Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Памяти Петра Наумовича Фоменко...

10 августа
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
10
12
13
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
28
30
31
Все рубрики

>>

Памяти Петра Наумовича Фоменко...Скончался один из величайших русских режиссеров - Петр Наумович Фоменко. Это утрата для российской культуры, и личная утрата для многих, чья жизнь связана с театром и просто с российским искусством.
****
Два телефонных разговора с Петром Наумовичем Фоменко
Июль 14:07:12 – 22:06
- Это Вера? Вера-Марьяна? Как Ваши дела?
- Хорошо, что Вы мне звоните. И подождали, пока я подойду к телефону и не положили трубку.
- Я хотела Вас поздравить с юбилеем.
- Это была репетиция поминок…
- Вы были на даче?
- Какая дача – это заброшенный полуразвалившийся дом в заброшенной русской деревне.
- Как Майя Андреевна?
- Хорошо, пока поддерживает какие-то остатки жизни. Скажи мне, ты в Москве будешь долго?
- Я все лето в Москве.
- Это.. осталось полтора месяца. Половина июля и август. Я не могу предположить, в какую часть света ты потом поедешь.
- Я думаю, что поеду сначала в Лос-Анжелес в сентябре. А потом, наверное, в Нью-Йорк. У меня пять проектов в Москве, я сделала из них три. Потом я простудилась. Я месяц работала, все время о Вас думала, вчера звонила, Вас не было, и теперь позвонила и Вы здесь.
- Как я рад, что Вы в Москве, есть возможность повидаться и есть у Вас возможность что-то сделать, если тебе не в тягость.
- Мне в радость.
- А вот почему ты называешь работу «проектами»?
- Я занимаюсь документальным кино…
- Это же не проекты.
- Ну, как бы работаешь на себя. Придумываешь что-то и делаешь. Я же не в компании какой-то. Я сама придумываю, и сама делаю.
- Еще лучше… Это не проекты…
- А что это?
- Это «затеи».
- Да [смеюсь] Есть затеи, есть мои, есть чужие.
- Солнышко… Спасибо, что звонишь.
- Ну я-то… с такой радостью. Через два дня? Понедельник, вторник?
- Ты нас навестишь? У нас еще театр работает, есть спектакли, но тебе не до них, ты наш театр не любишь.
- Я переживала, что пропустила «Сказки Арденского лета» в прошлый раз, и в этот раз тоже я работала, я была в Смоленске.
- У нас появился спектакль по Булгакову, «Театральный Роман», потом появился еще один спектакль по еврейской прекрасной книге, но он еще пока неизвестно, что будет с ним, он еще не вполне родился. Потом еще есть работы разные. Есть Набоковский спектакль по роману «Дар». Ты никогда не читала Дар» Набокова?
- Я до конца его не дочитала, к своему стыду. Я читала на природе, и все время отвлекалась.
- Солнышко… Ты уедешь в Америку в сентябре?
- Может быть. В Лос-Анжелес. Я часто бываю в Сан-Франциско тоже.
- Ты знаешь, что нам предстоят гастроли в Америку – это не гастроли, это поездка по пяти городам: Нью-Йорк, Сан-Франциско, в Чикаго. Еще что-то. Мы будем играть в театре у Миши Барышникова.
- Да, ну Нью-Йорк. А это когда?
- Это будет в октябре, не раньше, может в ноябре, но ближе к концу этого года. Мне очень хочется, чтобы мы не потерялись.
- Мы никогда не потеряемся.
- У меня нити такие тонкие, и уже их почти нет, а тебя потерять я не могу, потому что каждый раз когда я проезжаю мимо того места, где я вас видел с папой, вы жили на улице Зои Космодемьянской...
- Да.
- Вы жили у метро…
- Войковская.
- А? Войковская – я помню, как я рад был вас видеть. Поэтому не потеряй меня, дорогая, звони мне, через два дня мы увидемся, я буду ходить ногами.
- Я боялась вам звонить. Думала, что Вы плохо себя чувтствуете, что Вам не до меня.
- Жив я или нет?
- Ну что Вы, я знала, если это произойдет – это было бы международное событие, Петр Наумович…
- Международное событие, которого так долго ждали, как вы говорите, это событие…
- [Я смеюсь]
- Позвоните мне завтра и я скажу Вам завтра все наши спектакли - посмотрите все спектакли опять. Хотя наверное Вам будет скучно… Вот 18 числа уже закрывается театр...
- Я знаю все Ваши спектакли, Петр Наумович. У меня же есть компьютер… Вот 15-го спектакль «Заходите-заходите», а «Триптих» я видела; 16-го «Титулярный советник», а «Театральный роман» – 18-го.
- Да Вы все знаете? Вот «Театральный роман», но Вам будет скучно.
- Вы говорите, что на «Театральный роман» лучше сходить. А «Заходите-заходите» – это же на Ваш?
- Я за все отвечаю. Если плохо – я виноват, если хорошо – актеры молодцы.
- Так можно придти? Можно придти на спектакль?
- Да. И позвони через два-три дня, когда сможешь, мы встретимся.
- Может быть, Вас не беспокоить завтра?
- Нет, ты меня не беспокоишь Марьяна.
- [Я смеюсь]
- Ну что ты смеешься? Что я тебя называю Марьяна? Тебя называть Маряна или Вера?
- Я сохранила два имени. И пусть так будет. Теперь будет два.
- Конечно – Анна-Мария, Марианна-Вера. Это прекрасно!
- Петр Наумович, Вы отдыхайте – я Вам позвоню завтра. Я только жалею, что пропустила сказки «Арденнского леса».
- Ой, я люблю их!
- Я посмотрю их осенью. Я позвоню завтра.
- Целую.
- Целую.

Памяти Петра Наумовича Фоменко...July 15/07 10:58AM
- Ты мне расскажешь потом, когда посмотришь спектакль? Всю правду. У Брехта есть такое эссе – он называется «Пять способов говорить правду».
- Надо прочесть.
- Я Вас обнимаю, солнышко, потому что очень хочу Вас увидеть. Вы мне позвоните, еще завтра. Cейчас есть уникальная есть выставка в Москве – выставка работ Коровина.
- Я видела… А сейчас Шагала.
- Есть Шагал, да, но там наверное сейчас очереди бывают.
- Наверное, да.
- Но я знаю директрису… Она очень милый человек. Ей 90 лет, но она кокетлива и прекрасна. Ну хорошо. До вечера.
- А Вас в театре сегодня не будет?
- Нет, наверное, будет.
- Будет? Отлично. Тогда, если Вы сможете, я попробую тогда сегодня с Вами увидеться.
- А вот «Театральный роман» по Булгакову – это название «Записки Покойника». И он начинается со слов «Меня не будет, меня скоро не будет меня не будет очень скоро…» - но прежде… и дальше начинается спектакль, в котором есть одна сцена хорошая, а все остальное мне не удалось, и Вы не приходите. А сегодня мы встретимся на «Заходите-заходите».
- А «Он был титулярный советник»?
- Это «Записки сумасшедшего» Гоголя. Я так назвал, потому что есть такая прекрасная песня Мусоргского – (поет: «Он был титулярный советник, она -генеральская дочь, он ей в любви объяснился, она прогнала его прочь… Пошел титулярный советник, и пьянствовал целую ночь…)
-[Я смеюсь]
- Ну хорошо… Я Вам кланяюсь.
- Петр Наумович, тогда до скорого. Обнимаю...

****
Что такое духовный учитель? Фоменко был духовным учителем.
И как портрет моего отца, ученого и ракетчика Аркадия Яровского, стоял на столе в его кабинете в театре, так и его портрет, пока я жива, будет всегда на моем столе в моем кабинете, а его образ и слова – в моем сердце и памяти.
Я знала его ещё в далеком детстве, когда его славы («цветы запоздалые», как говорила его ассистент, Лиля Васильевна) не было еще вовсе, и у него не было своего театра, и он преподавал в ГИТИСе, и ему не давали ставить спектаклей.
Мое первое воспоминание о нем – он катал нас папой на лодке по озеру, как в Алисе в Стране чудес, а мне было лет 12-13. В Лос- Анжелесе у меня сохранились фотографии.
Ребенком я помню, как он приходил к нам домой: меня всегда посылали заваривать чай и приносить этот чай с бутербродами на цветном подносе - папа с Петром Наумовичем сидели допоздна, бывали другие друзья, рассказывали истории.
Я помню, Петр Наумович рассказывал об одном случае времен Великой Отечественной Войны (может быть, в Санкт-Петербурге): он видел, как от взрыва рушился дом, а на одном из последних этажей двое, мужчина и женщина, пили чай. И вот дом уже совсем обрушился, рассказывал Фоменко, а эти двое все пили чай, и были два-три момента - они пили этот чай на верхнем последнем этаже, когда остальной дом уже рухнул, подвешенные в пространстве, и один даже успел прихлебнуть из блюдца – вот так (и Фоменко прихлебнул).
Каждый его рассказ, каждая история была наполнена образами, которые запоминались на всю жизнь.
Позже он приглашал нас с папой на все спектакли. Я иногда опаздывала. Памяти Петра Наумовича Фоменко...«Веруша, - говорил он, качая головой, – Вы опоздали… Вы опоздали...». Всегда целовал руку. Всегда вставал, когда входила женщина - даже такая двенадцатилетняя пигалица, как я. Всегда на «Вы». Я помню его пьесу по Цветаевой, где на рояле в фойе лежали живые яблоки – как начало декорации к спектаклю.
Позже, когда я взяла мамино имя, он называл меня Вера-Марьяна - «Это Вера? Вера-Марьяна?»
Когда мне было 18 лет, он пригласил меня с моим другом Андреем Егоршевым на день рождения, но не сказал, что это его день рождения. Когда я пришла с молодым человеком, сотня его актеров-студентов пели под гитару. А потом пел и он, на бис – старые еврейские песни. Его любимая еврейская мама была похоронена на Ваганьковском кладбище, недалеко от моей мамы.

Однажды Фоменко не подал руки Андрею Караулову. Это такой «желтый» журналист. Караулов хотел взять у него интервью - он тогда был театральным критиком. Это было в 80-х. Я запомнила надолго - есть люди, которым можно не подавать руки.

Когда в 1994 году моему отцу нужна была операция на сердце, Фоменко позвонил ему и предложил денег. «Мы с Майей (Майя Андреевна, жена Петра Наумовича) только что продали квартиру, - сказал он, - Аркадий, я хочу дать тебе денег», и предложил ему пятьдесят тысяч долларов.
Папа, конечно, не взял, но помнил об этом всю жизнь. Потом, когда Фоменко уже болел, и ему, в свою очередь, нужна была операция, папа звонил ему из Лос-Анжелеса и предлагал денег на операцию – отказался Фоменко.
В последний свой визит в Москву в 2006 году, за год до смерти, когда ездить было опасно, отец «сбежал» ото всех на премьеру фоменковского спектакля «Война и мир» в Петербурге. Позвонил только мне из Питера в Лос-Анжелес: «Я никому не сказал, меня позвал Фоменко, я поехал в ночь на поезде». Потом до конца дней вспоминал, как в паузах между диалогами герои фоменковского спектакля замолкали и поднимали головы к портрету Наполеона на стене. Замолкали и оборачивались на Наполеона.
Позже, когда в 2007 году отца не стало, Фоменко пришел на его похороны наПамяти Петра Наумовича Фоменко... Ваганьковское. Он уже с трудом ходил.
- Что с Вами, Петр Наумович? - спросила.
- Жизнь, солнышко - сказал он. - И притом довольно длинная.
... C ним был ассистент. Он зазвал меня и моего друга Матье Вольмарка («Он бонвиван - пошутил Фоменко, а потом сказал: «Я назвал его бонвиваном? Ах, я негодяй!») вдвоем в большую черную машину (к тому времени уже был огромный театр на Кутузовской набережной, названный его именем, но я это уже узнала потом, из «New York Times»), достал французский коньяк, и мы час ездили по «сумасшедшей» Москве, пили коньяк за его память. С тех пор фото моего отца всегда было на его столе.
Нечего и говорить, что в тот же или на следующий день он позвонил мне и предложил оставить для меня деньги в театре. «Тебе, наверное, сейчас тяжело? Нужна помощь? Я оставил деньги в театре. Пожалуйста, возьми». Вспомнив папу, я конечно, тогда не взяла денег. Это было другое поколение, где отношения были нематериальные. И до моей жизни на Востоке, где буддисты учат «принимать», когда предлагают, принимать с благодарностью подарки. Я отказалась, несмотря на разочарование друзей, разочарование Матье, потому что, конечно, отказался бы мой такой же, как Фоменко, только ученый, и такого же поколения русской-советской интеллигенции, папа – он всегда учил меня отказываться. Hо я попросила его об одном: дать возможность посмотреть все его спектакли. Петр Наумович сказал, что пока он жив – я смогу смотреть все его спектакли. Что я и сделала. Я посмотрела все его спектакли, и все спектакли его театра - от «Одной счастливой деревни» до «Дара», от «Войны и мира» до «Улисса».
И каждый раз, как и всегда на протяжение многих лет, всей моей жизни, он просил звонить сразу после спектакля, в любое время.
Я звонила. «Это Вера? Вера-Марьяна?» - всегда спрашивал, и всегда радовался.
Один раз, в 2009 году, когда я не позвонила сразу после спектакля, он позвонил сам.
- «Вам не понравилось… Плохо, да?»
- «Петр Наумович, как Вы можете такое говорить…»
- «Вам не понравилось, а то бы Вы позвонили… Вы не позвонили…»
- «Петр Наумович, зачем Вам мое мнение, я может даже и не совсем понимаю, но мне понравилась Ваша «Бесприданница…»
- «Как Вы можете говорить, театр у Вас в Вашей крови, Вы понимаете совершенно, абсолютно…»
Однажды, когда я ему позвонила, я сказала, что он так ко мне относится из-за моих родителей – он их любил, поэтому так хорошо относится ко мне – из-за них. Я уже и не помнила, какая была связь между ним и моей мамой-режиссером, и моим папой - я мало знала о десятилетиях их дружбы. Знала, как к нему относился отец. Маму я потеряла в девять лет, и мало что помнила о ее дружбе с Петром Наумовичем, а, возможно, и совместной работе.
«Как Вы можете так говорить, ну как Вы можете так говорить что это из-за них? Вы - это Вы...»
Когда я в последний раз приехала в Москву, летом этого - 2012 года - я, конечно же, ему позвонила. Не сразу, после съемок фильмов («Надо показать Ваши документальные фильмы у нас в театре» - говорил, «Спасибо, Петр Наумович - я сама, потом»)
Я никогда не записывала ни разговоров с ним, ни его репетиций. Я – документалист, снимаю документальные кино, и однажды сказала – «Может быть, я сниму про Вас фильм»? Он ответил – «Сними, конечно, потом, когда меня не будет». И познакомил меня с еще одной женщиной-режиссером из Израиля, и где теперь ее телефоны-адреса...
Просил привезли из Америки папины фотографии.
Я не привезла фотографии, приехала так, позвонила ему в перерыве между «проектами»…
****
Мы увиделись еще один раз, 15-го числа, после спектакля «Заходите-заходите». Я принесла цветы. Мы поговорили о фильме «Женщины Гулага», который я снимаю, о его спектакле.
«Про «Женщин Гулага» – как хорошо, что Вы здесь, в Москве, работаете – сказал он, - Про Гулаг надо говорить с моим другом - Юлием Кимом. А потом Вы поедете на Восток?» – спросил. «Да, скорее всего – ответила, - Потом наверное на Восток».
«Я доживать свои дни поеду на дачу» - сказал он, «Вы мне звоните, и мы обязательно еще раз увидимся, Вы, может быть, приедете ко мне на дачу»…

Марианна Яровская (Marianna Yarovskaya)
Режиссер-документалист, продюсер.
Фотографии - © Личный архив Марьяны Яровской

обсуждение >>

№ 5
космополит (Москва)   7.10.2012 - 16:50
Великий режиссер, выдающаяся личность в искусстве, уникальное его детище - театр, дай Б-г его ученикам сответствовать памяти и гению их Учителя, задача эта - сложности невероятной... читать далее>>
№ 4
Alegie1 (Петербург)   12.08.2012 - 01:44
Спасибо. Спасибо Вам за то, что Вы дали возможность прочесть эти слова. Выплакать на них хотя бы часть того, что внутри. Спасибо. читать далее>>
№ 3
ОЛЬГА Тагина (МОСКВА)   11.08.2012 - 11:38
Искренние соболезнования родным и ученикам Петра Наумовича! Я не могу сказать, что была лично с ним знакома, но мой муж, Николай Тагин, был принят в Театр Фоменко в начале репетиций спектакля "Мертвые... читать далее>>
№ 2
Inessochka (Москва)   11.08.2012 - 02:50
grand merci `a Vous. C`est trop beau. читать далее>>
№ 1
Люм (Пенза)   11.08.2012 - 01:29
Спасибо! Такие живые свидетельства тех, кто знал и любил Петра Наумыча и имел возможность с ним общаться, неоценимы теперь. читать далее>>
персоны

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram