45 лет назад, в ночь с 8-го на 9-е августа 1969 года, члены секты
Чарльза Мэнсона «Семья» совершили в Лос-Анджелесе своё самое скандальное преступление, жестоко убив пять человек, среди которых оказалась киноактриса Шэрон Тэйт, находившаяся на девятом месяце беременности. Следующей ночью, с 9-го на 10-е августа, Мэнсон лично участвовал в очередном убийстве, и на этот раз жертвами стали владельцы небольшой сети магазинов супруги Ла-Бьянка. История секты «Семья» стала одной из самых громких во второй половине ХХ века, а Чарльз Мэнсон - пожалуй, самым знаменитым маньяком Америки, удостоившийся стать героем нескольких книг и кинофильмов.
В 1976 году на экраны вышел
«Хелтер Скелтер» Тома Грайза. Фильм был основан на книге, написанной адвокатом Винсентом Булиози, одним из участников суда над Чарльзом Мэнсоном, а его соавтором стал писатель Курт Джентри. Трёхчасовое действие представляет собой доскональное судебное расследование, в котором главным сюжетным двигателем является поиск улик и попытка выстроить линию обвинения так, чтоб Мэнсон оказался в тюрьме, так же, как и его «дети», непосредственно участвовавшие в убийствах.
«Хелтер Скелтер» (название в переводе с английского обозначает "суматоха, кавардак") - детализированное разбирательство, в котором бесконечные судебные прения в сочетании с редкими флэшбэками, а также подробности полицейской рутины, вплоть до тестирования магнитофона перед записью показаний, могут утомить случайного зрителя. Обстановку разряжают лишь выходки подсудимых во главе с самим Мэнсоном, который показан так, чтобы у зрителя не возникало сомнений с первого кадра - он одержимый маньяк, поклонник Гитлера, безумец и убийца. Члены «Семьи» — тоже не люди, а "бессердечные роботы" (слова из обличительного монолога Булиози). Исключением оказывается только Линда Касабиан, решившая дать показания против секты. Людей, не входящих в секту, в «Семье» принято называть «свиньями», маньяки завидуют их жизни в домах, возможности принять ванную и т.д. Черно-белая линия монстр - жертва выстроена без каких-либо оговорок, а финал картины - откровенная критика недавно принятого в Калифорнии запрета на смертную казнь. Авторы фильма не скрывают своего возмущения в том, что Чарльз Мэнсон останется в живых, пусть даже и в тюрьме.
В 2004 году режиссер
Джон Грей снял одноименный ремейк «Хелтер Скелтер», который устроен гораздо сложнее своего предшественника. Фильм разбит на две примерно равные части, в первой рассказывается история Линды Касабиан, глазами которой зритель видит как повседневную жизнь «Семьи», так и обрывочные картинки убийств 8-го и 9-го августа. Вторая половина фильма обращает нас к судебному разбирательству, которое добавляет шаг за шагом в картину происходящего все больше деталей, и в итоге мы можем видеть фактическую картину, более подробную, чем в восприятии Линды.
Чарльз Мэнсон здесь не лишён обаяния - становится понятно, каким образом его безумие могло распространиться на других. Рядовые члены «Семьи» показаны как потерянные дети, которым общество не смогло дать смысл жизни, тогда как Чарли предложил мир с готовыми ответами. Никого из дознателей не интересуют мотивы преступления, один из ведущих следствие полицейских в какой-то момент восклицает, что ему неинтересны мотивы, а важен лишь результат дела. Меж тем, авторы фильма обвиняют в трагедии не одного свихнувшегося человека, а всех людей, которые не хотят усложнять себе жизнь лишними раздумьями и поисками смыслов. Лено Ла-Бьянка у себя в машине переключает радиостанцию, когда речь заходит об убийствах в Лос-Анджелесе. Он говорит:
«Нас это не касается», — и уже через пару часов оказывается очередной жертвой. Отчаянный протест безумца изобличает огромную порочную систему и человеческое равнодушие. Как ни парадоксально, жертвы оказываются не такими уж невинными.
В 1963-м году, незадолго до резни Чарльза Мэнсона, политический философ Ханна Арендт пишет книгу «Банальность зла», в которой утверждает, что зло — это прежде всего пассивность. Принятие готовых ответов и бездумное подчинение — вот самое настоящее зло. Если бы не оно, ни один маньяк не смог бы вдохновить людей на преступления. Бездумная поддержка решений, принятых кем-то, имеющим власть, ведёт ко многим бедам. Эту важную мысль стоит не просто обдумать, но держать в голове постоянно. Пассивное доверие авторитету — зло. Такой взгляд на историю секты Мэнсона, показанный в «Хелтер Скелтер» 2004-го года, кажется наиболее продуктивным.
обсуждение >>