СЕГОДНЯ – 15 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УНИКАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА АНАТОЛИЯ ПЕТРОВА:
Прежде всего, кто родом из советского детства – помнит такие мультфильмы Анатолия Петрова, как «Голубой метеорит» и «Чудо» (мультипликационная серия «Карусель»), снятые в своеобразном стиле «фантастического футуризма». Этот стиль ни с кем нельзя спутать. Также самое известное его творение – мультфильм «Полигон», снятый по произведениям известного писателя-фантаста Севера Гансовского – уникальный опыт во «взрослой» мультипликации СССР.
Ну, и кто еще помнит старый мультфильм «Мурзилка на спутнике» 1960 года, где Анатолий Алексеевич работал художником-мультипликатором.
И моя любимая серия мультфильмов от Петрова – это «На задней парте», где он работал сценаристом (режиссер Валерий Угаров – 4 фильма). Мало того, что эта серия была снята в комическом и полуфантастическом стиле, я еще в детстве считал, что главная героиня мультика – Оля Знайкина – была срисована с героини фильма «Москва-Кассиопея» Юли Сорокиной. Про это на нашей страничке уже был пост, где речь идет, конечно, не о детальном сходстве, а о типаже «Юли Сорокиной», как девочке-отличницы в очках. Ну, и сюда можно добавить, как в 1-м выпуске мультфильма – Бармалейкин попадает на фотонной ракете в Черную дыру. При этом свойства чёрной дыры описаны в соответствии с формулировкой И. Д. Новикова, согласно которой пространственная и временная координаты «меняются местами», то есть передвижение в искривлённом гравитацией чёрной дыры пространстве приводит к передвижению во времени (что имело место и в фантастической Дилогии «М-К»). Соответственно, Бармалейкин (Лейкин) чем-то напоминает изобретателя и «хулигана» Лобанова…
Мультипликация считается "детским", "несерьёзным" жанром, что совершенно не отражает её места в культуре, её влияния на все прочие виды искусства и передачу культурных смыслов и ценностей из поколения в поколение. Советская мультипликация подобна глубокой пещере, наполненной сокровищами. Часть из них хорошо известна и радует людей, обеспечивая связь между поколениями; часть из них забыта и ждёт своих смелых и внимательных исследователей!
Мультипликация в той же степени, что и художественное кино, может использоваться для экранизации литературных произведений; в советское время множество мультфильмов подарили новую жизнь великим литературным текстам - от мифов Древней Греции до мировой классики научной фантастики.
Сегодня мы расскажем о творчестве Анатолия Алексеевича Петрова, настоящего художника-волшебника, легендарного постановщика студии "Союзмультфильм".
Анатолий Алексеевич Петров (1937-2010) окончил курсы мультипликаторов при "Союзмультфильме", работал на студии с 1959 года по 1968 год как рядовой художник. В это время он поработал в проектах Ивана Аксенчука, Льва Атаманова, Фёдора Хитрука (а это очень разные художественные стили), приложил руку к таким шедеврам как "Горячий камень", "Орлёнок", ""Каникулы Бонифация", "Жил-был Козявин", "История одного преступления" и "Ваше здоровье" (об этих мультфильмах мы расскажем отдельно).
Фактически, в мультипликации Петров прошёл весь путь - от рядового до генерала. С 1968 года он становится режиссёром собственных проектов, в том числе очень известных по циклу "Весёлая карусель" - "Чудо" и "Голубой метеорит". Каждый, кто знаком с альманахом "Весёлая карусель", не мог не заметить, как сильно выделяются эти работы на фоне других "детских" мультфильмов, какими "недетскими" и одновременно полными очарования для детей они являются. Покажите вашим детям "Чудо" по стихотворению Романа Сефа:
Ты ещё не видел чуда? Никогда не видел чуда?
Вот беда - не видел чуда!
Так сходи и посмотри!
Ты увидишь просто чудо, Удивительное чудо:
Там, где магазин "Посуда", Возле дома номер три,
Сквозь асфальт у перекрёстка
Пробивается
Берёзка!
Из маленького стихотворного шедевра Анатолий Петров сделал шедевр мультипликационный (всего менее двух минут), навсегда обессмертив стихотворение о победе жизни над безжизненностью. Волшебная музыка принадлежит советскому композитору Шандору Каллошу.
В 1977 году Анатолий Петров создал удивительный мультфильм - антивоенную притчу "Полигон", в которой с огромной художественной силой показал не античеловечность войны. "Полигон" очень интересен и с точки зрения исполнения, и с точки зрения отсылок к популярной культуре своего времени, но нас, в первую очередь, интересует его содержание, его воспитательное послание: страх и ненависть - источники войны; исход войны - смерть. Страшна не только война, но даже сама мысль о войне, сама мысль о том, что человек может убить человека.
Мультфильм создан по рассказу советского писателя-фантаста Севера Гансовского. Его украшением является замечательная музыка (мелодия El Bimbo в аранжировке Поля Мориа).
Сцена, в которой чернокожие дети играют песком на никому не нужном танке, потрясает свой проницательностью. В.И. Ленин писал: "Война – не случайность, не «грех», как думают христианские попы, проповедующие патриотизм, гуманность и мир), а неизбежная ступень капитализма, столь же законная форма капиталистической жизни, как и мир". Неплохо бы эту мудрость передать и нынешнему поколению!
В 1980-е годы Анатолий Петров сделал несколько замечательных мультфильмов по мифам Древней Греции, например, "Геракл у Адмета", сделал ещё один серьёзный фильм-притчу "Лев и девять гиен". Об этом мультфильме можно говорить довольно много, можно говорить с придыханием, но мы видим в этом известный шаг назад: позднейшие мультфильмы А. Петрова, увы, очень уступают "Полигону" и его ранним работам. Хотя, с точки зрения сугубо профессиональной, с точки зрения техники рисовки - это какие-то невиданные высоты искусства. Но мультфильмы - это не совсем живопись; это живопись, оживлённая мыслью художника, оживлённая добрым и умным посланием к зрителю.
Вспоминая "Полигон" А. Петрова, нельзя не вспомнить другой великий - и, к сожалению, незаслуженно забытый шедевр И. Иванова-Вано на музыку Франца Шуберта "Аве Мария". Этот мультфильм, как и "Полигон" А. Петрова, - антивоенная притча, жестоко бичующая зверства американских палачей, бичующая несовместимость войны и жизни.
Как и многие шедевры советской "взрослой" мультипликации, "Аве Мария" так и не был отреставрирован.