Матей Олару, репортер одной из бухарестских газет, неожиданно для себя становится свидетелем провокаций, допросов, пыток, погромов...
Фильм дублирован на киностудии имени М.Горького в 1979 году.
последнее обновление информации: 12.12.24
Смерть репортера
Тему этого фильма можно обозначить как тему «интеллигенция и революция», осознание интеллигенцией необходимости борьбы, активного участия в политике. Авторы «Специального выпуска» обращаются к событиям прошлого. Время действия их картины —1939 год.
Уголки, закоулки, тупички города, как будто специально созданные для погонь, преследований, тайных встреч. Бухарест 30-х годов. Туалеты, прически, косметика, самые типы лиц... Роскошные мраморные гостиные, светские рауты, где между двумя фразами за коктейлем решаются важные государственные вопросы, и сомнительные «меблирашки», где рядом с тайными любовными свиданиями, через стенку пытает свои жертвы тайная полиция—сигуранца, где происходят таинственные самоубийства и «нечаянные» несчастные случаи.
Не время для любви, не время для радостей — время тревоги. Вот почему как бы некстати, невпопад звучит в контексте событий любовная тема, на долю девушки, полюбившей героя картины, выпадают на коротком отрезке их совместного пути только стрельба, только преследования, только смерть. Ее избраннику Матею Олару и вправду не до лирических чувств. Репортер одной из бухарестских газет, обязанность которого — охота за сенсациями скандального свойства, Олару, не раздумывая, ввязывается в пустяковый на первый взгляд скандал на улице — заступается за девушку: ее грубо преследует некий тип. Девушка убегает, а тип этот, оказавшийся агентом сигуранцы, арестовывает журналиста, поскольку тот помешал задержать известную коммунистку. Сигуранца грозит Олару тюрьмой, если он не поможет отыскать упущенную по его вине женщину, пользуясь журналистскими связями. Таким образом охранка надеется выйти на еще неизвестных ей подпольщиков.
Олару, далекий от политики человек, начинает свой сыск безучастно, с одной только целью — отделаться от сигуранцы. Но вот перед ним раскрывается картина расстановки политических сил в стране, он нащупывает скрытые пружины действия различных политических механизмов, становится свидетелем провокаций легионеров, их сговора с немецкими фашистами, допросов, пыток, погромов. Постепенно беззаботный репортер осознает свою причастность к событиям, которые прежде его лично вроде бы не касались. И уже не может остаться в стороне. Способ действия подсказан профессией: Олару хочет опубликовать сенсационную разоблачительную статью о страшных событиях, свидетелем которых случайно оказался. Статья должна ударить по легионерам и по тем, кто делает на них ставку. Однако вскоре журналист понимает: такое никто не осмелится напечатать.
Постепенно Матей Олару, беспартийный репортер, приходит к контакту с коммунистами. Он верит им, потому что четка и ясна их позиция в борьбе с фашизмом. Однако передать коммунистам пленку с разоблачительными снимками репортеру не удастся: преследователи его настигнут. И мы увидим, как на огромном пустынном пространстве, среди зеленых холмов, на берегу реки, роняя кровь на траву, будет бежать от своих убийц Олару, и будет страшно кричать и метаться смешная девчушка — его спутница. А над всем этим ужасом полетит на бреющем полете, усугубляя смертельную сумятицу, самолет — старая, допотопная этажерка... И кажется, что и оттуда стреляют...
Олару убит. Фотопленка, которая была спрятана у него на груди, попорчена пулями. Значит, все было напрасно? Нет! Авторы заканчивают картину на оптимистической ноте. Специальный выпуск газеты, разоблачающей убийц, все же выходит: «Читайте, что говорит пилот!» Оптимизм — в преемственности мужества, честности, а вере, что справедливость восторжествует.
И. Мягкова, кандидат искусствоведения
«Советский экран» № 1 (январь 1981 года), стр. 8