№84 Жерар
Ситуация в фильме абсолютно нереальная. Нам показывают, что летчик сам решает: Ну-кась, слетаю-ка я и поохочусь на песцов, б. медведей, людишек.
Что видим: плотный ледовый покров — это не может быть Мурманск, значит это Архангельск или ближе к Новой Земле, возможно Карское море, но не Баренцево.
Это я к чему? Для Мессера или ФВ-190 эти места очень далеки от их авиабаз. В условиях постоянной нехватки горючего во всем Вермахте прогулочные вылеты запрещены, поэтому фриц мог получить там только одно задание: одиночное барражирование в районе транспортных путей с целью обнаружения мортранспорта (не военного), то есть разведка, так как не бомбами (торпедами) потопить даже «корыто» нельзя. То есть доложить данные разведки на базу бомбардировщиков. А в случае обнаружения ГСМ на палубе (самые частые перевозки) обстрелом поджечь их. Это очень далеко, поэтому имея полетное задание на пролёты в определенных квадратах горючего не хватило бы на свободную охоту «на дичь».
И второе: из тяжелой неповоротливой мосинки сбить самолет очень сложно (были единичные случаи за войну) — можно попасть разок другой, но не туда, где самолет загорится. Но главнее всего другое. Это стрельба обессилевшего человека в крайне замёрзшем состоянии — дрожь рук запредельная, то есть прицеливание вникуда.
Насчёт дальности немецких истребителей, Вы правы от Хетбугена и Луостари было мягко говоря далековато и для "Мессера" и для "Фокке-Вульфа" это был полет в один конец, но в конце 80-х годов на озере Окулово, это около 200 км от Архангельска, был обнаружен немецкий тайный аэродром подскока времен Великой Отечественной, так фантазия сценаристов была подтверждена жизнью (хотя на тот момент они вряд-ли об этом догадывались)