Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Свет незабытых предков: 100 лет феномену Сергея Параджанова

9 января
2024 год
5
6
8
9
11
12
16
17
19
21
22
23
24
26
27
28
30
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
12
13
15
16
17
18
19
21
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
3
4
5
6
8
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
28
29
30
4
5
6
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
1
3
5
6
7
8
9
11
13
17
20
22
23
24
26
27
28
30
 
 
 
 
 
3
4
5
8
10
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
27
28
3
5
6
7
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
22
24
25
28
29
 
 
 
1
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
19
21
23
24
26
27
30
31
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
29
 
3
4
5
6
7
9
11
12
13
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
6
8
9
10
11
13
15
16
19
20
21
24
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
6
9
10
16
17
18
19
20
21
22
25
26
29
30
31
Все рубрики

>>

100 лет назад, 9 января 2024 года родился Сергей Параджанов — легенда советского, армянского и yкpaинcкoго кино. Вспоминаем текст Сергея Кудрявцева об «Андриеше» — полузабытом дебюте режиссера, из которого вырос узнаваемый авторский стиль, по сей день вдохновляющий художников, постановщиков, визионеров и даже Леди Гагу.

Свет незабытых предков: 100 лет феномену Сергея Параджанова

Довольно распространено мнение, что истинный кинематограф Сергея Параджанова начался только с фильма «Тени забытых предков», поставленного режиссером уже в 40-летнем возрасте. Однако и в дебютной ленте «Андриеш», созданной десятилетием ранее двумя молодыми выпускниками ВГИКа — Яковом Базеляном и Сергеем Параджановым, — уже можно при желании заметить типичные черты параджановского стиля.

Читать Искусство выживать: легенды и люди в фильмах «Тени забытых предков» и «Последний человек на Земле»
Вероятно, его гораздо выше оценивают в зарубежных странах: и на Западе, и на Востоке. О чем свидетельствует, в частности, совсем свежий [для 2015-го — прим.ред] пример: включение ленты «Цвет граната» в специальную программу мировой классики на 18-м Шанхайском международном кинофестивале класса «А». Кстати, оператор данного фильма Сурен Шахбазян также сотрудничал с Сергеем Параджановым еще на съемках «Андриеша» — и по некоторым кадрам (допустим, когда крупно показывается лицо гайдука, вдруг повернувшегося к нам уже в обличье злого Чёрного Вихря) вполне можно подумать, что это — предвосхищение схожих планов из экранного повествования об армянском поэте Саят-Нове. Или же обращает на себя внимание короткая сцена с большой люлькой, обреченно и потерянно висящей посреди уничтоженного дома. Или запоминается ракурс, с которого снята одинокая и словно тоже покореженная ива со сплетенными ветвями, которые осторожно и нежно должен распутать мальчик-пастушонок по имени Андриеш.

Свет незабытых предков: 100 лет феномену Сергея Параджанова

Вообще представляется, что в первые 20 минут этой киноверсии молдавской сказки в поэтическом переложении писателя Емилиана Букова черты параджановской поэтики особенно ощутимы. Но вот в последующем изложении событий начинают превалировать действительно сказочные, а не легендарно-поэтические мотивы, что порою выглядит даже наивно, как в эпизодах с полетом Андриеша на лошади. И есть некоторая чрезмерность и аффектация в манере игры большинства актеров — а ведь позднее Параджанов придет именно к скупости, лаконичности и некоторой отстраненности существования исполнителей на экране. Как ни парадоксально, мальчик-непрофессионал в «Андриеше» кажется более естественным и живым, поскольку и не пытается играть. Он — будто посторонний участник этого феерического действа, наблюдающий за всем чуть сбоку.

Читать Драматургические открытия в фильме «Иваново детство»
И, между прочим, имеются в этой картине не только стихотворные, песенные и хореографические моменты, но и неожиданно бессловесные сцены, как бы с выключенным звуком, что как раз подчёркивает еще столь раннее стремление Сергея Параджанова словно к пантомимической организации кинематографического пространства. Это уже выдает в нем наличие особого кинопоэтического дара, который, разумеется, проявится более определенно в лучший период творчества самобытного художника. Однако знать, откуда и что взялось, тоже ведь крайне интересно. Кстати, по неведомой ассоциации почему-то вспоминалась при просмотре «Андриеша» дипломная короткометражка «Каток и скрипка» Андрея Тарковского, хотя между ними нет ничего общего. За исключением того, как исподволь вызревает в начальных опытах узнаваемый индивидуальный стиль автора.

«Параджанов»

Сергей Кудрявцев
23.05.2015

обсуждение >>

№ 2
Yanina Sokolova   15.01.2024 - 03:53
Не слышала про этого гениального человека. Не настолько погружена в прошлое. Спасибо за просветление. читать далее>>
№ 1
Angelika77   11.01.2024 - 16:37
Человек был редким профессионалом в своем деле. Кое-что смотрела из его работ, очень давно. Имел свой вкус. читать далее>>
Поиск по меткам
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен