Мультипликационный фильм "Стеклянная гармоника", появившийся на экранах благодаря перво-наперво таланту светлой памяти Геннадия Шпаликова, это воистину потрясающее произведение в обрамлении тревожащей душу музыки Альфреда Шнитке, аллегорически, без единого звука слова, а лишь используя образы из классической мировой живописи, повествующее о некоторых существенных факторах, формирующих сознание людей в целом.
Глазам зрителя открывается необычайная Лира - Стеклянная Гармоника, находящаяся в руках Служителя Муз, грациозно шествующих, нисходя к людям, ступенька за ступенькой... Мастер способен извлекать из Лиры особые звуки, ПРОБУЖДАЮЩИЕ, как видится, в "людях-дикарях, на лицо ужасных" чувства добрые, возвышенные, вследствие чего они ПРЕОБРАЖАЮТСЯ, и их неприглядные физиономии становятся прекрасными ликами с художественных полотен эпохи Возрождения... Одухотворённые люди-человеки, обретшие осмысленный взгляд, словно воспаряют на невидимых крыльях, впитав всеми фибрами своих душ щедрое благоухание Любви...
Но, к огромному несчастью, в мире людей то и дело проявляется некая Властная Сила в строгом официозном костюме и шляпе-котелке. Не напоминает ли эта вещица при наклоне вперёд головы её владельца о некой Чёрной Дыре?.. Заметим, что у Властной Особы разноцветные глаза - образ вполне узнаваемый, обрисованный М.А. Булгаковым. А "человек в котелке" - персонаж многих картин выдающегося бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. "Шеф" властным жестом накладывает свою цепкую руку на Музы-Канта с Лирой-Гармоникой, очевидно слишком мешающей евойным, гипнотизирующим людские массы, делам... И вот Тот, кто дарил людям безсмертные звукосмыслы, намертво схвачен железной рукой - и исчезает в длинном-предлинном каменном коридоре... Добрый Пастырь (не находите, что со спины Он напоминает фигуры А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, всем известные по воздвигнутым памятникам сим Мужам?) насильственным путём изъят из людского сообщества, и с течением времени громадное количество людей забывает, что человек на Земле - создание по образу и подобию его Творца, и, находясь во власти Золотого Тельца, опять превращается в скопище уродов, которых в столь искусной и гротескной манере изобразили на своих полотнах великие художники Средневековья... Скорбная участь людского общества, когда оно обезглавлено, а чьи-то головы "украшают" денежные знаки... Наверное должно быть жутко от такого зрелища, но оно почему-то не принимается во внимание обширной областью бессознательного... А ещё этот без труда узнаваемый тип, живущий исключительно деньгами, млеющий от удовольствия, купаясь в золоте, коим набиты сундуки, оклеенные изображениями множества голов...
Но, к великому счастью, живёт в веках дева-надежда, стало быть, лелеящая Юношу, т.е. юную душу - перед глазами раз за разом возникает "Портрет мальчика" кисти итальянского художника Пинтуриккьо, в ком звуки Лиры великого Служителя Муз обрели в своё время особенный отклик. Он - Тот, кто подобрал Алую Гвоздику, выбитую Властной Силой из рук Музы-Канта, - символ сакральных знаний, и в чьих руках умертвлённый было цветок вновь ожил... Данный юноша, возмужав, решительно приходит в мир, "погрязший в грязи и крови", и снова приносит с собой людям хрупкую, но столь необходимую человечеству, наполненную светом и чистотой горного хрусталя, Гармонику...
По ходу дел, пора благоденствия в глобальной среде людей может наступить только тогда, когда люди, "скованные одной цепью" - цепью Жёлтого Дьявола = Золотого Тельца, найдут в себе силы в конце концов очнуться и наотрез откажутся повиноваться Тёмной, а это обозначает - намеренно скрытой от масс мраком тайны, Силе, сумевшей внедрить в людское сообщество свой режим тотального управления, делающий из людей марионеток. И, как видится, благоговейная передача друг другу живых и жизнеутверждающих знаний - та самая Жертва Правды, упоминаемая в священной Псалтири, наверняка создаст условия для обретения утраченного ещё в древние времена прАва каждого человека на безсмертие.
После просмотра остается двойственное впечатление. Конечно, работа заслуживает внимания своей современной актуальностью, но авторы явно "переусердствовали" с "чернухой". Уж очень все сумрачно. Мультфильм из разряда: "Искусство для искусства"! Хотя по сюжету конец мультфильма оптимистичный, но все равно остается какая-то безысходность. Рекомендую мультфильм только для людей выше "среднего ума" и не страдающих депрессией!
Этот мультфильм редкий тем, что он без слов и с музыкой. Впрочем таких мультфильмов не так уж и мало. Это я узнал, когда их все проверил до конца. Не нравится мне музыка в этом мультфильме. Он есть в википедии. Есть ещё мультфильм «Старый автомобиль» 1992 года. Он тоже без слов и с музыкой. Его почему-то нет в этом сайте. Не нравится мне музыка в этом мультфильме. Нет его в википедии. Есть ещё мультфильм «Старый кувшин» 1982 года. Он тоже без слов и с музыкой. Его почему-то нет в этом сайте. Не нравится мне музыка в этом мультфильме. Нет его в википедии.