Год назад была осуществлена новая постановка «Белой акации». Среди зрителей было много людей старшего возраста. Они пришли на встречу со своей молодостью. Спектакль удался. Расскажу о некоторых своих наблюдениях.
В фойе зрителей встречали развешанные фотографии одесских дворов. При входе в один даже висела табличка Китобойный пер., 2-а. Это кстати, поскольку многие персонажи – китобои. Театр уже не в первый раз удачно создаёт премьерную атмосферу в фойе. Так было и на «Фиалке Монмартра», когда билетёры носили на своей одежде эти цветки. Но вот жаль, что декорации не изображают одесский двор. Это большой минус спектакля. Понимаю – постсоветская нищета. Если говорить об изображении двора, то скажу любопытный факт: ветераны, работавшие над фильмом «Белая акация», рассказывают, что съёмки происходили в театре на Греческой. Там положили на оркестровую яму и сиденья зрительного зала щиты, создав таким образом пространство для двора. А в фильме даже сообщается адрес этого двора – Приморская, 24. Зная эту улицу, засомневался я, что там располагается именно жилой дом. Специально присмотрелся к этой местности. 24-й дом примыкает к морской воинской части. Не похоже на нормальный жилой дом. А, может, таким он был раньше. Ну что ж, место действия оперетты условно. А акации в том районе цветут.
Итак, мы видим Одессу. А песня, ставшая своего рода гимном городу… Попутно замечу, что, может, и нет в мире другого города, о котором было бы сложено столько песен. Могу и ошибаться. Конечно, есть много песен и о Москве. Но их сочиняли профессионалы, некоторые в идеологическом советском духе (хотя песни сами по себе хороши). А вот так, что называется народные… Не всё, сочинённое профессионалами, будет бытовать в народе.
В новой постановке проявилось нивелирование советских моментов: в оригинале Яшка Наконечников поёт: «несмотря на то, что бога нет», а тут что-то вроде «Хоть в газетах пишут, Бога нет». Ну как же – такое петь, как в оригинале!.. Все ж теперь сильно верующие, надо на всякий случай прогнуться под церковку (церквушку). Постановщики, у вас спектакль о советском времени, и нужно отражать те взгляды, какие были тогда, и то, что написали авторы. Или вы хотите сказать, что это авторы прогнулись под безбожную власть, а в других условиях такого не написали бы?
Вот мне попалась газета «Одесская жизнь», № 19 (9-20 мая 2018 г.). В ней даётся материал об акациевом празднике, устраиваемом 12-13 мая нашей опереттой. В разделе «Эффект «Белой акации» говорится (выделение жирным шрифтом – газетное): «Новая «Белая акация» создана с истинно джентльменским отношением к классике. И Владимир Подгородинский, и Вадим Перевозников [Первый – главный режиссёр театра и постановщик нынешней версии «Белой акации», второй – главный дирижёр театра – прим. моё] были абсолютно убеждены: Дунаевский написал такую музыку, что и речи нет о каком-либо «осовременивании» спектакля». Подоврали ребята. Подсовременили всё-таки. И дело тут не в музыке, а в пьесе.
Кто-то после спектакля заметил: нарушение Закона о декоммунизации: упоминается фабрика Розы Люксембург. Но это так, может быть, наполовину шутка со стороны сделавшего замечание.
Имеются в постановке излишества: режиссёр Подгородинский остался верен себе во внесении вставного номера, хоть и в минимальном объёме. Да, у либреттистов Масса и Червинского (последний, между прочим, одессит) Кораблёв поёт две строки арии Каварадосси из «Тоски» Пуччини. Теперь же он поёт «Смейся, паяц» из оперы «Паяцы» Леонкавалло, да ещё по-итальянски. У авторов же строки по-русски. Не берусь утверждать со всей уверенностью, но предположу, что в 50-е годы иностранные оперы пелись в основном на русском языке. Певцы ещё могли иногда петь в оригинале, но менее вероятно, чтоб так мог парикмахер, хотя и не исключается. У авторов две строки, теперь же – четыре, что затягивает действие, и всё это выглядит некстати. Артист надрывается, чтоб получить аплодисменты?
Я присутствовал на сдаче спектакля. Сразу после него слышал отзывы зрителей. Одни знающие театралы отметили: спектакль вытягивает Ковальская (роль Тоси). От себя добавлю: мужской хор хорошо двигается, играет.
Не обошлось без анахронизма: у Яшки на чемодане наклейка Dubai. В те времена Дубай ещё не был курортом мирового класса. Вспоминаются мешки с надписями «Сіль», «Ваня Иванов» в опере «Летучий голландец», о постановке которой речь шла выше. Надписи эти, правда, можно было увидеть только вблизи, а я как раз на одном из двух представлений сидел в бельэтажной ложе над оркестром.
На акациевом празднике в театре демонстрировали фильм «Белая акация». Думаю, что нужно сделать некоторые уточнения, связанные с ним. Странным образом в титрах не указывается, что вокальную партию Кости Куприянова исполняет артист Одесской оперетты Николай Удод. В роли же Куприянова выступил актёр Одесского русского драмтеатра Александр Стародуб. О таком симбиозе артистов мне рассказал оператор, ветеран одесского ТВ, принимавший участие в работе над фильмом, Анатолий Бурдейный. Помимо этого, Николай Павлович Удод снялся в роли одного из семи кавалеров – из тех, что пытаются познакомиться с Ларисой. Я его тут узнаю, т. к. был с ним знаком в 80-е годы. Пётр Тимофеевич Чумаков, дядя Тоси – Николай Кочкин (Одесская оперетта); Ольга Ивановна – Валентина Франчук из Симферополя (так утверждает Александр Галяс, недавно выпустивший книгу "Сегодня и навсегда..." об истории нынешнего Одесского театра оперетты); Катя – москвичка Муза Крепкогорская; Кораблёв – Михаил Дашевский (работал в том театре оперетты, что был основан в Одессе в 1940 г., а в 1950-м распался; затем перешёл в нынешний Одесский театр им. Водяного); Шева Фингерова, игравшая Серафиму Степановну, из одесской оперетты; Шаповалов (Лёша), Борис Никитин (Саша), Виктор Алоин (в титрах указан инициал А., исполняет роль Моргунова) – все из одесской оперетты. О Н. Сивченко (кинооператор) ничего не знаю. Перед фильмом почему-то не указаны ни исполнители ролей кавалеров, ни чей балет и постановщик танцев, ни балетные солисты, ни массовка. Я обратился к людям старшего поколения, прекрасно знавших тогдашний театр, чтоб они помогли определить, кто есть кто. Получилось установить. Особенно хотелось бы назвать имя одной женщины, что помогла мне определить личности, но она не пожелала, чтоб её имя прозвучало. А жаль. Итак, восполняю пробелы.
Начнём с кавалеров, пытающихся познакомиться с Ларисой. Когда они только начинают петь, они выстраиваются в ряд. По порядку слева направо я их и назову. Первым следует А. Меламед – он там играет заику. (Представляется как Ваня). Вторым Николай Удод. (Высокий, в светлом костюме, полосатый галстук; он произносит имя Лиза, а когда кавалеры называют себя, он представляется как Вася). Третьим – тогда артист балета, а ныне главный балетмейстер театра – Игорь Дидурко. (В тёмном пиджаке, со значком на левом лацкане; Жора). Четвёртым Марк Вайман. (С галстуком; Коля). Пятый – кавалер в морской фуражке, с усиками – Семён Файер. (Петя). Шестым – артист хора М. Крушельницкий. (Боря). Седьмым – артист балета Г. Левкович. (Клетчатая рубашка, берет; Митя). По утверждению и Бурдейного, и Дидурко, и упомянутой мной любительницы оперетты, балет был из одесской оперетты, а солисткой, исполнявшей танец кока, явилась Роза Личкова. Она спускается на канате с верхней палубы на нижнюю, приземляясь на плечи Тимофея Касьянова. Вместе с ней танцуют две мужские пары. Так, мужчины выстраиваются за Личковой. Первым за ней следует Г. Левкович, вторым – Юрий Тубин (его, кстати, хорошо видно за Тосей, когда она заканчивает петь перед танцем кока, – черноволосый, с усиками), далее снова Касьянов и за ним Рыжиков (светловолосый; он чётко заметен несколько раз в сцене праздника Нептуна). После танцевальной сцены Личкову можно увидеть бурно аплодирующей. (Также она видна поющей в середине массовки, когда хор чередует своё пение с пением Нептуна перед крещением матросов в купели). Игорь Александрович Дидурко на мой вопрос о постановщике танцев ответил, что таковыми был Вишняков, ранее солист балета Оперного театра, и он сам. В пору же съёмок фильма Иван Вишняков занимал должность главного балетмейстера одесской оперетты.
Добавлю, что роль организатора встречи китобоев во дворе исполняет актёр Одесского русского театра Леонид Маренников.
На демонстрацию фильма пришли и ветераны-китобои. Был там один капитан, который рассказал, как ему, тогда курсанту, вместе с другими курсантами на улице предложили заработать участием в съёмках этого фильма. Они и вошли в массовку.
Да, моряки, артисты того времени. В какой-то степени появляется ностальгия по ушедшей Одессе.
Вчера узнал от одного историка театра, что актрису Фингерову, игравшую в фильме Серафиму Степановну, звали Шева и работала она тоже в одесской оперетте.
Да, хотел бы ещё добавить. 12 и 13 мая нынешнего года Одесский театр оперетты проводил праздник акации. В его рамках в театре демонстрировался и фильм «Белая акация». На него пришли и ветераны-китобои. Был там один капитан, который рассказал, как ему, тогда курсанту, вместе с другими курсантами на улице предложили заработать участием в съёмках этого фильма. Они и стали участниками массовки. А Игорь Дидурко добавил ещё, что он тоже принял участие в постановке танцев.
На форуме просили назвать имена актёров "Белой акации", т. к. в титрах фильма указаны только инициалы. Также хотели знать, кто исполняет вокальную партию Кости Куприянова. Роль Куприянова исполняет актёр Одесского русского драмтеатра Александр Стародуб. По утверждению оператора, ветерана одесского ТВ, принимавшего участие в работе над фильмом, Анатолия Бурдейного, вместо Стародуба пел артист Одесской оперетты Николай Удод. Помимо этого, Николай Павлович снялся в роли 3-го из семи кавалеров - из тех, что пытаются познакомиться с Ларисой, - высокий, в светлом костюме; он произносит имя Лиза, а когда кавалеры называют себя, он представляется как Вася. я его тут узнаю, т. к. был с ним знаком в 80-е годы. Пётр Тимофеевич Чумаков, дядя Тоси - Николай Кочкин (Одесская оперетта); Ольга Ивановна - Валентина Франчук из Симферополя (так утверждает Александр Галяс, недавно выпустивший книгу "Сегодня и навсегда..." об истории нынешнего Одесского театра оперетты; Катя - москвичка Муза Крепкогорская; Кораблёв - Михаил Дашевский (работал в том театре оперетты, что был основан в Одессе в 1940 г., а в 1950-м распался; затем перешёл в нынешний Одесский театр им. Водяного); об актрисе Фингеровой, игравшей Серафиму Степановну, не знаю ничего; о Шаповалове (Лёша) и Сивченко (кинооператор) также ничего не скажу; Саша - Борис Никитин (одесская оперетта); Моргунов - Виктор Алоин (в титрах указан инициал А.). Перед фильмом почему-то не указаны ни исполнители ролей кавалеров, ни чей балет, ни его солисты, ни массовка. Отчасти восполняю пробелы. Кавалер в морской фуражке, с усиками - Семён Файер. Среди них и - тогда артист балета, а ныне главный балетмейстер театра - Игорь Дидурко (не могу точно указать на него на экране). По утверждению и Бурдейного и Дидурко, балет был из одесской оперетты, а солисткой (матросик, которого бросали в воздух, перебрасывали с рук на руки, кувыркнувшийся на полу) была Роза Личкова. Кстати, один из либреттистов "Белой акации" Михаил Червинский - одессит. Забыл добавить: Игорь Дидурко на мой вопрос о постановщике танцев ответил, что им был Вишняков, солист балета Оперного театра.
Еще раз посмотрела фильм! Какие актеры восхитительные! Какие голоса! Идалия Иванова, Евгения Дембская - превосходно! Александр Стародуб создал невероятно привлекательный образ Кости Куприянова! Отдельное "Браво" Михаилу Водяному! В фильме ощутима талантливая режиссерская рука будущего автора фильмов "Старшая сестра" и "Еще раз про любовь". Фильм - настоящий гимн красавице-Одессе, молодости, советским морякам-рыболовам! Здесь слились воедино прекрасная музыка Дунаевского с великолепными голосами и актерской игрой, операторское и режиссерское мастерство. Браво всему ансамблю !
№ 36Боян Боянов (Есть город в котором) 18.06.2017 12:01
Как замечательно, что живы и красивы И. Иванова и Е. Дембская. В Интернете есть их съемки, интервью. Это радость.Ура. Ура.Ура. Мои мама и папа любили Одесскую оперетту своей молодости.Папа, как я понимаю, деликатно чуть цитировал героя Водяного. Да еще в Одесской оперетте пела и Сатосова . Кто знает, есть ли её записи?
№ 35Б.Берут (МОЙ БЕЛЫЙ ГОРОД ТЫ ЦВЕТОК ИЗ КАМНЯ) 18.06.2017 11:50
Нет, если попристальнее всматриваться в этот фильм, то следует заметить большее, чем мелос, пластика, мимика, обаяние, сопрано и т. д. К примеру, посмотрите, как буквально выпирает личностное благородство актеров, блестяще справившихся с ролями своих бедолаг-героев.
В этом фильме играл родной брат моей бабушки АЛександр Латров. Я его видела пару раз, будучи девочкой, когда он приезжал в Москву. Он на фото рядом с Михаилом. Их в семье было четверо детей: Серафима, Мария, Екатерина(моя бабушка) и Александр. Он был самый младший.
Какой замечательный, лирический фильм!
Смотрела исключительно ради Водяного, но, похоже, именно благодаря ему я начинаю понимать и любить оперетту. Из музыкальных номеров очень нравится "Песня об Одессе". Потрясающе. Всех актеров сделал Водяной, и это не обсуждается. Море обаяния, потрясающее чувство юмора. А пластика какая! Правильно о нем сказал кто-то из коллег: "Он был актер от Бога. Его Бог при рождении в макушку поцеловал. Одним словом, гений".
Обязательно буду пересматривать.
У этого фильма два несомненных и больших достоинства. Во-первых, красивая музыка Дунаевского. А во-вторых, Михаил Водяной в роли Яшки Наконечникова. Какой артист! Нет, остальные исполнители неплохо играют и хорошо поют, но смотреть хочется только на Водяного, и именно его очередного появления ждёшь с нетерпением. Он будто создан для этой роли, и видно, с каким удовольствием актёр поёт, пляшет, да и просто произносит каждую реплику. Море обаяния и великолепный артистизм- таков Михаил Водяной в "Белой акации".
Получила огромное наслаждение от "Белой акации"
Признаюсь, что плохо знаю советскую оперетту.
Восхитительная музыка И. Дунаевского, бесподобная игра актёров Одесского театра музыкальной комедии, потрясающие музыкальные номера.
Совершенно случайно напал на этот фильм "Вконтакте". Несмотря на то, что я москвич и люблю нашу оперетту (разумеется. не нынешнюю!), этот фильм-спектакль мне очень понравился. Конечно, Шмыга пела несравненно лучше, но И.Иванова настолько "купается" в мелосе Дунаевского и настолько правдиво "живет" на сцене, что оставляет самое приятное впечатления. Да и все актеры здесь прекрасны, в том числе и постановка.
№ 27, 28 Я рад, что данный фильм Вам понравился и Вы получили удовольствие от его просмотра. У Вас есть вкус!
№25 Вы совершенно правы! Фильм действительно снимался в Одессе и акации в фильме были бутафорские. Я помню большое обилие акаций на окрайнах Одессы, а в центре (хорошо запомнил какой была улица Пушкина) их было мало. Во всяком случае у меня в памяти они не отложились. Фильм снимала киностудия "Молдов-фильм" и так как у них было очень мало времени и денег, они не стали себя утруждать поисками натуры. Я в 60-е годы прошлого столетия немного работал на киностудии "Молдова-фильм" и старожилы мне немного рассказывали об этих съёмках. Сейчас очень хотелось бы где то достать видеокадры той Одессы, которую я впервые увидел как раз в год выхода на экран этого замечательного фильма в 1957 году. Мой почтовый адрес <nilovalexandr@mail.ru>. Если кто то сможет мне прислать хоть коротенькие видеоклипы, то я буду ему очень признателен.