новое сообщение


Забыли пароль? Регистрация Вернуться назад
Войти через Вконтакте Войти через Яндекс Войти через Mail.ru

Изменить порядок сообщений

обсуждение

  • 8   Каварадосси   21.08.2022 17:34
    Добрый день! Огромное спасибо за размещённую информацию! К сожалению, несмотря на свой колоссальный интерес к опере и творчеству певцов прошлых лет (в т.ч. М.Л.Биешу), очень плохо знаком с Молдавским государственным театром оперы и балета, его историей, репертуаром и солистами... Нашёл здесь много ценных сведений! Подскажите, пожалуйста, нет ли у Вас случайно каких-либо материалов о гастролях театра на сцене ГАБТ в июне 1983 года? Почему-то об этом событии найти что-либо в интернете не удаётся (ни фото афиши или программок, ни каких-нибудь статей, рецензий, воспоминаний...). С уважением, Михаил
    цитироватьсообщить модератору
  • 7   Moderato   07.06.2021 14:56
    БАШКАТОВ Николай Никифорович родился 25 февраля 1934 года в дер. Волково (ныне - Брянской области, РФ).

    Советский певец (бас-баритон).
    Народный артист Молдавской ССP (1974).

    В 1958 году окончил Ленинградскую консерваторию, с 1958 года — солист Молдавского театра оперы и балета. Выступал также как концертный певец.
    Отец чемпиона Европы по плаванию Юрия Башкатова (р.1968).

    Партии: Князь Игорь; Мамыров («Чародейка»), Бартоло («Севильский цирюльник»), Тонио, Скарпиа; Тимур («Турандот» Пуччини), Эскамильо; Сторожев («В бурю»), Вожак («Оптимистическая трагедия» Холминова), Грозован и Сибирцев («Грозован» и «Сергей Лазо» Д. Гершфельда), Раненый солдат («Героическая баллада» Стырчи).
    цитироватьсообщить модератору
  • 6   Moderato   05.06.2021 12:19
    БОТЕЗАТ Полина (Прасковья Андреевна)
    29 октября 1922, с. Чумашки (ныне Кемеровской области, РФ) — 6 сентября 2001, Кишинев

    Советская певица (лирическое сопрано) и педагог.
    Народная артистка Молдавской ССР (1966).

    С 1942 года — солистка ансамбля «Дойна», в 1944-1947 гг. — ансамбля Центрального Дома культуры железнодорожников (Москва).
    В 1951 году стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине.
    В 1952 году окончила Кишинёвскую консерваторию (по классу Лидии Бабич).
    С 1952 года — солистка Молдавской филармонии, в 1956-1978 годах — Молдавского театра оперы и балета. Член КПСС с 1958 года.
    В 1952-1988 годах преподавала в Институте искусств им. Г. Музическу (с 1965 года — доцент, затем — профессор). Педагогическая деятельность Полины Ботезат увенчалась появлением в музыкальном мире таких имен, как Мария Биешу, Светлана Стрезева, Иоан Пауленку, Ирина Мишура.
    Похоронена на Армянском кладбище Кишинева.

    Партии: Татьяна, Лиза, Виолетта, Дездемона, Чио-Чио-сан; Недда («Паяцы»), Домника («Героическая баллада» Стырчи, 1-е исп., 1960) и др.

    Фото - https://s3.amazonaws.com/images.billiongraves.com/headstones/images/20161228/18922857.jpg?t=2017-11-13+06%3A58%3A36
    цитироватьсообщить модератору
  • 5   Moderato   11.09.2020 01:23
    Мунтян Михаил Иванович
    Мунтяну Михай (молд. Mihai Munteanu)

    Родился 15 августа 1943, с. Крива, жудец Хотин, Бессарабия, Королевство Румыния (во время оккупации, ныне в Бричанском районе Молдавии).

    Советский, молдавский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог.
    Народный артист Молдавской ССР (1980).
    Народный артист СССР (1986).

    В 1971 году окончил Государственный институт искусств им. Г. Музическу (ныне — Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в Кишинёве.
    С 1971 года — солист Молдавского театра оперы и балета (ныне — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова им. М. Биешу) в Кишинёве.
    В 1996-1997 годах — генеральный директор Национального театра оперы и балета Республики Молдова.
    В 1977-1978 годах стажировался в театре «Ла Скала» (Милан, Италия).
    Выступал и как концертный певец с разнообразным камерным репертуаром.
    Гастролировал по городам СССР и за рубежом: Германия, Болгария, Румыния, Венгрия, Польша, Великобритания, Франция, Японии, Италия, Филиппины, США, Дания, Израиль.
    Голос певца звучит в художественных кинофильмах:
    1979 — Песнь любви (документальный)
    1981 — «Флория Тоска» (фильм-опера, вокальная партия Каварадосси)

    С 1983 года преподаёт в Молдавской консерватории им. Г. Музическу в Кишинёве (позже — Академия музыки им. Г. Музическу, ныне — Академия музыки, театра и изобразительных искусств). Профессор, заведующий вокальной кафедрой.
    Неоднократно входил в жюри международных конкурсов вокалистов.
    Народный депутат СССР (1989—1991).
    В 2014 году в Молдавии издан двухтомник «Жизнь, посвященная опере» о жизни и творчестве Михаила Мунтяну.

    Государственная премия Молдавской ССР (1988).
    Орден «Знак Почёта».
    Орден Республики (Молдавия, 1993).
    Премия имени Давида Гершфельда (Еврейский культурный центр КЕДЕМ, Кишинёв, 2011).
    Почётная медаль «Джордже Энеску» (Университет искусств, музыки и драмы им. Дж. Энеску, Яссы, Румыния, 2007).

    Партии
    «Риголетто» Дж. Верди — Герцог
    «Травиата» Дж. Верди — Альфред
    «Аида» Дж. Верди — Радамес
    «Сила судьбы» Дж. Верди — Альваро
    «Отелло» Дж. Верди — Отелло
    «Дон Карлос» Дж. Верди — Дон Карлос
    «Набукко» Дж. Верди — Измаил
    «Евгений Онегин» П.И. Чайковского — Ленский
    «Кармен» Ж. Бизе — Хозе
    «Сельская честь» П. Масканьи — Турриду
    «Пиковая дама» П.И. Чайковского — Герман
    «Трубадур» Дж. Верди — Манрико
    «Сергей Лазо» Д.Г. Гершфельда — Сергей Лазо
    «Чародейка» П.И. Чайковского — Княжич
    «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — Пинкертон
    «Тоска» Дж. Пуччини — Каварадосси
    «Иоланта» П. И. Чайковского — Водемон
    «Турандот» Дж. Пуччини — Калаф
    «Бал-маскарад» Дж. Верди — Ричард
    «Норма» В. Беллини — Поллион
    «Паяцы» Р. Леонкавалло — Канио
    «Любовный напиток» Г. Доницетти — Неморино
    «Пертская красавица» Ж. Бизе — Смит
    «Самсон и Далила» К. Сен-Санса — Самсон
    «Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа — Маурицио (граф Мориц Саксонский)

    Фото - http://golos.md/uploads/posts/2020-01/medium/1579083193_18007212_big1534313034.jpg ;
    http://moldovenii.md/resources/files/photo/7/1/7114160bb619e66c00a938f8391cd0f4.jpg
    _____________________________________________________________________
    Михаил Мунтян: «Не может быть процветания страны без культуры»
    Александр Матусевич
    Оперный обозреватель
    03 октября 2010

    Сегодня мы предлагаем нашим читателям первое из серии интервью, взятых в Кишиневе, во время проведения 18-го международного фестиваля оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу». Первая беседа – со знаменитым молдавским тенором, многолетним премьером Молдавской оперы, народным артистом СССР Михаилом Мунтяном. Мунтян принадлежит к легендарному уже теперь поколению советских певцов, тех лучших представителей отечественной оперной школы, которые после стажировки в миланском театре «Ла Скала» в 1960-70-е годы покорили не одну мировую сцену, снискав заслуженную славу повсеместно. Именно дуэт Биешу – Мунтян в 70-80-е годы составлял гордость Молдавской оперы, гастролируя по всему Союзу и знакомя нашу публику с редкими по тем временам шедеврами итальянской музыки.

    Михаил Иванович, прежде всего, позвольте поприветствовать Вас от лица российских любителей оперы и выразить благодарность за возможность побеседовать с Вами. Первый вопрос – о дне нынешнем: чем живет сегодня народный артист СССР?

    Я еще пою иногда в опере, в концертах пою часто. Не так давно приглашали петь и в Москву. Я умею к себе критически относиться и знаю, до какой поры еще можно выходить на сцену. Пока еще голос у меня сохранился, несмотря уже на почти сорокалетнюю карьеру. Я перешел на возрастные роли или такие партии, где возраст героя неопределенный, и я не буду смотреться в этой роли нелепо. Например, Ричард в «Бале-маскараде», Канио в «Паяцах». Последнюю роль я люблю особо. В 1990-е годы я пел эту партию в Великобритании во многих городах, спектаклей тридцать, не меньше, и заслужил от «Times» титул лучшего исполнителя этой роли в наши дни. С Отелло еще пока не расстаюсь и даже в «Норме» иногда выступаю: Поллион ведь тоже зрелый воин, опытный мужчина. Но я прекрасно помню золотые слова о том, что лучше, чтобы публика жалела о твоем уходе, а не себя за то, что ей еще приходится тебя слушать. Пока публика меня любит, хотят еще видеть меня на сцене. Наверно, это происходит оттого, что я всегда относился к публике очень уважительно. Где только я не пел, в каких только точках бывшего Советского Союза – в Сургуте, например, для нефтяников. Пел и в Омске, в Томске, в Свердловске, Куйбышеве и многих-многих других городах.

    Сегодня я профессор Музыкальной академии, заведующий вокальной кафедрой, у меня есть очень хорошие студенты. Мои выпускники поют в нашем театре, некоторые уже имеют звания заслуженного артиста Молдавии. Многие поют и за пределами республики. Моя гордость – это сопрано Инна Лось, у которой сейчас очень хорошо идет международная карьера. Также мой ученик Мефодий Бужор, который работал в Новой опере в Москве, а сейчас поет в Петербурге, в Михайловском театре. Еще у меня есть ученики в Японии, я туда езжу давать мастер-классы. В педагогической деятельности я нахожу большой интерес, меня это по-настоящему увлекает. Я стараюсь передать своим ученикам ту школу, какой владею сам, какую мне привил мой учитель Николай Дидученко, известный в свое время солист Одесской оперы, какую также я получил во время стажировки в «Ла Скала» в конце 70-х годов.

    Кто с Вами работал в Милане?

    Моим профессором там была великая Джина Чинья. Она была просто влюблена в мой голос, в мой тембр, давала мне бесплатно дополнительные уроки помимо тех, что были запланированы программой стажировки. У нас с ней был прекрасный контакт, полное взаимопонимание, что при обучении вокалу имеет огромное значение. Она многое подправила в моем голосе, помогла справиться с какими-то сложностями, которые мне до того никак не удавалось преодолеть. Скажем так, она по-настоящему открыла мой голос. У нее был такой подход в преподавании, которому я теперь также следую: надо учить певца не петь как ты, а суметь раскрыть его собственный голос, его собственный потенциал и индивидуальность. В молодости Чинья была влюблена в знаменитого тенора Джованни Мартинелли, и она мне говорила, что мой голос ей очень напоминает голос ее кумира. Разумеется, я живьем его не слышал, поэтому сравнивать мне очень сложно. Но Чинья утверждала, что это именно так. Встреча с ней была, конечно, большой удачей, большим счастьем в моей жизни.

    Концертмейстером в ее классе был Ренато Пасторино, который долгие годы работал с Франко Корелли. Кстати именно с ним я выучил «Бал-маскарад» по-итальянски – эту мою работу Вы могли слышать на фестивале. Именно в «Ла Скала» я услышал в этой партии Паваротти – это тоже было вложением в мою копилку вокалиста: после этого я просто заболел этой партией, этой ролью.

    Стажировка в «Ла Скала» - это школа не только пения, но и школа искусства вообще. Это очень важно для певца. Присутствовать, например, на репетициях «Дон Карлоса» с Аббадо, Каррерасом, Френи, Гяуровым – это тоже школа, причем колоссальная. Кроме того, общие впечатления от Италии, этой земли, которая просто напоена музыкой, произведениями искусства, шедеврами Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и др.

    А кого посылали на стажировку в Милан? Как происходил отбор?

    Это было совсем непросто. В Москве устраивался конкурсные прослушивания, и отбирали только самых лучших. Я, например, только с третьей попытки попал в эту программу. И в этот третий раз было 68 претендентов со всего Советского Союза всего на четыре места. Конкурс был огромный. Этот обмен делался по госсоглашению – вокалисты ездили в Милан, а балетные артисты из Италии приезжали стажироваться в Большой театр. Стажерам назначалась стипендия, на которую мы жили в Италии, деньги были совсем небольшие, мы там вели очень сложную жизнь, но как-то выживали. В тот же период на стажировке был тенор Юрий Марусин из Ленинграда, мы с ним вместе умудрялись на эти скромные деньги еще и по Италии поездить, посмотреть многое.

    Вам не предлагали остаться на Западе?

    Предлагали и не раз. Еще в советские годы я пел концерты в Америке и мне прямо говорили: «Останешься здесь – станешь миллионером». Но я не мог, и не только потому, что это было сложно сделать при коммунистах: я сам не хотел уезжать из Кишинева – это моя родина, я люблю здесь все, мне все здесь дорого, и я не мог это оставить. Я никого не осуждаю и не говорю, что только так нужно поступать: у меня самого дочь с внуком живут в Америке, сын работает в Европе, в ОБСЕ. Но это мой выбор. Сегодняшние мои ученики, особенно, кто больше преуспел в вокале – почти все уезжают из Кишинева: та же Инна Лось, блистательная сопрано, только что она пела на оперном фестивале в Финляндии «Мадам Баттерфляй», после этого у нее Париж, где она поет «Русалку» Дворжака, или Бужор – не нашли здесь места, применения себе. Да и невозможно здесь выжить – на те нищенские зарплаты, что сейчас платят в Молдавии артистам.

    Ваш основной репертуар – это итальянская романтическая опера.

    Да, когда-то мой голос даже назвали вердиевским. Я очень люблю музыку Верди. Мне приходилось гастролировать в Парме – Вы знаете, там получить признание совсем непросто, там публика, пожалуй, самая суровая, самая требовательная в Италии – и там мне вручили медаль за исполнение музыки Верди. Мои любимые вердиевские оперы это – «Травиата», «Аида», «Трубадур», «Сила судьбы», «Отелло», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Набукко». Особенно мне дорог Альваро в «Силе судьбы» - этот спектакль мы возили на гастроли в Москву и Ленинград и имели очень позитивные отклики, а одна рецензия так и называлась – «Сила судьбы Михаила Мунтяна». Начинал же я свою карьеру в 1971 году с партии Каварадосси в «Тоске» - мой учитель Дидученко говорил мне, что это подходящая партия для моего голоса, для начала профессиональной деятельности – не очень лирическая, и не очень драматическая. И Пуччини также был со мной всю жизнь – «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и др. Но я пел немало и русской оперы – «Онегина», «Пиковую даму», «Чародейку», «Иоланту», «Царскую невесту». Я пел не только драматические партии, но и лирические, более того, именно за Ленского я когда-то получил государственную премию. Своего Германа я пел в Большом театре и заслужил большую похвалу со стороны самого И. С. Козловского. Я за то, чтобы в опере петь – поменьше кричать, выражать свои чувства прежде всего через вокализацию, а не через аффектацию: поменьше рёва, побольше пения, даже в самых драматических ролях.

    Вообще, можно сказать, у меня счастливая певческая судьба – я всегда пел партии, которые мне нравились и не исполнял того, к чему не лежала душа. Я пел с огромным удовольствием Хозе, Канио, Туридду, Поллиона, Самсона – правда эту партию я не исполнял в Кишиневе, а в Бухарестской опере, и с этим театром ездил на гастроли в Англию. Я пел и в молдавских операх. Например, в опере Давида Гершфельда «Грозован» - про молдавских гайдуков. А для меня персонально он написал оперу «Сергей Лазо», партия в ней была весьма сложная, но мне было интересно над этим работать. Были и другие работы. Оглядываясь назад, я счастлив, потому что я очень много работал, всегда был нужен театру, востребован, и я себя полностью реализовал. Образно жизнь в искусстве можно представить так: ты все время карабкаешься по нескончаемой стене – только наверх, и ты знаешь, что стена не имеет предела, но поворачивать назад, останавливаться, а уж тем более падать никак нельзя. И хотя это очень непросто, награда – любовь зрителей, признание – того стоит. Аплодисменты я рассматриваю как эхо на тот посыл, что мы даем в зал, на то, что мы делаем на сцене.

    Вы много гастролировали?

    Да, немало. Я объездил весь мир. Пел концерты даже на Филиппинах, еще во времена диктатора Маркоса. Незабываемые впечатления, конечно, от Италии, от Иерусалима, от Америки. Много гастролировал и по городам Советского Союза. Помню, в Ленинграде пел камерный концерт только из романсов Чайковского и Рахманинова – страшная ответственность петь перед этой публикой, которая слышала всех корифеев русской сцены. И у них я имел успех и признание.

    Ваши воспоминания о Большом театре.

    Я много пел в Москве, и в Большом театре в том числе. Моими спектаклями на главной сцене СССР были «Тоска», «Сельская честь», «Трубадур», «Пиковая дама» и др. Великим счастьем было работать с Покровским. Из партнеров на московской сцене особенно теплые воспоминания об Архиповой, Образцовой, Мазуроке, Нестеренко, Касрашвили, Калининой. С Евгением Нестеренко мы дружили – мы познакомились в Милане, в то время, когда я там был на стажировке, а он пел спектакли «Дон Карлоса» - очень умный певец, интересный человек, собеседник. С хором и оркестром Большого театра я записал «Тоску» - кроме меня там поют Мария Биешу и Юрий Мазурок. Петь в Большом было очень почетно, но и очень ответственно.

    По молдавской сцене кого из коллег более других цените?

    Конечно, сотворчество с Марией Биешу. Всегда с теплотой вспоминаю своих партнерш Тамару Алешину, Людмилу Ерофееву и Ирину Мишура.

    Следите за тем, что происходит в оперном мире сегодня? Как относитесь к современной режиссуре?

    Да, конечно, мир теперь стал более единым, все как-то доступнее, проще. Я бываю в разных странах, там вижу какие-то спектакли. Потом в Интернете сейчас можно посмотреть практически все, составить представление об уровне, о постановках. Что касается изменений в операх, то перелицовывать музыку, искажать сюжеты – это недопустимо, на мой взгляд. Например, зальцбургская постановка «Травиаты» с Нетребко – широко известный спектакль: это модерновое прочтение, безусловно, интересно, но не утерян ли при этом дух и замысел Верди – это большой вопрос. Мне самому приходилось участвовать на Западе в подобных постановках. Например, я пел целый сезон в Германии, в Саарбрюкене, и там приходилось выходить в «Аиде» в форме офицера бундесвера. Не могу сказать, что я получал большое удовольствие от этого. Верди все-таки написал оперу про Древний Египет – наверно, он что-то имел ввиду, что-то хотел сказать именно этой драмой. Если бы его интересовали только чувства героев, поединок любви и власти, только какие-то вечные темы, он бы мог взять тысячу других сюжетов, из современной ему жизни, например, как он это сделал в «Травиате». Но ведь он написал именно про Египет – тот воздух, напоенный зноем, те условия, те времена его волновали, именно там это имело место – наверно, в этом есть какой-то смысл. И не думаю, что Верди плохо отдавал себе отчет в этом, уж, наверно, не хуже нынешних режиссеров. Я не ретроград, и не говорю, что надо ставить «Аиду» только всегда в одном и том же решении. Но я немного консерватор, ибо мне кажется, что это весьма опасно – с этими перелицовками, переиначиваниями можно заиграться и доиграться – и мы потеряем саму суть произведения, забудем, для чего и ради чего оно было написано. Нужно уважать автора. В драме актуализации более уместны. В опере же есть музыка, партитура, где уже заложены все настроения, все чувства, эпоха, колорит – и от этого никуда не деться.

    Расскажите о фестивале «Приглашает Мария Биешу».

    Фестиваль всегда был двухнедельным, а не одна неделя как сегодня, и его программа всегда была куда более грандиозной. В этот раз в балете вообще нет зарубежных участников, все внимание переключилось на оперу, где есть иностранные гастролеры, что, конечно, это хорошо. Но слишком много разных опер идет подряд – «Аида», «Травиата», «Бал-маскарад» - это огромная репетиционная нагрузка, много сложностей возникает: как мне кажется, организаторы со стороны нашего театра не очень хорошо все это продумали. Вообще же организацией фестиваля занимается Союз музыкальных деятелей Молдавии, который возглавляет Мария Биешу, все приглашенные солисты – это их заслуга, равно как и обеспечение спонсорской поддержки. И для публики, и для солистов нашего театра, конечно же, это очень интересное событие, когда можно послушать новые голоса, идет колоссальный обмен впечатлениями, опытом. В конце концов, это и очень полезно для развития связей, дружбы если хотите – то, что мы утеряли после распада СССР в значительной степени.

    Я никогда не тоскую по прошлому, потому что было много и плохого, но надо быть откровенными, в нашем общем советском прошлом было много и положительного. Отрицательным было то, что мы были отгорожены от всего остального мира. Действовали постоянные какие-то запреты, ограничения – то нельзя, это нельзя. Например, пою я спектакли в Болгарии, не весть какая заграница, тоже социалистическая страна, почти союзная республика. Мне предлагают контракт, долгосрочное сотрудничество. Возвращаюсь домой, иду в министерство культуры или в отдел культуры ЦК, а мне говорят – за рубеж можете выезжать только один раз в году. Что же касалось обменов, гастролей, фестивалей в рамках Советского Союза – это всегда был высокий уровень, и таких событий было много, творческим людям было жить очень интересно.

    К сожалению, опера в Молдавии сейчас переживает не лучшие времена – много безразличия появилось к этому виду искусства. И никакого, конечно, сравнения с 60-80-ми годами, когда был настоящий расцвет нашего театра. Помню, когда наша труппа гастролировала в Ленинграде, на «Норме» публика, не доставшая билеты, но очень хотевшая попасть в Кировский театр, даже снесла двери – такой был колоссальный интерес к нам. Теперь ситуация совершенно иная и она – отражение тех негативных процессов что происходят в молдавском обществе. Прежде всего, это проблема политической нестабильности в республике, а также вечная нехватка денег, и на культуру в особенности. С новыми постановками у нас вообще сложно, финансирование нищенское, на такие средства ничего приличного поставить невозможно. Мир прозрачен, открыл Интернет, и ты можешь посмотреть постановку «Метрополитен-оперы» и пр. В этих условиях нужно тоже ставить на уровне, соответствовать сегодняшнему времени. Сейчас у нас готовится новая постановка «Царской невесты» Римского-Корсакова и то это с помощью России – российское посольство в Кишиневе нашло какие-то финансовые возможности для осуществления этого проекта. Возвращение на кишиневскую сцену русской оперы я могу только приветствовать. Я бы хотел, чтобы здесь прозвучали и «Князь Игорь», и в особенности «Борис Годунов» с его остроактуальной тематикой взаимоотношения народа и власти. Особенно в наших сегодняшних условиях это было бы неплохо – власти надо периодически напоминать о том, что мы есть. Что есть народ, а не только электорат, который надо использовать в своих целях раз в четыре года.

    После распада Советского Союза проблемы отношений с Россией постоянно на первом плане находятся. В этой связи наблюдалось некоторое выпадение русской оперы из репертуара нашего театра, и постановка «Царской невесты» здесь – как первый вестник, думаю, для некоторых сил это будет определенно даже не слишком приятным сюрпризом. Но у нас треть населения – русскоговорящие, и я бы хотел, чтобы они приходили в наш театр. Я молдаванин, но для меня не существует проблемы национальностей, я оцениваю человека не по «пятой строке», как говаривали в СССР. А определенным политическим силам это очень на руку – иметь в обществе постоянный раздрай, постоянное противостояние – ведь всякого рода спекуляции на взаимоотношениях с Россией, с Европой, с Румынией – им же нет конца и края!

    Вы затронули очень интересную тему отношения художника и власти. Какая сейчас ситуация в Молдавии в этом плане – на примере оперного театра: любят, игнорируют, помогают?

    Вынужден вновь обратиться к прошлому. При советской власти, хотели или не хотели, но занимались искусством. В отчетах партии на пленумах, на съездах, был обязателен раздел, посвященный культуре. В ЦК был отдел культуры – далеко не все там были культурными людьми, но дело не в этом. Дело в том, что раз руководство имеет такой отдел в принципе, значит культура не безразлична, значит, какое-то отношение, пусть не всегда нас устраивавшее, но имелось. Выделялись деньги, появлялись возможности для творчества. Шаляпин очень хорошо когда-то сказал, что без денег поют только птицы на деревьях. Да и то им надо что-то кушать.

    После 1990 года вообще никто не говорит слово «культура», слово «театр» – власть предержащие абсолютно забыли об этом аспекте жизни народа. В республике обеспокоены только борьбой за власть. Кроме того, там, во власти, совершенно другие вкусы, другие интересы – они предпочитают эстраду, легкие жанры, массовую культуру. А опера – это сложное искусство и для наших политиков, для многих из них, увы, недоступное. В Политбюро, не думаю, что все были меломанами, но они понимали, что это престижно, это подчеркивает в глазах народа их статус, уровень культуры, просвещения, если они ходят в оперу или на концерты классической музыки – хотя бы иногда.

    Для сегодняшних властей Молдавии характерны другие приоритеты. Да и вообще, это касается не только оперы или классики – это касается интеллигенции в целом. Первый шаг уже нынешней власти в области культуры, а Вы знаете, у нас уже четвертый президент, – сокращение зарплат в театрах на тридцать процентов. И это в то время, когда оклады и так нищенские. Только что у нас прошел референдум, который провалился из-за неявки избирателей – народ устал. Вероятно, вскоре пройдет еще один. Вновь будут выборы и пр. Из всего моря агитации, которая сейчас звучит в Кишиневе, я еще ни от одного политика, ни от левого, ни от правого, не слышал слово «культура». Я живу на улице Николае Йорга – это как идти от театра через парк, где есть аллея классиков – установлены бюсты деятелям молдавской культуры. Там же есть и бюст Йорге – это был молдавский писатель, историк – на его постаменте написаны замечательные слова, к сожалению, только очень мелким шрифтом: «Народ без знамени культуры превращается в быдло». Не может быть процветания страны без культуры, не может быть бизнес без культуры, не может быть экономика без культуры. Бизнес без культуры превращается в бандитскую разборку, в грабеж – что, собственно, мы и видим повсеместно на просторах СНГ.

    Если вернуться к нашей теме, то фестиваль «Приглашает Мария Биешу» имеет теперь статус государственного, но его финансирование со стороны государства – просто смешное, на весь его бюджет невозможно пригласить и одного стоящего солиста из-за рубежа. Слава Богу, находятся спонсоры, частные жертвователи, но государство абсолютно глухо к культуре. Высокое искусство не приносит материальную выгоду, его ценность совсем в другом. И если новые власти ждут от оперного театра рентабельности, то это бесполезно. Но мне кажется, что власть совершенно не заинтересована иметь культурное, интеллигентное, образованное население. У нас только деньги находят на эстрадные концерты, дикие шоу на уличных площадках, где звучит оглушительная с позволения сказать музыка, молодежь там пьет пиво, и, как пишут в газетах, после каждого такого сборища вывозят до десяти тонн мусора. Это, наверно, тоже нужно – молодежь должна находить выход своей энергии, - но не только же это!

    А что с публикой в Кишиневе? Ходят в оперу?

    Публика – это тоже сложный вопрос. До открытия границ СССР и начала массовой эмиграции еврейского населения, у нас в Кишиневе была не просто публика, у нас были настоящие театралы! Знаете, есть публика, которая говорит: «Знаешь, в оперном поставили «Трубадура» - я ходил один раз, ничего, слушать можно. Но больше не пойду – я уже знаю эту оперу». А раньше были театралы, которые ходили на новых исполнителей в тех или иных партиях, на дебюты, интересовались жизнью труппы, не пропускали, разумеется, гастролеров и пр. Вот такой публики в Кишиневе почти не осталось. Я не хочу сказать, что только евреи были культурными, но, как ни крути, а эти изменения очень заметны. Еще один момент – ценовая политика театра: цены на билеты значительно повысились. И пусть по мировым меркам это небольшие деньги, здесь, в Кишиневе, интеллигентной публике это сильно бьет по карману. Не думаю, что учителя, врачи, библиотекари и пр. могут себе позволить теперь часто ходить в оперу. Вот и получаются такие ножницы – новых постановок почти нет из-за финансовых проблем, из-за них же простые люди не могут часто ходить в театр, культурная, театральная среда размыта – в результате заметно ослабление интереса к оперному театру. К тому же очень плохо в самом театре организована реклама и пиар. Если Вы успели заметить, у нас проходит международный фестиваль, о чем во всем городе извещают только три афиши перед самим зданием Оперы. У руководства театра какое-то самомнение, что к нам и так придут, что со зрителем работать не надо. На мой взгляд, это ошибочные представления.
    цитироватьсообщить модератору
  • 4   Moderato   13.08.2020 15:07
    Васильев Владимир Иванович (1930 — 24 марта 2016)

    Оперный певец (драматический тенор), педагог.
    Заслуженный артист Молдавской ССР.

    Окончил Новосибирскую консерваторию. Был солистом Кишиневского театра оперы и балета, исполнял партии Отелло, Радамеса, Канио, Германа, Xoзе и др.
    Преподавал в Ростовском музыкально-педагогическом институте. Профессор Нижегородской государственной консерватории, педагог вокала Нижегородской духовной семинарии.
    цитироватьсообщить модератору
  • 3   Moderato   11.06.2020 16:36
    ДРАГОШ Владимир Федорович родился в 1943 году.

    Баритон.
    Народный артист Молдавской ССР (1988).

    В 1970 году окончил Кишиневский институт искусств. С 1967 года был солистом Молдавской филармонии, радио и телевидения Молдавии.
    В 1972-1975 гг. пел на сцене Бурятского театра оперы и балета в Улан-Удэ.
    В Кишинев вернулся по приглашению Марии Биешу. С 1975 года - солист Молдавского театра оперы и балета.
    Профессор Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы.
    Лауреат Государственной премии Молдовы.
    Дипломант конкурса им. Глинки (1973).
    Медаль «За трудовую доблесть» (1986).
    Орден «Глория Мунчий» (Молдова).

    Оперный репертуар:
    Риголетто ("Риголетто" Дж. Верди)
    Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди)
    Набукко ("Набукко" Дж. Верди)
    Макбет ("Макбет" Дж. Верди)
    Яго ("Отелло" Дж. Верди)
    Фигаро ("Севильский цирюльник” Дж. Россини)
    Жермон ("Травиата" Дж. Верди)
    Амонасро ("Аида" Дж. Верди)
    Эскамильо ("Кармен" Ж. Бизе)
    Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло)
    Скарпия ("Тоска" Дж. Пуччини)
    Шарплесс ("Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини)
    Марчелло ("Богема" Дж. Пуччини)
    Альфио ("Сельская" честь П. Масканьи)
    Грязной ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова)
    Роберт ("Иоланта" П. Чайковского)

    http://www.tnob.md/ru/artist/vladimir-dragos
    цитироватьсообщить модератору
  • 2   Moderato   25.08.2019 20:29
    СТРЕЗЕВА Светлана Филипповна родилась 23 ноября 1951 года в Алтайском крае.

    Певица (сопрано) и педагог.
    Народная артистка Молдавской ССР (1983).

    В 1978 году окончила Кишинёвский институт искусств (класс П.А. Ботезат).
    С 1978 года — солистка Молдавского театра оперы и балета.
    В 1983-84 гг. стажировалась в оперном театре «Ла Скала».
    Лауреат 1-й премии на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки в 1981 году, 5-й премии на Международном конкурсе им. Чайковского в 1982, обладательница диплома Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии в 1984 году.
    С 1984 до 1994 года преподавала в Кишинёвском институте искусств (доцент) .

    В 1989-1994 гг. гастролировала в оперных театрах и концертных залах Румынии, Болгарии, Италии, в городах СССР (Пермь, Омск, Петропавловск-Камчатский, Киев, Донецк, Минск, Гомель и др.) В 1994-2016 гг. концертировала в Америке, Германии, Дании, Иордании.
    С 2016 года живёт и преподаёт вокал в Сяменьском университете, Китай (Doctor in Musical Arts).

    Фото - https://www.mamaplus.md/sites/default/files/mplus_migrate/5174/542fac137a4fb_542fac137a535.jpg
    цитироватьсообщить модератору
  • 1   Moderato   29.04.2019 22:39
    ХУДОЛЕЙ Леонид Федорович
    30 мая (12 июня) 1907, Тбилиси - 3 апреля 1981, Рига

    Советский дирижёр.
    Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1954).
    Народный артист Молдавской ССР (1967).

    Артистическая деятельность началась в 1926 году, он работал дирижером оперы и симфонического оркестра Управления зрелищных предприятий в Ростове-на-Дону (до 1930 года). Во время учебы в Московской консерватории у М. Ипполитова-Иванова и Н. Голованова был дирижером-ассистентом в Большом театре СССР (1933-1935). После окончания консерватории работал в Оперном театре имени К.С. Станиславского (1935-1940).
    В 1940-1941 года был художественным руководителем и главным дирижером Первой декады таджикского искусства в Москве.
    В 1941-1943 гг. — преподаватель (с 1942 - доцент) и директор Ташкентской консерватории.
    Директор и художественный руководитель Студии грамзаписи в Москве (1945-1946), главный дирижер симфонического оркестра Московской областной филармонии (1947-1948), дирижер Оперной студии им. Станиславского (1948-1950).
    Главный дирижёр Белорусского (1950-1951), Латвийского (1951-1954), Харьковского (1954-1958), Горьковского (1958-1963) и Молдавского (1963-1974) театров оперы и балета.

    Осуществил более 100 постановок, в т.ч. впервые поставил оперы «Маскарад» Артамонова, «Буковинцы» Карминского (Харьков), «Аурелия» Гершфельда, балет «Антоний и Клеопатра» Лазарева (Кишинёв). Дирижировал также симфоническими концертами. Преимущественное внимание дирижер уделял русской классике и советской музыке. Преподавал в консерваториях Москвы, Риги, Харькова, Горького, Кишинева. Член ВКП(б) с 1944 года.

    Дирижировал операми: "Маскарад" Артамонова (1957), "Буковинцы" ("Карпатская быль") Карминского (1957), "Борис Годунов" (1955); "Овод" Спадавеккиа (1958) - в Харьковском театре оперы и балета; "Иван Сусанин" (1950); "Морозко" Красева (1951) - в Белорусском театре оперы и балета (Минск); "Князь Игорь" (1952); "Семья Тараса" Кабалевского (1952) - в Театре оперы и балета Латвийской ССР; "Ермак" Касьянова (1962), "Каменный гость" Даргомыжского (1963) - в Горьковском театре оперы и балета; "Аурелия" Гершфельда (1963), "Отелло" Верди (1964), "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1965) - в Молдавском театре оперы и балета и др.
    цитироватьсообщить модератору