и спела к тому же. Тем более, что актерская карьера Орловой не очень удачно складывалась.
Но Ольга Власова хорошо сыграла и спела романс, но она не была звездой.