Зоя Чечеткина

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Зоя Чечеткина фотографии

Чечеткина Зоя Павловна

03.02.1917 - 1997

биография

3 февраля 1917, Златоуст - 1997, Златоуст

Заслуженная артистка РСФСР (21.02.1968).

После окончания средней школы работала на металлургическом заводе, участвовала в художественной самодеятельности.
Актриса Златоустовского театра (Челябинский театр им. Х-летия Октября) с 1945 года в течение 40 лет.

театральные работы

Абигайль («Стакан воды» Э. Скриба, 1945, режиссер В. Н. Барский)
Машенька («Машенька» А. Афиногенова)
Герда («Снежная королева» Е. Шварца)
Таня («Таня» А. Арбузова)
Дездемона («Отелло» В. Шекспира)
Агния («Обуховке нужны чудаки» А. Бархоленко)
Клавдия («Цыган» А. Калинина)
Анна Кеннеди («Мария Стюарт» Ф. Шиллера)
Госпожа Пернель («Тартюф» Мольера)
Мария Львовна («Беспокойная старость» Л. Рахманова)
«Гореловы»

театр

фотографии

публикации

  • Пути-дороги "Omnibusа"
  • В 1945 году, когда люди устали видеть горящие самолеты, взорванные танки, растерзанные тела и изможденные голодом лица, на златоустовской сцене поставили "Стакан воды" по пьесе Эжена Скриба. Старожилы города до сих пор вспоминают этот спектакль с просветленными лицами - на театральный Олимп в Златоусте взошла Зоя Павловна Чечеткина, которая сыграла роль Абигайль. Это был ее первый выход на профессиональную сцену, и стал он той контрамаркой, которая дает право на доступ к сердцу зрителя.

    Поставил "Стакан воды" режиссер В. Н. Барский. Газета немедленно откликнулась рецензией Г. Горева. "...Особо хочется порадоваться за молодую артистку З. П. Чечеткину. Недавно пришедшая на подмостки театра, она вполне справилась с ответственной ролью, оправдав стремление театра выдвигать молодые кадры. Ее Абигайль полна доверчивости и простодушия, она мила и грациозна, и когда смотришь, как она смущена, не зная, куда девать руки, то трудно сказать, неопытность ли это юной актрисы или большое мастерство...

    Красочный, интересный спектакль".

    А вот еще выдержка из отзыва на спектакль "Машенька":

    "Машеньку" играла З. П. Чечеткина. Мы редко видим ее в исполнении ведущих ролей и еще раз убедились, что художественное руководство в отношении к ней проявляло излишнюю осторожность. Способная, растущая актриса создала теплый, обаятельный образ девочки в самом критическом для формирования характера возрасте. Сперва капризная, пугливая, робкая, она становится разумной, смелой, жизнерадостной. Образ в движении, развитии, и Чечеткина развивает его с любовью к своему герою".

    Она пришла с клубной сцены художественной самодеятельности металлургического завода. Первый толчок, полученный там, разбудил в ней актерское дарование с помощью руководителя кружка Льва Николаевича Подкопаева. Популярность ее быстро росла. Л. Макеева вспоминает: "Раздала нам учительница билеты на тот спектакль, где играла Зоя Чечеткина. Встречая ее на улицах, мы столбенели и, потрясенные собственной смелостью, говорили ей: "Здравствуйте".

    Первое упоминание о ней относится к маю 1938 года, когда клубный кружок поставил "Крепостную", спектакль, который ставился в третий раз, а это уже успех у рабочего зрителя..

    В спектакле кружковцы сумели показать прошлое, нравы крепостного права. Центральной фигурой была талантливая крепостная актриса Любушка. Эту роль и играла Зоя Чечеткина. С самого начала она притягивала к себе внимание всего зала прочувствованной игрой, ярким образом. Зоя Павловна выросла в театральной семье. И отец, и мать, и брат любили сцену и часто играли в одном спектакле всей семьей.

    Еще штрих. "...серьги, меха на обнаженных плечах, папироса, жеманно отставленный мизинец в черной перчатке, и улыбка - ах, как хороша!".

    Впоследствии Зоя Павловна вспоминала: "Мы тогда, поверьте, не знали усталости, готовы были играть с утра до вечера. По два спектакля ухитрялись давать в день: детский и взрослый. Играли в госпиталях и счастливы были".

    А вот как отзывается о ней Мария Ивановна Мушкетова, сама прекрасная актриса:

    "С именем ее для меня связано понятие театра. В том, что сцена стала увлечением на всю жизнь, есть ее заслуга. Впервые о Зое Павловне услышала от актеров Магнитогорска. Существуют в природе незримые волны - биотоки любви. Такие биотоки излучала Зоя Павловна. Магнитогорцы говорили о лучистых глазах, необычайной искренности, природном изяществе, дивном голосе. Эта актриса большого таланта, огромной любви к людям. Герда из андерсовской сказки стала кумиром для многих поколений детей и взрослых, а имя ее - популярным в городе. В спектакле "Гореловы" Зоя Павловна с давним своим партнером Вячеславом Николаевичем Самойловым создала атмосферу чистоты, нежности, глубокой и тонкой правды. Ажурная игра увлекала и этого забыть нельзя".

    Н. ВЕРЗАКОВ

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение