Он писал ей стихи на снегу… К сожалению, тают снега!
Темы обретения любви и непостоянства счастья – вечные для человечества. Они актуальны всегда и для всех и при талантливой подаче непременно попадают прямо в сердце зрителю. Владимир Бек – режиссер, безусловно, одаренный. Его «Эпилог» - не просто живое пространство человеческих чувств и рассказ о разводе некой семейной пары. Это взгляд на динамику личных отношений, вопросы к себе и к аудитории, коммуникация со зрителем. В.Бек вовлекает в свой экранный мир, вытягивает из нас что-то очень знакомое, щемящее, запрятанное глубоко внутри, подталкивает к собственным ощущениям и воспоминаниям, а напоследок берет в плен жесткими выводами из авторских размышлений: все в мире тленно, время неотвратимо.
…Он и она. Распад семьи. Разрыв отношений. Где та самая отправная точка угасания чувств и начала конца? Что остается от прежней духовной и физической близости? Благодарность? Безразличие? Злость? Тоска? Муки совести? Усталость друг от друга? Память прошлого? Ничего! Сердечная связь и благополучная совместная жизнь героев безжалостно стёрты годами, как нестойкий рисунок на запотевшем стекле. В настоящем не осталось ни боли, ни сожаления, ни даже жилплощади. Дальше не сохранится и воспоминаний. Пара не цепляется за вещи, через которые они помнят себя вместе. Десять лет семейного счастья и взаимообмена чувствами растворились бесследно - и от этого реально горько и страшно! Это не эпилог любви. Это ее некролог в скорбной тишине и траурной рамке входящих/завершающих титров. Некролог ведь тоже рассказ о жизни. Только итоговый. Прощальный. Задним числом. Никто не виноват. И ничего уже не изменить.
Меня укололо. Остро и глубоко. Отчаянно хотелось спора с режиссером и иного финала. Любого, но не выбранного автором. «Так создан мир: что живо, то умрет и вслед за жизнью в вечность отойдет» – не слишком оптимистичный вывод. Быть может, философски мудрый, честный для мироустройства, чужой территории и короткого периода полураспада чувств у мужчин, но насильственный для моей натуры и личного опыта. Искать трагичное в прекрасном – совсем не женская черта. От проекции на себя и свой брак (долгий, счастливый, стабильный) душа ноет и протестует: неужели ему тоже намечен срок? Никто ведь не застрахован, что однажды и эта любовь не задохнется и не превратится в пережитую! Впрочем, историю всегда выбирает автор, и он ненавязчиво напоминает нам об этом прямым текстом от лица героя, которому подарил свое имя. И спасибо ему за возможность через искусство прожить судьбу другого, за отраженные переживания, жажду творчества и бэкграунд со смыслом. За желание поделиться тем, что волнует. Я ценю эмоциональную встряску и такое разное восприятие мира, в котором мы живем.
За каждым кадром и фразой «Эпилога» видна режиссерская мысль, и ее интересно угадывать. Мне нравится построение фильма без строгой повествовательности, бесшовное переплетение линий прошлого и настоящего, богатая лексика В.Бека, нестандартность его мышления. И одухотворяющий свет былых отношений, и ассоциативная чувственность, и припечатывающая пустота впереди «прорастают» одновременно и с равной силой, сталкивая полярные эмоции. Так, сцена в ресторане – калька обычного первого свидания, только с обратным знаком. Все то, что раньше радовало и сближало (дорогие подарки, внимание, бьющаяся к счастью посуда, переход от отчества к имени) теперь идут в минус и лишь подчеркивают драму в кадре. Бутылка «Массандры» когда-то распивалась напополам. Теперь, испитая до дна, она скорбно блестит в свете фонаря пустым прозрачным боком. Выбор песни для вечера в баре (F-U-C-K M-E i’ll do it with you for free) меня просто сразил. Креативно. Впрочем, в фильме вообще нет ничего случайного и ненужного. И невозможно это не заметить и не оценить.
Последняя ночь героев сменяется утром. А могла ли она вообще быть сейчас? Иллюзий здесь нет никаких - молчаливый уход без прощаний весьма красноречив. Боль потери давно выплеснута героем на страницы написанной им книги. Теперь вместо пары - две отброшенные в противоположные стороны единицы с пропастью былого счастья между ними. Песнь красивой любви окончена. Дверь захлопнута. Точка.
Прекрасен дуэт М.Толстогановой и А.Ратникова. С Маргаритой я познакомилась только на «Эпилоге», но уже успела ею заинтересоваться и заметить в других работах В.Бека. И как же здорово, что режиссер пригласил в свой проект Александра. Наконец я увидела то, что давно просила душа для хорошего артиста - емкое, атмосферное, изящное кино с неизбитым для него образом. Рада за А.Ратникова. Тесно ему в сериальном кинематографе.
Трудно представить, что «Эпилог» - всего лишь дипломная работа В.Бека во ВГИКе. Какая тонкая натура и индивидуальность! Какая вдумчивость не по годам и неклишированный взгляд на кино! Парню чуть больше двадцати, но он понимает то, что делает, и может донести это до зрителя.
И пусть со свойственным юности максимализмом В.Бек настаивает на неизбежном конце любви как всякой субстанции, я предпочитаю закон сохранения энергии. Вот во мне и зародилось чувство. К автору. С первого взгляда. И со второго, и с третьего тоже, т.к. пересмотрела все картины, которые он выставил в сети. Незаурядно! Очень рассчитываю, что время и фатальное предначертание небес эту любовь все-таки не перемелют!
№2 Эвридика
№1010 Lilusha
... Имею в виду, одним словом начали и закончили дискуссию))). Не претендую на то, чтобы как-то корректировать Ваши личные впечатления. Тоска, безнадёжность, так реалистично, что от этого неуютно - может это значить, что фильм не оставил Вас равнодушной? Заставил Вашу душу трудиться?
Фильм талантливый, и актёры сыграли талантливо. А ещё там талантливые улицы, фонари и окна, и квартира абсолютно живое существо, самостоятельный персонаж. Работа оператора великолепна. С вашим отзывом согласна полностью, подпишусь под каждым отзывом. НО мне в ней тёмно. Она такая, эта история, мне холодно от неё. И это не претензия, и не приговор. Я не принижаю её художественной ценности, но моей душе хочется света, а его в ней нет. Это мое личное мнение, всего лишь )))
Эпилог – одна из редких жемчужин российского кино.
Рациональный зритель воспримет в фильме то, что лежит на поверхности – произнесённые слова, показанные кадры – и сделает свои поверхностные выводы. Но то, о чём фильм, что я назвала бы, как у Грина, Несбывшимся, не лежит на поверхности, а наполняет собой пространство, созданное талантом режиссёра и его команды.
Чуткий зритель услышит, как это пространство безмолвно кричит от боли и тоски по Несбывшемуся, которое каждую секунду всё дальше уходит от героев. Они цепляются за него, но не могут его остановить.
Ком в горле стоит все 30 минут, пока длится фильм.
Приглашаю всех смотреть Эпилог