На днях посмотрела фильм Пчёлкина «Дело Сухово-Кобылина» — тягостное впечатление, и не столько от трагических перипетий в судьбе известного драматурга, сколько от того, каким показан его собствненный моральный облик. Слишком уж пылко главный герой защищает свою дворянскую честь на словах перед другими, и слишком мало проявляет её на деле и в отношении ближних. Во вступлении к фильму режиссёр подчёркивал, что это лишь версия, что многое додумано и не претендует на биографическую или историческую правду. Так вот, по фильму, обличитель пороков общества живёт трудом крепостных, относится к ним, как к скоту, и в то же время, пользуясь наследственными привилегиями, не ограничивает себя даже теми нормами нравственности, что были предписаны его сословию в то время.
Происхождение из духовного сословия несомненно для обоих (этот вопрос уже неоднократно обсуждался), но это не означает, что сословный статус не мог измениться со временем. Тот же стряпчий Рисположенский мог оказаться внуком дьячка, но сыном чиновника, да и в его собственном прошлом могла быть казенная служба с чинами и орденами: ведь стряпчий в данном случае - это только род занятий.
№ 167 Pierre Dhalle. Рисположенский явно указывает на происхождение из поповичей. Возможно, и Бальзаминов тоже. Семинаристы любили придумывать себе красиво звучащие фамилии, в том числе цветочные (у Лескова есть священник Туберозов). Мелкие чиновники в лучшем случае имели только личное дворянство.
№166 Борис Нежданов
В "Грозе" Островского тоже ни одного дворянина нет, и в "Свои люди - сочтёмся". В "Женитьбе Бальзаминова" один отставной военный Чебаков Лукьян Лукьяныч, охотник за богатыми купеческими невестами.
По поводу "Грозы" сомнений нет, в "Своих людях..." есть стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, сословное положение которого нам неизвестно. В "ЖБ" то же самое можно сказать о семье Бальзаминова.
Я же не отрицаю сам факт существования "Adelsfrei" фильмов - просто не в пример легче сделать тему именно под них, выбрав те самые 1-1,5%, чем перечислять остальные 98,5% фильмов о дореволюционной России ))
Это если ограничиваться перечислением названий, а не вдаваться в детали изображения дворянства, что для подобных тем большая редкость.
№ 165 Pierre Dhalle. В "Грозе" Островского тоже ни одного дворянина нет, и в "Свои люди - сочтёмся". В "Женитьбе Бальзаминова" один отставной военный Чебаков Лукьян Лукьяныч, охотник за богатыми купеческими невестами.
№164 Борис Нежданов
В "Леди Макбет Мценского уезда", кажется, ни одного дворянина нет.
Да, это один из немногих "камерных" фильмов, где круг персонажей едва выходит за рамки любовного треугольника. А "крестьянские" и "старообрядческие" фильмы редко когда обходились без показа конфликта с внешней средой или хотя бы без вкрапления в сюжет помещиков или персонажей, представлявших власть (как правило, дворян).
№ 163 Pierre Dhalle. Крестьянских, мещанско-купеческих, может быть, ещё церковных, монашеских, старообрядческих. В "Леди Макбет Мценского уезда", кажется, ни одного дворянина нет.
№162 Борис Нежданов
Дворянство есть практически почти во всех экранизациях русской классики.
Тут даже не в экранизациях дело - как можно вообще снять фильм на сюжет из русской жизни XVI - начала XX в., чтобы в нем совсем не фигурировали дворяне? Таких (целиком "крестьянских" или "мещанско-купеческих") едва ли наберется десятка полтора-два.
Дворянство есть практически почти во всех экранизациях русской классики. Даже в "На дне" Горького (по этой пьесе снят фильм "Без солнца") есть Барон - обнищавший и опустившийся дворянин.
№ 161нвч по-прежнему (Красноярск) 01.09.2024 16:54
Вот еще фильмы, где среди действующих лиц есть дворяне: "Княжна Мэри", "Максимка", "Северная повесть", "Звезда пленительного счастья", "Одна любовь души моей", "Прощание с Петербургом", "Две жизни", "Агония", "Отцы и дети", "Рудин", "Накануне", "Адмирал Ушаков", "Обрыв", "Трактир на Пятницкой", "Два гусара", "Крепостная актриса".
№159 Anejo
... Крандиевские, основные прототипы героинь романа не были из доврянского сословия. Мать девушек была из семьи чиновника, отец- - сыном священнослужителя.
Ну, прототипы - прототипами, а нужны всё-таки конкретные детали в тексте трилогии, исключающие дворянское происхождение героинь. Ведь не запись в документах о принадлежности Крандиевских к определенному сословию вдохновила Толстого, а черты характера и обстоятельства биографии, и ничто не мешало ему ни изменить происхождение, ни подчеркнуть его, если он счел бы это необходимым. А если вопрос остался в подвешенном состоянии, так и мы вынуждены томиться в неведении ))
№158 Pierre Dhalle
... Ну, мещан я тоже не "вычислил" ни в "Беге", ни в "Рабе любви", хотя любой из персонажей последнего фильма вполне может происходить из этого сословия. В XX веке сословное деление было уже формальностью, и внешне различия между дворянином, мещанином и разночинцем могли никак не проявляться. Офицерство и интеллигенция - вот две среды, на которых сосредоточено повествование.
А по поводу сестер Булавиных разве есть точные указания у Толстого? Профессия их отца ведь ни о чем еще не говорит.
Крандиевские, основные прототипы героинь романа не были из доврянского сословия. Мать девушек была из семьи чиновника, отец- - сыном священнослужителя.
№157 Anejo
... Ну это типично, относить мещан к дворянству по образованности и стилю поведения.
В трети комментариев про "Хождение по мукам" люди пишут, что актрисы "настоящие дворянки" (нет). Либо не читали роман, либо по Фрейду.
Ну, мещан я тоже не "вычислил" ни в "Беге", ни в "Рабе любви", хотя любой из персонажей последнего фильма вполне может происходить из этого сословия. В XX веке сословное деление было уже формальностью, и внешне различия между дворянином, мещанином и разночинцем могли никак не проявляться. Офицерство и интеллигенция - вот две среды, на которых сосредоточено повествование.
А по поводу сестер Булавиных разве есть точные указания у Толстого? Профессия их отца ведь ни о чем еще не говорит.
№156 Pierre Dhalle
В подборку включены "Раба любви" и "Бег", в которых, насколько я помню, вообще не показано дворянство - по крайней мере, невозможно (да и не нужно) вычленить дворян из числа остальных действующих лиц, от которых (предполагаемые) они ничем не отличаются по поведению и привычкам.
Ну это типично, относить мещан к дворянству по образованности и стилю поведения.
В трети комментариев про "Хождение по мукам" люди пишут, что актрисы "настоящие дворянки" (нет). Либо не читали роман, либо по Фрейду.
В подборку включены "Раба любви" и "Бег", в которых, насколько я помню, вообще не показано дворянство - по крайней мере, невозможно (да и не нужно) вычленить дворян из числа остальных действующих лиц, от которых (предполагаемые) они ничем не отличаются по поведению и привычкам.