Когда дядя Митя из фильма
«Любовь и голуби» ищет повод выпить, то всегда находит - например, обратившись к настольному календарю.
«80 лет со дня рождения… Ух ты, а ей уж восемьдесят?!». И пересматривая эту картину как раз накануне подобного юбилея актрисы
Нины Дорошиной, нельзя не рассмеяться от случайного совпадения.
Да и другие знаменательные даты связаны в этом году и с режиссёром
Владимиром Меньшовым, и с исполнителями ролей -
Александром Михайловым и
Натальей Теняковой, которые, между прочим, являются ровесниками, однако играют весьма отличающихся по возрасту персонажей. А главное - прошло 30 лет с момента выхода очень популярной ленты на советский экран, которая занимает 61-е место за всю историю проката с результатом 44,5 млн. зрителей. И среди её ближайших соседей по списку - комедии
«Не может быть!»,
«Полосатый рейс»,
«Карнавальная ночь»,
«Свадьба с приданым»,
«Самая обаятельная и привлекательная» и
«Иван Бровкин на целине».
Данный контекст действительно важен, поскольку частично раскрывает механизм формирования предпочтений широкой публики. И именно аналоговый принцип лежал в основе прогнозирования зрительского успеха фильмов, чем занимался в Главкинопрокате один из отделов, где лично мне довелось работать в те годы и быть непосредственным свидетелем, как показатель посещаемости картины Меньшова, предсказанный ещё на основе сценария, оказался довольно точным. Мы тогда предположили, что результаты проката будут около 40 млн.
Сам постановщик несколько расстроился, что ему так и не разрешили сделать две серии, а также пришлось сократить пару переплясов (или же «фигур», как выражается безымянный и даже не упомянутый в титрах деревенский парень-гуляка в исполнении Владимира Меньшова) и ещё пожертвовать рядом выпивок героев - в угоду развернувшейся кампании по борьбе с пьянством в жизни и на экране. Но теперь убеждаешься лишний раз, что в плане соблюдения темпоритма это пошло на пользу ленте, чья продолжительность составила 107 минут. Ведь среди самых популярных советских комедий только одна двухсерийная, да и та героико-эксцентрическая, вдобавок являющаяся частью франшизы -
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые». А так называемые «народные комедии», к числу которых, безусловно, относится «Любовь и голуби», не должны быть длинными и наполненными множеством событий.
Если разобраться, фильм Меньшова, снятый на основе пьесы
Владимира Гуркина, которая даже была поставлена на сцене театра «Современник», локален по месту действия (за исключением вставных сцен на южном курорте) и ограничен по количеству персонажей - фактически их восемь. И этот «деревенский водевиль» намеренно разыгран с разными вывертами и переплясами, всевозможными «фенечками», как сказали бы сейчас, порой с акцентированными и преувеличенными реакциями персонажей и их исполнителей.
Кому-то может показаться, что актёры пережимают, чересчур комикуют - особенно «условно-престарелая парочка» в трактовке
Сергея Юрского и
Натальи Теняковой, или же впадают в излишнюю истерику в моменты острого выяснения отношений (хотя Нина Дорошина на редкость точна в качестве обманутой жены). Но надо принять такой чуть гиперболизированный и аффектированный способ представления сюжетного материала, чтобы получить и спустя 30 лет после первого знакомства с картиной немалый заряд веселья и настоящего удовольствия от этого «карнавального лета в Сибири» (впрочем, снимали-то в Карелии).
обсуждение >>