Фильм почти документальный (мемуары Ходасевича "Некрополь", Берберовой "Железная женщина", Лили Брик "Запечатанная бутылка" - не замечена в симпатиях к Пешкову из-за Маяковского, Катанянов, интервью Муры Закревской-Будберг...), события обозначены. Правда, поведение и реакция участников красиво, удобно поданы (например, нет точных данных о смерти сына Пешкова). Очень понравился результат.
Смотря этот фильм из сегодня (2013 года) создаётся такое ощущение что фильм был специально создан под 90е годы ещё на волне борьбы с КПСС, возврата к власти которой и ресторации страны СССР ещё реально боялись "внучата" И.В. Сталина бывшие коммунисты, новоявленные буржуа. Некоторые моменты в фильме представлены крайне однобоко, теми же методами, которыми действовали большевики - банальным очернением. Очень карикатурно изображён и сам Сталин, а ведь смеяться мы теперь любим лишь над теми, кого очень боялись. Очень лишняя по моему мнению, но смешная и запоминающаяся сцена погони Горького с палкой за Сталиным с целью его Сталина наверное ликвидировать ещё в 1936 году ударом горьковской палки по голове вождя и отца народов ?! :-).
Но экранизация этой больной для нас, советских людей, тематики дело нужное и важное. Только надо всё переосмыслить спокойно так как начало 20 века, было настолько трагическое время, что паинек и праведников ведь не было. Ими небыли и большевики, и царь, и белая гвардия, и красная армия.
Фильм - великолепный! А историческую правду всегда каждый человек трактует как хочет для себя. Конечно, у кого семью репрессировали - тот клял большевиков, а кто из глухой деревни из семейства бедняков получил образование и возможности нормально жить, раньше непредставляемые, - тот благословлял. Уж больно много всего намешано в тех временах. У меня в семье - обе полярные точки зрения были "представлены во всей красе", и у каждого сво правда.
Я оцениваю сугубо фильм как фильм. И он - отличный! Внятный сценарий, шикарная игра артистов, эмоциональный посыл - этого не отнять. А у Джигурды - это единственная виденная мною настоящая драматическая РОЛЬ, а не проходная ролюшечка для рычащего мачо. Все таки он мог бы стать хорошим артистом - все для этого было, и харизма, и типаж, и талант. Жаль, что он не реализовал и десятой доли его.
Фильм задевает такие потаённые участки души, что сам удивляешься! Неожиданно соединяются раннее не соединённые пазлы и начинаешь видеть больше, чем до этого. А значит получился! Спасибо авторам и актёрам!
Уже можно говорить, что фильмы, книги, сделанные и написанные в пред-, по- и послеперестроечные годы до совсем недавнего времени носят один и тот же убогий отпечаток заказного антикоммунизма и антисоветизма. И авторам и сценаристам, увы, ничего не предъявишь - они честно отрабатывали заказ времени - поносили всё, что нужно и можно. Интересно, им сейчас стыдно за свое творчество? Сейчас то уже источники есть не только с антикоммунистической направленностью,, и за то, что не поддерживаешь деструктивные антигосударственные разговоры на кухне могут быть для твоей совести даже и бонусы. То есть, тебе, автор, пишущий на исторические темы, уже не обязательно обхаивать историю своей страны... Так понимают они, что они были просто пешками и шакалами? Или всё же гордятся тогда придуманным?
----------
Не.... Надо обязательно закон )))) принимать, чтобы на таких заказных фильмах тех времен, и показываемых сегодня по ТВ, периодически пробегала бегущая строка с годом съемок и с соответствующей надписью о предвзятости произведений тех лет, чтобы молодое поколение не воспринимало фантазию как настоящую историю.
В 1996 не посмотрел, хотя помню - мелькал в телевизоре. Не до него было. Сейчас посмотрел - на культуре вытащили эту тухлятину по новой. Впрочем канал культура последнее время в любой передаче о раньшем времени проводит "десталинизацию" как будто перестройка на дворе )))) Установка однако ))))
П фильму - лживая антисоветская поделка. Качественна только игра Порошина да декорации - ещё советская школа действовала. История, взгляды Горького, типажи, ситуации - перевраны на корню и приведены к одному знаменателю - советская власть плёхая, большевики злодеи. Горький изначально холёсий, но в силу причин служил режиму и был им сожран. Клевета и брехня.
Горький после всех метаний принял власть большевиков, которые были злодеями не больше своих противников. Но строили новую жизнь и новое общество на благо народу - поддержанные большинством русского народа.
Сталинская политика была Горьким принята полностью тем более. Трудовые лагеря в Соловках и Беломоре именно исправляли многих преступивших закон. Пресловутый гулаг был не сахаром, но не филиалом ада. Наоборот, там соблюдалась строгая законность по сравнению даже уже с брежневскими временами, не говоря про сегодняшние. Горький писал о них именно правду в отличии от брехунков типа солженицына.
Горького убили Ягода и его люди, которые готовили переворот как яковлев с шеварднадзе )))) и Горький узнав об их планах, готов был рассказать об этом Сталину.
Некоторые комедийные перлы этой агитки - мальчик в соловках, сказавший Горькому правду и непременно расстрелянный ))))
Испугавшийся Сталин )))))
Впрочем, Кваша в роли Сталина играет просто героя анекдотов своей среды.
Фильм, безусловно, выдающийся. Порошин играет Горького, ньюансируя даже мельчайшие изменения настроения писателя, зарождение догадок и согласие на уступки ползучей подлости. Актер в этой роли гениален.
Вопрос к сценарию о роли Закревской. Все таки, она была последней, кто видел Горького живым, и, по одной из версий, угостила его смертельными конфетками-подушечками. Пожелание сценаристу Лапшину и режиссеру Сорокину продолжить творческое сотрудничество,
сделав фильм под условным названием "Будберг"
А.В.
Этот сериал не шедевр,но...Как же он выигрывает перед другими современными сериалами-биографиями! Легендарные личности шагающие по телеэкрану скорее шарж или же фантазия на тему "а это публика схавает",что не имеет ни к жизни персонажа,ни к правде истории никакого отношения.Здесь угадывается осторожное отношение к материалу и если есть неточности,то это дань художественной форме ...
Полностью согласен с Алгонкином №11. Фильм - примитивнейшая антикоммунистическая агитка к выборам-1996. Особенно это заметно в финале, где не хватает только плаката "Голосуй или проиграешь".
Кстати перед выходом его на экраны было опубликовано (ЕМНИП в "Лит.России") коллективное письмо ряда историков и литературоведов, протестовавших против фальшивостей сюжета, искажающего исторические события последних лет жизни Горького. Письмо проигнорировали, фильм вышел.
Фильм силён своей откровенностью.Хотя и есть явно сомнительные вещи,эпизод-конфликт со Сталиным,где тот пугается Горького,это уж совсем невероятно.Да и в те годы жизни писателя ему духу не хватило бы так разговаривать с диктатором.Что понять можно.
Комменты в которых говорится,что этот фильм-конъюктура и ушаты помоев...Ну что скажешь,совок он и в могилу сойдёт совком.Мерзлота.