Фильм рассказывает о домашней работе на юге страны и постепенном отходе от традиций.
последнее обновление информации: 09.02.24
— Вах! Он позорит звание мужчины! — гневно воскликнул солидный джигит в барашковой папахе, и все окружающие с молчаливым презрением уставились на идущего по горной тропинке парня с кувшином в руках.
Событие это, видно, и в самом деле было из ряда вон выходящим, потому что долго еще потом не могли успокоиться жители горного селения, обсуждая молодого мужа, который рискнул не только на виду у всех отправиться к роднику за водой, но даже, говорят, помогает стирать своей жене. И дедушка Ибрагим, приехавший в аул навестить сына, сказал в этом хоре осуждения свое весомое и твердое слово: «Позор!»
И надо же такому случиться, что в первый же вечер, когда вся семья вместе с дорогими гостями сидела у телевизора, невестка дедушки Ибрагима шепнула мужу, что в доме ни капли воды, надо бы сходить, принести. Что тут поднялось! Как корили сына, чуть было не поддавшегося на эту «провокацию», его отец и мать: виданное ли дело — мужчине, позабыв стыд и достоинство, делать женскую работу! А поздней ночью, когда все уснули и даже луна спряталась за тучи, встретились у родника двое — старик Ибрагим и его сын, оба с огромными кувшинами. А следом за ними скользили во тьме к звенящей струе и другие, очень знакомые нам уже мужские фигуры...
С лукавым юмором рассказывает эту забавную историю молодой режиссер Д. Мехтиев в короткометражной ленте «Вах!», созданной на «Мосфильме в объединении «Дебют» при участии «Азербайджан-фильма» (сценарий В. Фараджева). Без назидания, тонко и изящно высмеивает картина пережитки прошлого, бытующие порой и сегодня даже среди хороших, образованных людей с добрыми, щедрыми, отзывчивыми сердцами. На материале сугубо национальном она ведет разговор важный и актуальный не только для одной конкретной республики: ведь не случайно нет-нет да вспыхнет в солидной газете дискуссия о том. кому — мужу или жене — положено мыть пол или варить борщ. И каким весомым аргументом мог бы стать в этом споре опыт сурового дедушки Ибрагима! Молодой режиссер очень точно выбрал тон разговора со зрителем, и смех, то и дело вспыхивающий в зале, не унижает симпатичных героев фильма, а побуждает задуматься о волнующей их проблеме и «примерить» ее на себя. Это стремление явственно ощущается в работах молодых, с которыми нас познакомил «Дебют». С бескомпромиссностью юности ставят они в своих фильмах острые вопросы жизни и ищут на них ответы.
О. Курган
«Советский экран» № 21, октябрь 1985 года