Нора Райхштейн

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Нора Райхштейн биография

Райхштейн Нора Абрамовна

01.08.1926 - 22.05.2013

Фильмография: 10 работ в 10 проектах

биография

Родилась 1 августа 1926 года в Одессе.

Театральный режиссер.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (20.08.1984).

Окончила ГИТИС в 1951 году (ученица М. О. Кнебель).
В 1953-1989 годах - режиссёр Ленинградского театра им. Ленсовета. Играла в спектаклях «Человек и джентльмен» (Флора) и «Кошка на раскалённой крыше» (Ма).
С 1989 года – в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина.

Автор книги воспоминаний «Осколки памяти», С-Петербург, 2001.

В 1970-е осуществила на Ленинградском телевидении постановку спектаклей: «Капитальный ремонт» Л. С. Соболева, «Глубокая разведка» А. А. Крона, «Чудесная башмачница» Ф. Гарсиа Лорки, «Пансионат на Страндвеген» Е. Эдигея, «Жаворонок», «Особое подразделение», «Не всё коту масленица».

Нора Абрамовна Райхштейн через всю свою творческую жизнь несла безграничную любовь к актерам, заветы высокого мастерства и профессионализма, которыми всегда был жив отечественный театр.

Ей посчастливилось работать с такими выдающимися режиссерами, как Н. П. Акимов и И. П. Владимиров, быть их ближайшим помощником и соратником. Десятки спектаклей, созданных при участии Норы Абрамовны, вошли в «золотой фонд» нашего театрального искусства. Целая плеяда выдающихся артистов петербургской сцены сотрудничала с Н. А. Райхштейн. На сцене театра им. Ленсовета, в Театре миниатюр п/р А. И. Райкина, в Малом драматическом театре («Золушка» Е. Шварца), в Молодёжном театре («Там, где шиповник рос аленький»), на многих других сценах города и на телевидении ею были поставлены спектакли, надолго запомнившиеся и полюбившиеся зрителям. Но особую зрительскую признательность Нора Абрамовна снискала у петербуржцев разных поколений своими добрыми и мудрыми спектаклями для детей. За создание спектаклей для детей на петербургской сцене была удостоена многих наград на творческих конкурсах и фестивалях.

Скончалась 22 мая 2013 года в Санкт-Петербурге.

Супруг - заслуженный артист РСФСР Валерий Анатольевич Кузин (1931-2011).

театральные работы

Ленинградский театр им. Ленсовета
«Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1954, совместно с Н. Акимовым)
«Охотник» С. Михалкова (1955, совместно с Н. Акимовым)
«Ночной переполох» М. Соважона (1956, совместно с Н. Акимовым)
«Ночь испытания» Г. Лютовского (1956)
«Чертова мельница» Я. Дрды в обработке И. Штока (1957, совместно с П. К. Вейсбремом)
«Конец Криворыльска» Б. Ромашова (1957, совместно с О. Ремезом)
«Караван» И. Штока (1957, совместно с П. К. Вейсбремом)
«Доброй ночи, Патриция!» А. де Бенедетти (1959)
«Опасный возраст» С. Д. Нариньяни (1960)
«Левониха на орбите» А. Макаенка (1960, с И. Владимировым)
«Овод» по роману Э. Войнич (1962)
«Хочу верить» И. Голосовского (1962)
«Хрустальный башмачок» Т. Г. Габбе (1963)
«История одной любви» К. Симонова (1964)
«Ночная повесть» К. Хоински (1966)
«Через 100 лет в березовой роще» В. Коростылева (1967, с И. Владимировым)
«Лодка в лесу» Н. Хайтова (1969, с И. Владимировым и Г. Опорковым)
«Остается час» А. Корина (1969, с И. Владимировым)
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен (1969)
«Однажды в Новогоднюю ночь» Э. Брагинского и Э. Рязанова (1970, с И. Владимировым)
«Укрощение строптивой» Шекспира (1970, с И. Владимировым)
«Вот какой факт получается» Б. Васильева (1972)
«Миссис Пайпер ведет следствие» Дж. Поплуэлла (1973, с И. Владимировым)
«Ковалева из провинции» И. Дворецкого (1973, с И. Владимировым)
«Я всегда улыбаюсь» Я. Сегеля (1974)
«Люди и страсти» И. Владимирова по произведениям классиков немецкой драматургии (1974, с И. Владимировым)
«Нашествие» Л. Леонова (1975, с И. Владимировым)
«Приказ номер один» Г. Горбовицкого (1976, с И. Владимировым)
«Пятый десяток» А. Белинского (1977, с И. Владимировым)
«Снежная королева» Е. Л. Шварца (1977; возобновление, 1980)
«Вишневый сад» А. П. Чехова (1978, с И. Владимировым)
«Спешите делать добро» М. Рощина (1979, с И. Владимировым)
«Станция» Н. Хикмета (1980, с И. Владимировым)
«Последний отец» И. Дворецкого (1981, с И. Владимировым)
«Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса (1981)
«Рояль в открытом море» И. Владимирова и Н. Райхштейн по роману Л. Соболева «Капитальный ремонт» (1982, с И. Владимировым)
«Тайный грех председателя Саши» Н. Семёновой
«Диоген» Б. Рацера, В. Константинова

Александринский театр
«Первый бал Золушки» (по сценарию Шварца, 1990)
«Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу (в своей инсценировке, 1992)
«Шутники, или Похвальное слово Сумарокову» (пьеса-сценарий Р. по произв. А. П. Сумарокова)
«Москва-Петушки» по В. В. Ерофееву (1992)
«Горя бояться, счастья не видать» по С. Я. Маршаку (1994)
«Недоросль» Д. Фонвизина
«Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган
«Старые русские» Б. Рацера

театр

источники информации

публикации

  • Зеркало души. Нора Райхштейн "Осколки памяти"
  • ...Тиражом 1000 экземпляров (это очень и очень мало!) вышла книга воспоминаний Норы Райхштейн под лукавым названием "Осколки памяти". То самое исключение. Хорошая литература. Не про себя в искусстве и даже не про искусство в себе. Подробности только художественные. Издана книга прекрасно - и в руках держать приятно, и глаз радуется. Читать - не оторвешься.

    Нора Райхштейн - режиссер. Принято называть ее детским режиссером, хотя на ее счету очень много спектаклей для взрослых. Но в историю театра - уж не знаю, как советского, но ленинградского-петербургского-то точно - она вошла именно детскими спектаклями. "Золушка" в Малом драматическом. Девочки, некогда по уши влюбленные в златокудрого принца, уже водят на "Золушку" своих дочек - и тоже влюбляются. "Снежная королева" в Театре имени Ленсовета. Михаил Боярский - злой Советник, Лариса Луппиан - девочка Герда, Ирина Мазуркевич - Маленькая разбойница, Сергей Мигицко - Атаманша. Кумиры детства. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" в том же театре. Спектаклю тридцать лет, а успех неизменный, шумный и веселый юбилей отпраздновали недавно, и старшее поколение зрителей привело в зал - кто детей, а кто внуков, и теперь они тоже могут сказать с гордостью: "Я видел Фрейндлих в роли Малыша и Равиковича в роли Карлсона!"

    Нора Райхштейн - очередной режиссер. Это такая особая профессия - художник на втором плане. Он делает очень много черновой работы, и иногда ему главный дает что-нибудь поставить. Чтобы быть очередным, нужны железная воля и мощное чувство собственного достоинства. Нора Абрамовна обладает и тем, и другим. А начала она очередным при великом Акимове. И продолжала работать в Театре Ленсовета, когда Акимов возглавил Театр комедии, а в Ленсовет пришел Игорь Владимиров. "Вряд ли еще в каком-нибудь театре Советского Союза существовал очередной режиссер на протяжении тридцати лет", - ехидно пишет о себе Райхштейн. А ей нравилось...

    Нора Райхштейн - очень хороший режиссер. Этот тезис ни у кого из профессионалов сомнений не вызывает. Более того, многие эту фразу подхватывают: "А актриса какая!" Как актрису, правда, ее знают гораздо меньше. На сцену она выходила редко, предпочитая работать все-таки по профессии.

    Чего можно было ждать от книги, написанной человеком, который видел становление Театра Ленсовета и активно работал в нем в период его расцвета? Ну расскажите, расскажите, как вас обижали, как вас притесняли! Не хотите - расскажите хотя бы подробности, пикантные, занятные, что-нибудь этакое, ну вы же там были, видели!..

    А вот и нет.

    "Осколки памяти" - это сюжеты и наблюдения, наблюдения и сюжеты. Вся жизнь - сплошные сюжеты. Страшные, смешные, нелепые, романтические, отчаянные. Записанные так изящно и так строго, что сами по себе оказываются художественными произведениями, хотя на первый взгляд выглядят набросками, подмалевками, этюдами для чьей-нибудь будущей работы - например, фильма о войне. Или о театре. Или о загранице. О чем угодно. Восемь строк о случайном попутчике, чудом спасшемся с разбомбленного фашистами корабля и видевшем, как тонет его мать, сопоставимы со знаменитой детской коляской, прыгающей по ступеням одесской лестницы...

    Нора Абрамовна ухитрилась написать книгу о себе не про себя. Ее мемуары похожи на сборник эссе от первого лица. Подавляющее большинство их - о жизни театра. Именно так - не о жизни в театре, а о плавном течении времени в пространстве театра. И о людях. О самых разных людях. Рассказ о том, как завхоз в пятидесятые годы ежедневно приходил в кабинет к Акимову и пытался повесить там портрет Вождя всех народов, а Акимов изобретал все новые и новые, причем неоспоримые аргументы, почему именно здесь портрет этот висеть не должен. А рядом рассказ о соседях по громадной коммуналке, и прелестный пассаж об алкоголике, который переночевал на лестнице, изгнанный женой из дома, а наутро самым первым в городе пришел на выборы и о нем написали в газете "Ленинградская правда". Страшный сон про скульптуру "Сталин и Ленин в Горках", из которой изъят в связи с разоблачением культа личности Сталин. И рядом гастроли Райкина в Одессе, красивый уход маэстро в гриме и костюме через зал в гостиницу, и бегущий впереди сопровождающей толпы мальчик: "Дядя Райкин, а дядя Райкин! В Одессе второй раз это не номер!"...

    Такие эссе в обиходе называют рассказками. В этом слове есть очень много от сказки. Нора Райхштейн ассоциируется с золушкиной крестной, доброй феей, которая обожает творить чудеса. В ее "Золушке" из головы мальчика-пажа по мановению волшебной палочки бьет фонтан. И сколько поколений ахало вместе с Золушкой, поражаясь этому! Зачем фея это делает? Просто так. Как это сделано - понятия не имею. Так же и с книгой - то там, то здесь расцветают цветы и бьют фонтаны. Зачем? Для чуда. Как? Непонятно. Почему от коротенькой главки "За рекой в тени деревьев", посвященной отношениям Товстоногова и Акимова, отношениям, которые сводились к случайным деловым встречам, веет такой отчаянной хемингуэевской тоской? С чего вдруг возникает умопомрачительно смешная по описанию классификация послепремьерных банкетов? Как между двух забавнейших глав появляется пронзительная "Таинственная гостья" - о репетиции, о Короле, умершем у ног Золушки с приветственной, полной счастья репликой на губах? Чем руководствовался автор, не переписывая главы о жизни в эвакуации в Свердловске, упорно именуемом сибирским городом, а приписав постскриптум - мол, только сейчас узнала, что это, оказывается, Урал? Откуда ни с того ни с сего взялся опоздавший на репетицию артист, оправдывающийся: "Развели Аничков мост"? Можно объяснить такую структуру умным специальным словом из области режиссуры "темпоритм" - читателя-зрителя нельзя постоянно веселить или держать в напряжении, нужно уметь простраивать динамику действия. Но лучше все-таки воспринимать эти, вроде бы никак не связанные друг с другом сюжеты как фонтаны и розы.

    Та же фея в той же "Золушке" негодует: "Ненавижу старуху лесничиху!" Добрые феи тоже умеют испытывать сильные негативные чувства. Нора Абрамовна - не исключение. Мир, написанный ею, состоит отнюдь не из ангелов в белых одеждах. Но ни один человек из нелюбимых ею - а она умеет не любить - и презираемых не назван по имени. И даже примет нет никаких. Кто знает - тот поймет, а кто не знает, тому и знать незачем. Это не человек, это вспомогательный персонаж, необходимая составляющая борьбы зла с добром, часть сюжета.

    И даже служебный проступок, представленный в качестве сюжета, воспринимается уже по-другому. Кто-то, может быть, в аналогичной ситуации разразился бы гневным монологом об отсутствии профессионализма и чувства товарищества. Райхштейн превращает неявку актера на спектакль в комедию о собственном экстренном вводе на роль рабочего-винодела и со стороны откровенно наслаждается смеховой истерикой, грянувшей на сцене. Не самую удачную шутку одного из коллег она обращает в очередную рассказку, в которой вынуждена переводить с хорошего русского на хороший русский беседу между великим Питером Бруком и одним из артистов Театра Ленсовета. Описание ненавистных всем "приемок спектакля", когда приходили люди из райкома и объясняли, что спектакль плохой, не пышет праведным гневом всех художников СССР - оно плавно подводит читателя к удивительно сценичному и полному королевского достоинства жесту худрука театра Игоря Владимирова, швырнувшего в лицо комиссии в ответ на обвинения в антисоветчине, за неимением партбилета, советский паспорт. Поставить бы такое - скажут, неправда...

    Нора Райхштейн пишет, как говорит и как ставит спектакли - сдержанно, емко и четко. "А жизнь начинала продолжаться" - это после войны. "Кто-то подарил настоящую боцманскую дудку, висит она на стене и молчит. Можно подуть в нее, и раздается характерный свист. Становится веселее, но ненадолго" - это из главы о телеспектаклях. "Город, где на улицах нахально растут пальмы. Люди на улицах обстоятельно гостеприимны" - полное представление о Сухуми. "Все вместе похоже нляндия... И так обо всем.

    И два сюрприза, два эксклюзива - в начале книги и в конце. В завершение, вместо эпилога - сказка Норы Райхштейн по мотивам ее же собственной пьесы "Там, где шиповник рос аленький". Двадцать лет назад был такой спектакль в Молодежном театре. Остались от него только фотографии в архиве, воспоминания тех, кто смотрел его по пять раз, и эта сказка. На обложке - портрет Норы Райхштейн работы Николая Акимова. Не выставлялся.

    Нора Абрамовна знает и помнит, разумеется, гораздо больше того, что написала. Но осколки выбраны именно эти. И мне кажется, я знаю, почему. В сказке про Снежную королеву мальчик Кай должен был сложить из ледяных осколков слово "вечность". Из ледяных - не получится. Нора Райхштейн сложила его из осколков памяти. И получилось зеркало, в котором отразился целый мир. И пара коньков в придачу.

    Елизавета Минина

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение