«Час» предложил актрисе встретиться прямо на выставке, среди ее двойников... Раз Регина, два Регина... да на скольких же картинах она изображена?
- Меня много! - смеется она. - Мы с Майей уже счет потеряли. Во всяком случае, больше двадцати.
Сотрудничество с Майей началось с картины «Танцевальный ансамбль «Дайле», где изображены три Регины. Впрочем, одна из них, скорее, ее сестра. Регина очень хорошо помнит, что в то время носила единственного и любимого сына Рема.
Тогда они с Табакой провели фотосессию в Крестовой галерее Домского собора. Регина принимала разные позы, меняя наряды и аксессуары, а Майя фотографировала. Потом использовала эти снимки для написания картин. С тех пор они стали играть в этот свой театр.
- Мне всегда нравилось быть у нее и в заглавных «ролях», и в маленьких, второстепенных.
- У Табаки есть картина, на которых вы - голенастая чудо-птица с вашим лицом. В ней явно сквозит авторская ирония.
- Меня часто спрашивают, не страшно ли мне, что Майя иногда меня изображает не совсем адекватно? Мне же эти превращения даже интересны как актрисе.
Я в театре играла гусыню, в спектакле по Астрид Линдгрен «Удивительное путешествие Нильса Холгерсона». А картина была написана раньше - получилось своего рода предсказание.
Ведь в каждом человеке скрыто огромное количество страстей и желаний - открытых и подавленных. А также мыслей - свободно парящих и запретных. Так что эти картины «три в одной» очень даже соответствуют действительности.
Хотя впервые увидеть себя на картине - странное ощущение, - признается Разума, - так же, как и в кино. Поэтому на фильме «Афера Цеплиса» режиссер Роланд Калниньш не давал мне смотреть рабочий материал. И правильно делал, чтобы не смущать неопытную актрису, какой я была тогда.
Фильм и картина - после них «в свете» имя Разумы стали произносить с придыханием. Но фильм оказал более сильнее влияние на судьбу Регины, чем живопись.
- Кино более доступно и популярно. К сожалению, на выставки ходит куда меньше народу. (Про эту выставку такого не скажешь, число посмотревших ее приближается к 30 тысячам, а впереди еще почти весь январь. - Авт .) Но Майя глубоко повлияла на мою судьбу - я стала яснее осознавать себя как личность и актрису.
Я всегда завидую людям, которые рассказывают, какие у них в школе были замечательные учителя. Мне с этим не очень повезло. Зато повезло с Майей, она стала мне и другом, и учителем...
Театр в театре
Табака раскрепостила Регину, помогла обрести свое «я» очень красивой, но не очень уверенной в себе женщине. Художническая среда пришлась Регине по нраву. В ее семье оппозиция властям проявлялась сдержанно. А молодые завсегдатаи кафеюшников «Птичник» или «Шкаф», не стесняя себя в выражениях и эмоциях, ругали власти и вообще бурлили, делясь творческими и прочими идеями.
Сейчас Регина полностью отдает себя Новому Рижскому театру. Занята в двух постановках - «Серебристая фата» по Аспазии и «Месяц в деревне» Тургенева. Ставят их режиссеры-женщины Банюта Рубеса и Мара Кимене.
- Игра - это в известной мере наркотик, - размышляет Регина. - Ты себя реализуешь...
- А когда это наркотическое опьянение наступает? В процессе игры или когда видишь себя на экране?
- Нет, всегда во время съемки. Тогда - самое интересное. Когда смотришь, что получилось на экране, испытываешь больше тревоги. Играть в кино или на театре - это способ найти в себе какие-то скрытые, потайные, может, даже подавленные чувства и переживания... Я вообще по природе очень закрытый человек, и поначалу мне было очень трудно.
- Где легче удавалось найти сокрытое внутри себя: в кино или на сцене?
- В театре. Мне очень нравятся старые, знакомые спектакли - с азартом играю то же самое. Со временем сама меняешься и в знакомой роли находишь все новые нюансы, до чего раньше никогда бы не додумалась. В этом смысле театр дает более фундаментальное переживание.
Страшная сила
- Регина, в каком возрасте пришло понимание, что вы красивы? И вообще, каково ощущать себя красивой женщиной?
- Ну, судя по оценкам других, знаю, что я... отличаюсь. Все говорили: красивая... Хотя вокруг столько красивых женщин и девушек! Я к себе очень требовательно отношусь. Тут одного лица мало. Осанка, поведение - важно все в комплексе. И я этому уделяю достаточно внимания.
Знаете, когда я себя красивой ощущала? Когда Майя Табака меня фотографировала и вслух анализировала (как образ). То, что она мною открыто восхищалась, мне очень помогло.
- Как вы держите себя в такой прекрасной форме?
- Мое тело - мой инструмент. Чем лучше он будет настроен, тем лучше я на нем сыграю...
Рецептом вечной молодости Регина с «Часом» не поделилась. Зато рассказала, что у нее шесть сестер. И все почти такие же красивые. Пятеро живут в Латвии, одна в Польше, младшая - в Германии. Старшая - архитектор, вторая - пианистка, третья - доктор-педиатр, затем - Регина, пятая - директор турфирмы, шестая - модельер, седьмая - бизнесвумен. Дети у них в основном девочки - такая сильная женская линия. А Регинин мальчик уже успел подарить маме внука.
Чуть-чуть о кино
- Кажется странным, что русское кино не положило на вас глаз. Агнесе Зелтыня уже там. А Лицитис с Иваром Калниньшем, похоже, из России и не вылезают.
- Сегодня артисту кино нужен менеджер или агент. Нужно уметь себя продать. Я не умею. (Смущается.) А в театре мой возраст - для классических пьес. Чехов, Тургенев... В основном требуются молодые героини или совсем уж дряхлые старушки. Туда мне еще рановато.
Как-то Катрин Денев очень точно сказала, что счастлива тем, что в свои годы еще снимается. Посмотрите, ее последние роли куда интереснее тех, что сыграны в среднем возрасте.
- Но Катрин Денев намного старше вас!
- Да не очень-то.
- Все равно, преимущество молодости - за вами.
- Спасибо, надежда умирает последней.
Вопрос о современном латышском кино застает Регину врасплох.
- Я думаю, это ужасно, что не дают возможности снимать профессионалам. Один Стрейч - это маловато будет. Нельзя производить шедевры поштучно, хотя у некоторых гениев это получалось, но тоже не всегда. В кино нужна непрерывная работа, иначе человек теряет квалификацию.
- И чтобы потенциальные гении дышали друг другу в затылок.
- Именно так. Только тогда из массы могут проклюнутся шедевры. И не стоит относиться с пренебрежением к среднему поколению. Их опыт и умение при совместной работе очень много могут дать молодым. Тогда, выучившись, полные энергии, пусть шагают дальше и выше. Но у нас все как обрезали. И хотят с пустого места вспрыгнуть на немыслимую высоту.
Из молодых режиссеров мне очень интересен Виестурс Кайриш. Но и ему не мешало бы повариться в настоящем кино.
- А как вы относитесь к сексу и насилию на экране?
- Негативно - если это самоцель. Можно делать все что угодно (и в театре тоже), если это оправдано, то есть если наступает катарсис, и ты по-другому начинаешь относиться к людям и к самому себе. Но кино с насилием я не смотрю, тем более по телевизору: кажется, что ты впускаешь это зло в свой дом. А из кинотеатра ушел - и все.
Прекрасная актриса, и красота её удивительна - и современная, и средневековая, и сказочная. В день рождения - здоровья, новых ролей, удачи, и пусть будет долгой и счастливой жизнь этой необыкновенной женщины!
Регина для меня в кинофильме "Такая она, игра" именно в сцене расставания,где она на вопрос Как дела?отвечает 11 и 5,ее гладкие волосы с обычной заколкой,мимика движений,лица,а когда она разворачивается видна ее прямая осанка-является ЭТАЛОНОМ женской красоты...
звёздная роль-оттилия в" не покидай"переиграла всех исполнительниц анологичных ролей( околотронная свита снедаемая жаждой власти)-это и Вертинская в "королевстве кривых зеркал" Кособуцская в"веселом сновидении" власова в "31июне"-Разума ярче всех справилась с этой категориеи
Удивительная красота и удивительный талант! Очень нравится в "Неоконченном ужине", а роль в "Не покидай..." - просто шедевр ! Язва - канцлерша Оттилия сыграна великолепно!