№314 Ивлев Игорь
зритель Таганки
Восхитительно, только что это как не священнодействие?
Прекрасно. Прекрасно когда такие имена способны жить рядом с ролью. Но они-то это себе могут позволить, поскольку видят что рядом с ними, вот только не у всех столь ясное зрение. И потом если ты не Гамлет, а рядом с Гамлетом, логично предположить, что можно быть и не рядом, А когда не рядом, притворяться всё труднее и труднее и образы всё более приблизительные. А если приблизительнее (а следовательно уже по определению не одинаково с замыслом), не проще ли браться за что-то более лёгкое. Или в кино податься. Там ,пусть и с двадцатого дубля, но что-то да получиться.
Священнодействия в актерстве не больше, чем в поедании холодной плохо прожаренной курицы в поезде.
Суть чеховского метода, отличного от ШС [школы Станиславского] в богоподобии исполнителя, артист проецирует свою личность на исходный материал, а не погружается в него. Хороший исходный материал, например пьеса Шекспира, дает возможность из прочитанного текста сделать сущность, то есть проецировать личный опыт и переживания личности артиста через исходный материал на экран, в зрительный зал. И получается событие.
Очень была заметна разница в исполнении Гамлета Владимиром Семеновичем Высоцким и Гертруды Аллой Сергеевной Демидовой. Высоцкий, как и Смоктуновский, пытался всякий раз побывать Гамлетом, а Демидова неслышным шагом ходила рядышком со своей Гертрудой, не надевая ее свитер и джинсы. Гертруда Демидовой была марионеткой самой Демидовой, как герои кукольные и не очень Зиновия Ефимовича Гердта, очень показательный и познавательный персонаж нашей культурной истории.
Очевидно, оттого так быстро и сгорел Высоцкий, потратился горением внутри своих персонажей. Демидова же, охраняя свою божественную сущность, сберегла себя на многие годы, да умножатся они.
Театр получается за кулисами и до зрителя. Кино получается в замысле режиссера и артист тут "не при делах", он лишь инструмент в лучшем случае, как флейта Гамлета против Р. & Г. Как правило же, в кино артист - загрунтованный холст, на каком режиссер своими красками и кистями изображает в меру своего таланта задуманное. Качество грунтовки холста зависит от педагогов в театральном училище и силы личности артиста. Чем сильнее дарование артиста, тем лучше загрунтован его холст и его готовность бесприкословно исполнять предначертания режика. Примеры - Хопкинс, Джигарханян. В чем бы ни работали, всегда качественно. Зарабатывая себе на жизнь, они могут своим участием сделать заметным "слив и отстой", выделяясь среди актерской челяди.
Демидова же опять "не в рядах", как всегда, сама есть, никогда не работает в негодном материале. И оттого прослыла привередой и не накопила множества ролек с накрученной бобеттой на затылке. Демидова что та львица, что рождает зараз одного льва, а не десяток гиен-падальщиц.