... 21 февраля 1944 года на холме Мон-Валерьен, в предместье Парижа были расстреляны двадцать два героя Сопротивления; трое из них были французами, остальные - эмигранты: итальянцы, поляки, венгры, евреи, румыны, армяне, испанец.
Из многих тысяч казненных на холме Мон-Валерьен этих еще при жизни, в военные годы знала вся Франция. От Парижа до самых отдаленных деревень страна помнила их имена и их лица - ими были полны газеты, в кинотеатрах демонстрировался "документальный" фильм о судебном процессе над арестованными. Процесс по "делу группы Манушяна" готовился три месяца. Фашисты решили превратить его в громкую пропагандистскую акцию. Обвиняемые должны были предстать перед народом Франции как "интернациональный сброд", сборище убийц и дегенератов. Кампания, поднятая коллаборационистской прессой, показалась оккупантам недостаточно эффективной. И тогда повсюду в стране были расклеены "красные афиши".
На красном фоне, в кружочках - фотографии бойцов группы Манушяна с подписями: Фонтано, итальянский коммунист, 12 покушений; Альфонсо, красный испанец, 7 покушений; Боксов, венгерский еврей, руководитель диверсий на железных дорогах, 20 покушений; Манушян, армянин, глава банды, 56 покушений, 150 убитых, 600 раненых... Вниз от портретов стрелка вела к фотографиям железнодорожных крушений, составов, сошедших с рельсов; на другом снимке - труп человека, безусловно, гражданского - рядом валяется шляпа; а на центральном снимке, объединяющем этот своеобразный фотомонтаж, - оружие, принесшее все эти разрушения и убийства, - пистолеты, автоматы, бомбы... Над портретами - надпись: "Освободители?" Под фотомонтажом - ответ на вопрос: "Освобождение! Преступной армией!"
Кроме огромных афиш выпускались и малоформатные, снабженные развернутым текстом: "Если французы грабят, саботируют, убивают - это потому, что ими всегда командуют иностранцы... Бандитизм не является порождением оскорбленного патриотизма - это заговор чужестранцев против французов и суверенитета Франции..."
Призванные напугать и ожесточить французов против чужаков - возмутителей спокойствия, красные афиши, как свидетельствуют современники, несли надежду, уверенность в близком конце нашествия, поднимали свободолюбивый дух французов; иные вчерашние "тихие" обыватели вступили в противоборство с оккупантами накануне Освобождения, вдохновленные примером мучеников, чьи лица запомнились на кроваво-алом фоне.
последнее обновление информации: 13.10.11