Юлия Борисова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Юлия Борисова фотографии

Борисова Юлия Константиновна

17.03.1925 - 08.08.2023

Фильмография: 26 работ в 26 проектах

биография

17 марта 1925, Москва - 8 августа 2023, Москва

Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1969).
Герой Социалистического Труда (21.03.1985).

В 1947 году окончила Театральное училище им. Б.В.Щукина (руководитель курса В.К.Львова).
В 1947-2023 гг. - актриса театра им. Евг. Вахтангова.

Муж - директор-распорядитель театра им. Евг. Вахтангова, заслуженный работник культуры РСФСР Исай Спектор (1916-1974).
Сын - дипломат Александр Борисов (1950-2022).

Похоронена на Даниловском кладбище.

театральные работы

Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова:
1949 — «Заговор обречённых» Н.Е.Вирты — Магда
1949 — «Много шума из ничего» У.Шекспира — Геро
1949 — «Макар Дубрава» А.Е.Корнейчука — Галя
1950 — «Отверженные» В.Гюго — Эпонина
1952 — «Два веронца» У.Шекспира — Джулия
1955 — «На золотом дне» Д.Н.Мамина-Сибиряка — Анисья Молокова
1956 — «Одна» С.Алешина — Нефёдова
1957 — «Город на заре» А.Н.Арбузова — Наташа
1957 — «Две сестры» Ф.Ф.Кнорре — Люся
1958 — «Неписанный закон» Л.Ирвинга — Банат;
1958 — «Идиот» Ф.М.Достоевского — Настасья Филипповна
1959 — «Иркутская история» А.Н.Арбузова — Валька-дешёвка
1959 — «Стряпуха» А.В.Софронова — Павлина Казанец
1960 — «Двенадцатый час» А.Н.Арбузова — Анна
1961 — «Стряпуха замужем» А.В.Софронова — Павлина Казанец
1963 — «Двое на качелях» У.Гибсона — Гитель
1963 — «Принцесса Турандот» К.Гоцци — Турандот
1964 — «Миллионерша» Б.Шоу — Эпифания
1964 — «Правда и кривда» М.А.Стельмаха — Мавра Покитченко
1965 — «Насмешливое моё счастье» Л.А.Малюгина — Лика Мизинова
1966 — «Конармия» И.Э.Бабеля — Мария
1967 — «Виринея» Л.Н.Сейфуллиной — Виринея;
1967 — «Варшавская мелодия» Л.Г.Зорина — Гелена
1969 — «Коронация» Л.Зорина — Аня;
1971 — «Антоний и Клеопатра» У.Шекспира — Клеопатра
1974 — «Из жизни деловой женщины» А.Б.Гребнева — Анна Георгиевна
1979 — «Леший» А.П.Чехова — Елена Андреевна
1985 — «Мария Тюдор» В.Гюго — Мария
1988 — «Стакан воды» Э.Скриба — королева Анна
1993 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Кручинина
1994 — «Милый лжец» Б.Шоу — Патрик Кэмпбелл
2011 — «Пристань» по мотивам произведений Б.Брехта, И.А.Бунина, Ф.М.Достоевского, Ф.Дюрренматта, А.Миллера, А.С.Пушкина, Э. де Филиппо — Клара Цаханассьян («Визит дамы» Ф. Дюрренматта)

призы и награды

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (29 мая 1995).
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1966) — за исполнение ролей Вали, Павлины Казанец, Мавры Покитченко в спектаклях «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Стряпуха замужем» А. В. Софронова, «Правда и кривда» М. А. Стельмаха.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (6 марта 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 марта 2010).
Два ордена Ленина (1971, 21.03.1985).
Орден Трудового Красного Знамени (1960).
Орден Октябрьской Революции (17.03.1975).
Первый лауреат Высшей театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот" (1991).
Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000).
Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1996).
Премия «Театральная весна» (1989).
Премия фестиваля «Московские сезоны» в номинации «Лучшая актриса года» — за роль в спектакле Театра имени Е. Вахтангова «Без вины виноватые» А. Н. Островского (сезон 1992/1993).
Международная премия имени К. С. Станиславского (2006).
Театральная премия «МК» Сезон-2011/2012 (за исполнение роли Клары Цаханассьян в спектакле "Пристань" - Визит старой дамы).
Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» (2015).
Российская национальная актёрская премия имени А. Миронова «Фигаро» в номинации «Легенда русского театра» (2016).

фрагменты: «Миллионерша». Отрывок

театр

фотографии

публикации

  • Турандот без возраста. К юбилею Юлии Борисовой
  • Для какого-нибудь телевизионного фильма или популярной книжки Юлия Константиновна Борисова – совершенно негодный персонаж: в ее жизни нет ничего «такого», за что можно было бы зацепиться. Ни трудной судьбы, в которой бы каждый шаг давался с невероятным усилием, что-нибудь вроде рождения на далекой сибирской станции, где не останавливаются поезда, многократных попыток поступить во все театральные училища Москвы и Ленинграда, наконец – встреча со своим режиссером, а потом – годы молчания и – новый взлет.

    У Борисовой все было «проще». И в личной жизни – никаких «таких» сюжетов.

    Она – народная артистка СССР, выдающаяся актриса, настоящая, можно даже сказать эталонная – для Вахтанговской сцены, – по характеру своему, по складу натуры и, если угодно, по линии жизни – вообще на актрису не похожа. Невероятно закрытая, не допускающая в свой мир никого, одно слово – монашенка. И – безгранично свободная на сцене, готовая к каким угодно кульбитам и кувыркам, озорству и даже откровенному хулиганству (правда, в строгом соответствии с режиссерским замыслом). Кувырок через голову – ее коронный номер, который она «работает» (воспользуемся словом из набора цирковых) в «Без вины виноватых», балуя им своих верных поклонников и новоприобретенных, когда приходится выходить на ту или иную сцену за очередной порцией восторгов и наград.

    «За верное служение…», «За честь и достоинство», «За преданность сцене», – всё про нее, про ее жизнь в Театре имени Вахтангова, символом которого всегда была Турандот, которую несколько десятилетий играла Юлия Борисова. Может быть, Мансурова играла лучше, наверняка иначе, но нет сомнений в том, что Вахтангов бы похвалил и принял ее исполнение. В Борисовой – то самое, легендарное, почти неощутимое вахтанговское начало, праздничность, романтизм, когда каждое слово – чуть-чуть приподнято, идет на взлет.

    «Мне 38 лет и никогда не будет ни годом больше», – говорит Юлия Борисова в спектакле «Милый лжец», говорит, конечно, не она, а другая актриса, Патрик Кемпбелл, но в общем примерно то же самое могла бы сказать и сама Юлия Константиновна. Во всяком случае сама она руководствуется именно этим «правилом». И нет смысла что-то там высчитывать и опровергать.

    Борисова – актриса особой манеры, то есть узнаваемая с первой минуты, что кого-то влюбляет в нее с этой первой минуты, а у кого-то, наверное, может вызвать даже раздражение. Особый голос – как будто чуть припевающий, особая манера говорить – как будто бы начинала она ролями из репертуара травести и играла бойких мальчишек. В этом смысле Борисова, конечно, тоже уникальна: она настояла на своем праве быть героиней. В «Иркутской истории», в «Варшавской мелодии», в «Идиоте»… А потом – безо всякого усилия и драмы – перешла на новые, возрастные роли. Впрочем, и возрастные ее роли – это не старушенции, дышащие на ладан, а снова и снова – аристократки, которым не положена некрасивая старость. Они – величественны и неприступны (и не имеют возраста!), как сама актриса.

    Надо, наверное, сказать еще об одном то ли умении, то ли качестве вахтанговских героинь и Юлии Борисовой, быть может, в первую очередь: возможно, больше и чаще, чем где-либо еще, на вахтанговскую сцену выходили женщины своевольные и независимые, они делали, что хотели, не подчиняясь никому и ничему, поступали, как бог на душу положит. Даже когда они не добивались счастья, они оставались свободными и тем самым опровергали советские представления о свободе как о какой-то там со всех сторон ограниченной необходимости. Свобода была не все, она была внутри них. И все драмы, все трагедии – не в заламывании рук, а в том страдании, которое вычитываешь, глядя в глаза. Так принц Калаф из «Принцессы Турандот» искал ответы на ее загадки, всматриваясь в глаза Турандот-Борисовой.

    Из жизни этого дуэта – Борисовой и Василия Ланового – можно вспомнить один драматический эпизод. Это случилось на одном из представлений «Милого лжеца» и скоро распространилось как театральная легенда. Лановому вдруг стало плохо, и он, неожиданно для Борисовой, ушел со сцены. Ничего не подозревавшая публика ждала продолжения захватывающего романа в письмах, а Борисова, не выдав себя ни единым движением, ни даже взглядом, около десяти минут ходила из одного угла сцены в другой. И публика, не отрываясь, следила за ее мерными шагами. Затем вышел кто-то из администрации, сказал, что актеру вызвали «скорую», спектакль прервали, и только тогда Борисова ушла за кулисы. Вот что такое мужество ее героинь. И – в согласии с уже сказанным – самой актрисы.

    Эти мужество и независимость, принципиальная свобода от обстоятельств, как будто парение над обстоятельствами, были и в Гелене из «Варшавской мелодии», в древних царицах или принцессах, в Настасье Филипповне, в Патрик Кемпбелл...

    Принципиальная неуправляемость.

    За одно это стоило полюбить.

    Григорий Заславский

    2005-03-17

  • Первые шаги на сцене - в амплуа лирических героинь.

    Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей.
    Но подлинное открытие большой актрисы с уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи в спектакле "На золотом дне" Д.Мамина-Сибиряка (1955).

    Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью.

    С тех пор, практически, ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась не замеченной. Ее талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственен сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.

    Даже ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, всегда поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова - всегда адвокат своих героинь, ее интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа («Город на заре» А.Н.Арбузова, 1957), и Люся («Две сестры» Ф. Кнорре, 1957), и Банат («Неписаный закон» Н.Пистоленко, 1958), и Аня («Коронация» Л.Г.Зорина, 1959), и, наконец, Валя («Иркутская история» А.Н.Арбузова, 1959).

    Все они на пороге жизни, все они отражают мечты и стремления, драмы и радости современницы Борисовой, но особо выделяется Валя - образ, в котором было тонко и точно сыграно ею взросление души, осмысление своего места в жизни - чуда, произошедшего от любви.

    Особую страницу в актерской биографии занимает создание роли Настасьи Филипповны ("Идиот" Ф.Достоевского, 1958) - актрисе довелось сыграть ее и в кино и на сцене, но, несомненно, более глубоко и емко это было в театре, где последовательнее была прослежена судьба этой мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью женщины.

    Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила - всегда отличают создания Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью - у нее всегда натуры избранные, незаурядные - умная, независимая Нефедова ("Одна" С.Алешина, 1956), потерянная в жестоком мире Гитель ("Двое на качелях" Гибсона, 1963), виртуозная притворщица, "царица блажи", жертвующая жизнью во имя любви Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" У.Шекспира, 1971), романтическая, чарующе открытая, растратившая свою жизнь талантливая Лика Мизинова ("Насмешливое мое счастье" Л.Малюгина, 1965), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна ("Леший" А.Чехова, 1979), яростная в своем отчаянии Мария ("Мария Тюдор" В.Гюго, 1985) и, конечно же, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена ("Варшавская мелодия" Л.Зорина, 1967); революционерки - Мария ("Конармия" И.Бабеля, 1966) и Виринея ("Виринея" Л. Сейфуллиной, 1967), и деловые женщины - Анна Георгиевна ("Из жизни деловой женщины" А.Гребнева, 1974). Но есть еще грань таланта актрисы - создание образов комедийных, почти эксцентрических - это веселая, озорная и гордая казачка Павлина ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" А.Софронова, 1959, 1961), и вседозволенная, взбалмошная и хитроумная Эпифания ("Миллионерша" Б.Шоу, 1964), и капризная, своенравная Турандот ("Принцесса Турандот" К.Гоцци, 1963), и беспомощная, доверчивая королева Анна ("Стакан воды" Э.Скриба, 1988).

    Все эти образы поражают смелостью откровенной театральности, блеском мастерства.

    В последние годы Юлии Борисовой довелось сыграть двух женщин своей профессии: Кручинину ("Без вины виноватые" А.Островского, 1993), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кемпбел ("Милый лжец" Д.Килти, 1994) - умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б.Шоу.

    Многие годы Юлия Борисова была депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 года), членом Президиума Дома Актера.

    Замужем была один раз — за директором-распорядителем Театра им. Вахтангова И.И.Спектором (1916—1974).

    Юлия Борисова: Принцесса театра

    О ней всегда говорят с исключительной теплотой. Говорят все, кому случалось встречаться с нею. Её коллеги в один голос отмечают, как легко играть с нею, как тонко чувствует она партнёра, понимает его без слов и помогает ему.

    Юлия Константиновна очень мало снималась в кино, но уже одна роль вписывает её имя золотыми буквами в скрижали отечественного кинематографа. Настасья Филипповна. Долгие годы трудно было представить себе эту героиню в ином исполнении. Юлия Борисова играла её не только в кино, но и на сцене родного театра. В обоих случаях её партнёрами были величайшие актёры театра Вахтангова: Юрий Яковлев и Николай Гриценко.

    А уже в наши дни, в новый век Юлия Константиновна благословила играть свою звёздную роль молодую актрису театра Вахтангова — Лидию Вележеву. Такая вот преемственность.

    Юлия Борисова всегда была ведущей актрисой театра, его женским лицом. Она и Настасья Филипповна, и пани из «Варшавской мелодии», и Клеопатра, и, конечно, принцесса Турандот! Юлия Борисова и Василий Лановой, как некогда Ц. Мансурова и Ю. Завадский, покорили публику и стали эталонными исполнителями ролей Турандот и Калафа.

    Сегодня для Юлии Борисовой пришло время иных ролей, но по сей день остаётся она Принцессой Театра Вахтангова! А, может быть, уже королевой его?..
    «Корифеи театра Вахтангова»

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости