Венский лес (1962)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Венский лес информация о фильме

Венский лес

1962

Рейтинг:
  10 / 4 голоса

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

,
Ной Сендеров
СССР
Киностудия им. М.Горького
6 мая 1963

О Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1960).

В эти дни улицы Вены были особенно шумны, веселы, праздничны. Молодежь из разных стран приехала сюда, чтобы провести свой традиционный фестиваль. Новые знакомства, неожиданные встречи, горячие споры... В клубе шла бурная дискуссия. Петер, посланец из ФРГ, высказывал свою точку зрения. Зал негодовал, зал возмущался. Но Петер видел только советскую девушку Катю, он прислушивался только к её словам, гневным, решительным, осуждающим его позицию. "Каждый молодой человек, - говорила Катя, - должен чувствовать свою ответственность за дело мира, нельзя стоять в стороне". Петер не разделял Катиных взглядов, но ему нравилась её горячность, её смелое выступление. Он стал искать встреч с нею, приглашать на прогулки, в рестораны. Это был психологический поединок двух людей, пытливо и пристально наблюдавших друг за другом, поединок, который мог закончиться или ненавистью, или дружбой... Шумит пышными кронами Венский лес, фары освещают узкую дорогу. В машине Петер и Катя. Это прощальная поездка. Завтра каждый уедет на свою родину. Им грустно расставаться, но разлука неизбежна, потому что ещё слишком многое разделяет их в жизни.

последнее обновление информации: 03.03.24

критика

"...Мы с Юрой всё работали над фильмом "Венский лес", который стал для нас символом веры. Мы столько энергии вложили в эту работу, так верили в необходимость ее, что случилось невозможное! Мы сняли этот фильм. Помог Сергей Аполлинариевич Герасимов, который готовился в это время к съемкам своего фильма "Люди и звери" и, взяв нас в свою группу, выезжавшую в ФРГ на выбор натуры, поставил перед нами сложную задачу: "Успех вашего предприятия зависит от достоверности героя фильма - это должен быть немец из Западной Германии. Мы будем в Мюнхене, в киношколе, вы должны быть настолько убедительны, чтобы кому-то из студентов очень захотелось сниматься у вас, но это не должно привлечь внимание сопровождающих нас лиц со стороны спецслужб ФРГ".
Таким студентом оказался Хельмут Кирхер. Он мужественно принял наше предложение, приехав в Россию как турист. На студии Горького в объединении Герасимова договор с ним был заключен на русские деньги - о том, что он снимается в советском фильме, знали только его самые близкие. Его мама писала ему отчаянные письма и день и ночь молилась о нем. Также "частным образом", через нашего английского друга Питера Уотэрмэна - редактора журнала "Всемирные студенческие новости", мы связались с немецким поэтом Арно Рейнфранком, живущим в Лондоне, который приехал к нам вместе со своей женой Эрикой Рунге. С помощью секретаря студенческого Совета СССР Николая Дико мы привлекли к работе студентов- иностранцев, стажировавшихся в Москве. Образовалось потрясающее международное сообщество, свято верящее, что оно принадлежит к поколению, перед которым история поставила задачу построить мир без войн и насилия.
***
Над фильмом "Венский лес" мы работали три года. Три года жизни, пронизанной одной всепоглощающей идеей, объединившей нас на всю жизнь. В титрах мы написали просто: "Над фильмом работали", указав только имена и страны, потому что воистину это был коллективный труд и каждый вложил в него не только свое профессиональное мастерство, но и душу. Одну из главных ролей -Алексея - должен был сыграть Василий Шукшин. Сцену разговора с Петером в Маутхаузене он написал сам. Когда он прочитал ее мне, я была поражена - как мог человек, никогда не выезжавший за границу, не общавшийся с людьми, подобными Петеру, так точно угадать атмосферу концлагеря и чувства, которые мы пережили там. "Атмосфера лагеря потрясла Алексея. Ровные, тупые стены, камни, с которых омерзительно дышала смерть: все просто и страшно. Он пробовал вслушаться в ровный, болезненный голос "экскурсовода", пробовал понять - кому и зачем пришла однажды в голову мысль так просто организованно умерщвлять людей - не мог этого понять. Это было непонятно. Как зачар ованный, смотрел он на детски-худую шею "экскурсовода", и сердце щемили острая жалость и боль - ведь так просто перебить эту шею, так просто отнять у человека жизнь".
Одно из сильнейших потрясений я испытала в Вене, когда в найт-клубе, куда завел меня Петер, чтобы "выпить чашечку кофе и поговорить", я впервые в жизни увидела стриптиз.
Однажды утром (Василий в это время жил у нас) он вышел на кухню с тетрадкой в руке.
- Что-то не спалось. Я тут набросал сцену в ночном клубе, может, сгодится. "На эстраду вышла женщина. Сильно, несколько нервно и трагично зазвучал скорбный аккорд. Все внимание Кати привлекла женщина в черном. Петер невольно смолк, наблюдая за Катей. Женщина в черном делает какие-то странные движения, очевидно, она охвачена неутешным горем. Музыка разрастается в лихорадочно глубокой неподдельной скорби. А женщина на эстраде вдруг... начинает раздеваться.
Катя огромными глазами следит за женщиной на эстраде. Петер обеспокоен ее вниманием к дешевому номеру.
Женщина уже обнажила грудь.
А люди в зале спокойно сидят, переговариваются, потягивают вино. Лениво посматривают на женщину. Откуда-то издалека доносится голос Петера:
- Она просто зарабатывает себе на хлеб, что вас так поразило? Это тоже труд. Несколько непривычный, но...
- Не надо! - вскрикнула Катя, - не надо. - В ее руке тоненько звякнул лопнувший стакан. Женщина в черном вздрогнула. Все оглянулись на Катю. Петер быстро встал, взял Катю за плечи и повел к выходу. Вслед им полилась музыка, уже игривая, с сексуальными подвываниями. На улице остановились.
Петер прислонил девушку к стене, разорвал чистый платок, стал перевязывать раненую руку.
Над ними, на стене, - ряд фотографий женщин с номерами на груди. Что-то отдаленно напоминает ту стену, возле которой шли днем Петер и Алексей".
На стене в Маутхаузене, где мы были вместе с Петером, помещены фотографии голых женщин с номерами на груди, которых загоняли в газовые печи.
Когда Вася кончил читать, Юра сказал:
- Это как-то уж слишком в лоб!
- И ничего не слишком! - заволновался Наум. - Это именно убийство, и, может быть, куда страшнее, чем физическое! Вспомните: "Не бойся убивающих тело, а бойся убивающих душу!"
Вася сказал:
- И потом за заповедью "не убий" сразу идет - "не прелюбодействуй".
Далеко смотрел Шукшин.
***
С Петером мы все-таки встретились. Однажды в нашей квартире раздался звонок.
- Ренита! Это Петер.
Мы не виделись почти сорок лет, но я сразу узнала его голос.
- Петер, это невероятно, ты откуда?
- Я из Мюнхена. Я был в Москве, пролетом из Японии. Наум Клейман, директор музея кино, показал мне "Венский лес". Мы звонили тебе, но тебя не было. Мы должны обязательно увидеться.
Я приеду, мне надо очень много сказать тебе.
- Приезжай, Петер, буду очень рада.
Он приехал в июне 2003 года с молодым кинооператором, его учеником. Мы обнялись.
- Ты не возражаешь, если мой молодой друг Конрад будет снимать немножко?
- На профессиональную камеру?
- Конечно.
Я рассмеялась.
- Твой вариант "Венского леса"? Давай, только сначала накормим твоего молодого друга. Я познакомила Петера и Конрада с Инной Выходцевой - замечательной актрисой. Мы вместе учились во ВГИКе, а когда проходили режиссерскую практику у Герасимова на фильме "Тихий Дон", рекомендовали ее на роль Анны Погудко, которую она блистательно сыграла. Все это мы с Юрой рассказали за столом. У Конрада заблестели глаза, и Инна стала главным объектом его кинокамеры".
Ренита Григорьева ("Алтайская правда", август 2006 г.)

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение