«Я институтов не кончал, в инженеры вышел самоучкой».
Эти слова Генриха Осиповича Буша из старенького детектива «Человек в проходном дворе» (4 серии, 1971) могли бы «одевизить» визитную карточку исполнителя этой роли Виктора Чекмарева, настоящего русского самородка.
Он не кончал театральных студий и училищ, но уже ребенком ставил домашние спектакли, где играл главные роли в обожающей «сам себе режиссера» труппе из двух сестричек. И благодарная публика охватывала не только семейный подряд во главе с папой и мамой, но и весьма пространные дворовые слои родной Астрахани. Скоро к ним присоединилась школа, где начинающий маэстро возглавил драмкружок.
В 18 лет Витя поступил в Махачкалинский Землемерно-мелиоративно-лесотехнический техникум, но слава о лицедее-самоучке достигла ушей режиссера Дагестанского ТРАМа (Театра рабочей молодёжи) А.Н. Шушкина. И вот уже юный астраханец – «незаменимый исполнитель героев-любовников». В будущем слово «незаменимый» стало не эпитетом, а «объективкой» Виктора Константиновича.
В 1933 году незадавшегося землеустроителя можно было увидеть на столичной сцене – Реалистического театра Николая Охлопкова и Камерного театра. Но ревнивой труппе «козырных» молодой провинциал предпочел более благодарную одиссею по окраинам державы: Благовещенск, Северодвинск.
Великую Отечественную войну Виктор Чекмарёв встретил в составе Передвижного театра Дорпрофсожа Амурской железной дороги с базой в городе Свободный, а в 1948-м вернулся в Благовещенск (Амурский драмтеатр). Здесь сорокалетнему бездипломнику присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР, после чего он подался на Урал, став фаворитом театра драмы сперва в Свердловске, а затем в Молотове (ныне Перми).
В эти годы к Чекмареву намертво пристала слава киноактера. Всему виной образ криминального очковтирателя Шмыгло из фильма «Дело Румянцева (1955). Поняв, что влип, с 1957 года артист «отдает свое сердце» киностудии «Ленфильм». И не напрасно. Чекмарев был просто незаменим, неповторим и неподражаем в ипостаси кулаков и лавочников, приказчиков и спекулянтов, двурушников-перевертышей и мужичков-прохиндеев – в общем, «всяко-разной, крайне безобразной контры».
Самое же поразительное: без чекмаревской шелупони и шедевр не шедевр. Да разве ж обойтись теперь нам без парт-сволочи Оглоткова («Добровольцы») и заговорщика Островнова («Поднятая целина»), немецкого диверсанта («Человек не сдается») и исправника Лаврова («Товарищ Арсений»), полицая («Война над крышами») и «хозяина тайги» Петра Громова («Угрюм-река»), обывателя Лисович («Дни Турбиных») и баптиста-торгаша («Сердце Бонивура»), помощника Порфирия Петровича («Преступление и наказание») и деляги Петухова («Сержант милиции»), кулака Ерофеева («Бронзовая птица», 3 серии) и Аники Лепёшкина («Приваловские миллионы»)…
А ежели сценарий требовал, Виктор Константинович с легкостью преображался в форменного аристократа и интеллектуала: полковник- комендант Таврического дворца («Две жизни»), помещик Ермолов («Василий Докучаев»)...
А уникальный тембр, превративший Чекмарёва в фирмача дубляжа, обусловил и первый его «контракт» с Куйбышевом. В чекистском сериале «Тревожные ночи в Самаре» Виктор Константинович озвучил роль нэпмана, блистательно исполненную нашим Сергеем Пономаревым.
Вторая, очная уже, встреча состоялась через год. В замечательном фильме про дореволюционную Самару «Найди меня, Лёня!» (1971) Виктор Чекмарёв скупо и смачно изобразил «хозяина пароходов» Гордея Захарыча, неласкового отчима главного героя Леньки.
Вне сцены и кино актер гонял на катере, рыбачил, охотился и увековечивал родные просторы в добротной графике.
С экраном Чекмарёв расстался в 1980 году. Он угадал: пришли времена той беспощадной серости, кою он-то играл с щемяще-щадящей иронией: «Лисовичи мы» («Дни Турбиных», фильм Владимира Басова)…
Не согласна с том, что забыт. Он представитель Золотого фонда нашего кинематографа. Те, для кого отечественный кинематограф не пустой звук, очень хорошо его знают и помнят. Эталон игры - "Дело Румянцева" и "Угрюм-река". Пока демонстрируются эти великолепные, эталонные по своей постановке, режиссуре, игре актёров фильмы , демонстрируются у нас на ТВ ! экране, эти актёры не забудутся. Мне молодые говорят: " Ваши фильмы слишком медленные, их трудно смотреть". Вот и получается, что в спешке ребёнка выкидывают, душу свою . Минимизация чувств приводит к обеднению, обмельчанию, к схематизации, и как результат, к вымиранию, как вида. К сожалению, молодёжь это очень трудно понимает. Ряд продюсеров ещё больше не воспринимает. О тех, кто учит новых режиссёров, актёров, операторов и т.д. вообще говорить не приходится. А у Чекмарёва есть чему поучиться. Огромная палитра красок в лице и голосе. Запоминается сразу и надолго.
Незаслуженно забытый , потрясающий артист!Столько интересных работ сыграно этим человеком, просто и гениально!Есть чему поучиться современным и начинающим актёрам! Вечная Память и Царствия Небесного ему!
Играл отрицательные роли,а какие добрые слова на этом сайте в его адрес от почитателей таланта.Его помнят и восхищаются работами по сей день.Не это ли лучшая похвала для артиста.Аплодисменты.
№ 100Бесов Александр (г. Новоуральск) 12.04.2016 11:27
"Народный" по таланту и артистизму! А за ТАКИЕ роли люди с кулаками на улице кидались - так ПРОНИМАЛО... Великий Актёр! Одно "психическое" перевоплощение в "Деле Румянцева" чего СТОИТ!
Замечательный актёр! Одна из лучших работ в кино- Пётр Громов в '' Угрюм-реке'' .Как же колоритен , ярок Чекмарёв в этой роли ,как фактурно подходит он для неё- настоящий купец, властный самодур не лишённый при этом глубоких чувств. Блестящая работа!