№ 17пастор Шлаг или светлый образ его 06.03.2025 12:23
Решил пoлиcтaть aрхивы, пocмoтреть начальную реaкцию нa этy рoк-oперy. В мaрте 1971 гoдa в Пенcильвaнии лютерaнcкий кoлледж ycтрoил предcтaвление рoк-oперы вocпитaнных в aнгликaнcкoй вере Эндрю Ллoйдa Yэбберa и Тимa Рaйca «Ииcyc Хриcтoc — cyперзвездa». Через неcкoлькo недель пocле нaчaлa репетиции трyппa пoлyчилa cyдебнoе извещение, зaпрещaющее шoy пo причинaм нaрyшения aвтoрcких прaв. Через неcкoлькo меcяцев, в oктябре 1971 гoдa, нa Брoдвее cocтoялacь премьерa рoк-oперы. Критики были не в вocтoрге oт пocтaнoвки, некoтoрые нaзвaли ее нaглoй, caм Yэббер - вyльгaрнoй. Кaждoе выcтyпление вызывaлo прoтеcты и oбвинения в cвятoтaтcтве. Aктивиcты мешaли aктерaм зaйти нa cценy. Еврейcкие грyппы критикoвaли изoбрaжение в шoy еврейcких первocвященникoв, пocкoлькy Вaтикaн зaявил, чтo евреи не неcyт кoллективнoй oтветcтвеннocти зa cмерть Ииcyca. Нo блaгoдaря oгрoмным cбoрaм (миллиoн дoллaрoв) и прoтеcтaм религиoзных oбщин предcтaвление cтaлo фенoменoм и вoт yже прoдoлжaетcя 50 лет. В Еврoпе aльбoм 1970 гoдa был зaпрещен рaдиocтaнцией BBC кaк кoщyнcтвенный, a в CШA oн cтaл caмым прoдaвaемым в 1971 гoдy.
Мнoгие oбъяcняли ycпех рoк-oперы кaчеcтвoм мyзыки. Тaк, oдин aмерикaнcкий прoфеccoр религиoведения зaявил, чтo емy нрaвитcя этa рoк-мyзыкa, «нo я люблю ее вoпреки cебе» и чтo кoгдa oн читaет Нoвый Зaвет, тo чacтo нaчинaет нaпевaть мелoдии из «Ииcyca Хриcтa — cyперзвезды». Дрyгaя ocoбеннocть этoй рoк-oперы, пo мнению критикoв, заключается в том, чтo oна cтaлa пиoнерoм в прoдвижении хриcтиaнcкoгo пocлaния среди мoлoдежи, нo сделала этo тaк, чтобы не навязывать егo.
Мыcли oб этoй рoк-oпере вoзникaют, кoгдa cмoтришь фильм «Прoрoк. Иcтoрия Aлекcaндрa Пyшкинa». Рaзyмеетcя, в «Прoрoке» мyзыкa, к coжaлению, имхо дaже близкo не cтoит c мyзыкoй Yэбберa, и фильм никoгдa не бyдет cтoль же пoпyлярен. Нo cтoлькo пaрaллелей, cтoлькo пaрaллелей… )))
Замечательная штука.
Мы в компании разучивали в свое время ее по партиям, под гитару.
Про Иисуса не скажу, женские партии все великолепны, и голоса вырзаительные.
Сейчас пересмотрела - стала интересна история создания.
Вдохновившись JCSS наши Песняры тоже пытались что-то подобное ссорудить.
Но в русской версии не звучит от слова совсем(. Пришла на спектакль и хотелось все время перепеть по-английски.
№11 Александр Ахматов
Из книги "На экране Америка", 1978
... Нили распевает резким фальцетом под эклектическую музыку <. . .> периодически разражаясь злобным визжанием.
Всё верно. Это единственное, что разочаровывает в фильме и порой раздражает - фальцет, которой зачастую звучит просто-таки противно, истерично и в явном не соответствии с образом Иисуса... Я не призываю партию Иисуса в этой бессмертной рок-опере отдавать сиплым баритонам, но всё-таки тенор в данном случае должен быть НОРМАЛЬНЫМ, не пискляво-визгливым...
Оригинальная версия Бродвейской рок -оперы жаль ,что без Яна Гиллана и остальных оригинальных исполнителей ,но Ивонн Эллиман,Барри Деннен остались ,слов нет .КлаССС!
пересмотрел фильм. в общем понравился. но есть НО.... обратите внимание на сюиту начала мюзыкла. по версии авторов ее написал в 1970 Вебер. но сегодня рещил начать пересмотр Джеймса бонда. фильм 2 From Russia with love (1963). сюжет драки болгар и циган - и слышу сюиту от Вебера. за 5 минут до конца - сюжет с бочками. и снова та же мелодия. получается Эндрю Вебер стибзил мелодию из фильма и назвал своей. хотя есть вариант что мелодия существовала и раньше. хотя конечно это не портит впечатление от фильма. есть еще один минус - непонятки с иисусом. он как то не определился - что он хочет донести. так же непонятка с иудой. очень правильный человек. игра восхищает. но нет аргументации его измены за ДЕНЬГИ...непонятно почему чрезвычайный и полномочный прокуратор Рима Пилат так легко поддался шантажу руководства города.
Из книги "На экране Америка", 1978
Пол Циммерман (кинокритик журнала "Ньюсуик", один из авторов книги "Братья Маркс в кино". Преподает в Школе журналистики Колумбийского университета).
/ Можно надеяться, что "Иисус Христос - суперзвезда" остановит поток появившихся в последнее время рок-опер, которые переносят Страсти Христовы в контекст современной "контркультуры". Заставить Иисуса петь блюз - довольно рискованная задача, но постановщик Норман Джуисон, перенося на экран нашумевший бродвейский мюзикл, сохранил все подобные сомнительные приемы и тем самым привел картину к полному провалу.
Чтобы придать своей истории некоторую привлекательную достоверность, Джуисон привозит Иисуса с его командой в туристском автобусе к каким-то величественным руинам на Ближнем Востоке. Этот реалистический задник обеспечивает Джуисона восхитительными закатами и всеми признаками грандиозного мюзикла, но результат - пародия. Танцы бродвейского спектакля в пустыне выглядят нелепо, несмотря на старания Джуисона приукрасить их замедленной съемкой и прочими трюками. Стараясь создать впечатление вневременности, режиссер сваливает в кучу древние амфитеатры, современные танки, античные одеяния, базары для туристов и традиционное Распятие, но результат этой путаницы - не столько вневременность, сколько бессмысленность.
Разнородность места действия порождает самые различные несуразицы. Синайские пейзажи перечеркивают основную тему "Суперзвезды": представить Иисуса популярным исполнителем музыки "рок". Вряд ли в пустыне у него нашлось бы много поклонников. Но, кроме этого, временные несоответствия ведут к претенциозной фальши: Иуда предает Иисуса, убежав от преследовавших его танков, апостолы рассаживаются за столом так же, как на знаменитой картине Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и т.д.
Иисус Джуисона напоминает Чарлза Мэнсона: он кочует по пустыне в сопровождении красивых женщин, которые в свободное время умащивают его благовониями. Его внешность в фильме называют необыкновенной, но на самом деле Нед Тили в роли Иисуса - абсолютное подобие сентиментальных изображений в низкосортных произведениях религиозного искусства. Это сварливый тип, который постоянно грызет своих апостолов за то, что они недостаточно его любят, и больше всего беспокоится о том, будут ли люди говорить о нем после его смерти. Как и Карл Андерсон, исполняющий Иуду, Нили распевает резким фальцетом под эклектическую музыку Эндрю Ллойда Уэббера - стиль, ставший популярным благодаря Дженис Джоплин, - периодически разражаясь злобным визжанием. Ивонна Эллимен поет арии Магдалины нежно и трогательно, но ее героиня превращена в служанку, постоянно переодевающую Иисуса и отвлекающую его от дел. Бога-отца, как обычно, изображает солнце, выглядывающее из-за туч.
Можно найти и удачные моменты, особенно пародию на мюзиклы двадцатых годов, в которой Ирод (Джошуа Мостель) дразнит Иисуса, предлагая ему "пройтись по бассейну", и арию Иисуса, вопрошающего о смысле своей смерти, но Джуисон все портит, монтируя вслед за этим кадры картин старых мастеров на темы Распятия. В конце актеры снова садятся в автобус: все, кроме Иисуса. Как руководитель гастролей охарактеризовал эту поездку? "Мы вволю натанцевались и напелись и Иисуса распяли, в общем, хорошо провели время". Господи, прости их. Они не ведают, что творят. /
Фильм, обречённый на плюсы :-)
Видел два варианта, в обоих главное - музыка Уэббера, даже не стану разбираться, о каком речь в данном случае, просто плюс.
Наконец добрался до самой, наверное, популярной и известной рок-оперы всех времён и народов! :))
Не обращая внимания на удручающе низкий бюджет фильма (костюмы - либо современные, либо "созданные", как будто, с помощью ножниц, бумаги и клея, типа, карнавальных масок в "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён"; декорации отсутствуют как класс), только смотрел череду музыкальных клипов - из чего, собственно, эта рок-опера и состоит.
Самая любимая ария - безусловно, "фарисейская"; её мелодию (правда, с другими словами) я знал с самого детства, и в частности её использовали на нашем ТВ 70-х - в "Бенефисе Гурченко".
Да и вообще, музыка в опере высочайшего уровня, поэтому и оценка будет высокой - "7" по 10-балльной.
№7 Морской
Всем у кого есть возможность проживая в Москве,всем у кого представится возможность будучи в Москве, рекомендую посмотреть спектакль в театре им.Моссовета,впечатление на всю жизнь.
Всем у кого есть возможность проживая в Москве,всем у кого представится возможность будучи в Москве, рекомендую посмотреть спектакль в театре им.Моссовета,впечатление на всю жизнь.
Да, фильм действительно странный. И дело даже не в Иуде-негре и не в римлянах с немецкими автоматами и в камуфляжных штанах (эти и другие исторические неточности, как я понимаю, были сделаны умышленно, чтобы подчеркнуть, что этот сюжет - на все времена). Просто характер тут у Иисуса, прямо скажем, не евангельский - очень уж он горяч и вспыльчив.