«Панорама немецкой анимации»

Кино-Театр.РУ

Пресс-релизы

«Панорама немецкой анимации»

Немецкий культурный центр им. Гете в Москве и Государственный центральный музей кино представляют программу «Панорама немецкой анимации»

9-19 марта

в кинозале Общественного центра Восточного округа «Моссовет» по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро «Преображенская площадь» (последний вагон из центра).

Телефоны для справок: (495) 963-03-32; (495) 963-03-20

Стоимость билета – 100 руб.

«Панорама немецкой анимации»
В год Германии в России Государственный центральный музей кино совместно с Гете-Институтом в Москве проводят ретроспективные показы анимационного кино Германии.

История немецкой анимации является прямым слепком тех политических событий и катаклизмов, которые переживала страна на протяжении всего XX века. Начиная с первых фильмов, анимационное искусство подвергалось значительному влиянию со стороны социально-политических сил.

Период Веймарской республики совпал с расцветом различных экспериментальных художественных течений. Поборники экспрессионизма и дадаизма обратили пристальное внимание на новые средства самовыражения, которые были предложены анимацией. Вальтер Руттман, Ганс Рихтер, Оскар Фишингер, Викинг Эггелинг проводили эксперименты по «оживлению» живописи, созданию так называемого «абсолютного фильма». Эти работы стали классикой мировой анимации и спровоцировали многих кинохудожников на работы в области абстрактного фильма.

Вместе с падением Веймара и приходом к власти нацистов сменились и приоритеты аниматоров. Попытки «третьего Рейха» стать мировым лидером во всех направлениях деятельности человека не обошли стороной и мультипликационное искусство. Аниматоры нацистской Германии, среди которых были Ганс Хельд и Ганн Фишеркозен, достигли немыслимых высот в создании пропагандистских фильмов, когда даже самая обычная сказочная история работала на упрочение государственного строя и объяснение принципов жизни «правильного» человека.

Гонения в период нацизма повлекли за собой отток из Германии представителей творческих профессий. В их числе были знаменитые художники Лотте Райнигер и Оскар Фишингер. Этим именам посвящены отдельные кинопоказы, включившие в себя как работы, созданные в Германии, так и последующие произведения.

После Второй мировой войны и разделения Германии развитие анимационного кино пошло по разным путям. В ГДР была создана студия DEFA, на которой до конца 1980-х годов было снято свыше двух тысяч анимационных фильмов, большей частью детских. В ФРГ анимация стала развиваться как преимущественно прикладное искусство, посредством которого создавались рекламные сюжеты, клипы и короткометражные фильмы. Для этого периода истории немецкой анимации характерно усиление социальных тем, формирование критического отношения к окружающей реальности, осмысление психологического переживания нацистского опыта.

Воссоединение Германии повлекло за собой резкий всплеск в развитии анимационных школ и направлений. В начале 1990-х годов были основаны новые киношколы в Баден-Вюртемберге, Касселе и Кельне, за достаточно короткое время доказавшие свою значимость для развития киноискусства.

Фильмы немецких аниматоров стали популярными во всем мире, обласканными престижнейшими международными наградами. Пережив предвоенный взлет и последующий декаданс, анимационное искусство Германии вернуло себе известность и влиятельность на мировой арене.

Сеансы немецкой анимации представит сотрудник Музея кино Павел Шведов.

9 марта, суббота - 17.00

Сеанс 1. Силуэтная анимация Лотте Райнигер

Лотте Райниген (02 июня 1899, Берлин — 19 июня 1982, «Панорама немецкой анимации»Деттенхаузен) - немецкий художник и режиссер анимационных фильмов.

В истории кино Райнигер занимает особое место как одна из первых женщин-аниматоров мира. Всю свою жизнь посвятила необычному виду анимации – силуэтной.

Лотте училась в Школе драматических искусств Макса Рейнхардта. Десять лет подряд Лотте вырезала титры, в частности к диалогам в фильмах одного из основоположников киноэкспрессионизма Пауля Вегенера. Витиеватая готическая вязь научила ее при помощи ножниц и бумаги творить чудеса. Работала аниматором в фильмах других режиссеров анимационного и игрового кино. Вместе с Руттманом она, в частности, делала известную анимационную вставку в фильм Фрица Ланга «Нибелунги».

Свой первый силуэтный фильм «Узор влюбленного сердца» Райнигер сделала в 1919 году. За свою достаточно долгую жизнь Райнигер создала около 70 фильмов. Самый известный её фильм – «Приключения принца Ахмеда» – одна из первых полнометражных картин в истории анимации. Лотте Райнигер и команда из пяти человек, в число которых входили Вальтер Руттман и Бертольд Бартош, работали над картиной в течение трех лет с 1923 года по 1926. Венгерский поэт и кинокритик Бела Балаш назвал «Принца Ахмеда» «абсолютным фильмом».

Райнигер не была авангардисткой в обычном смысле этого слова. Лотте работала с традиционным материалом – с детскими сказками, мифологическими и бродячими сюжетами, адаптируя их для анимации. Ее новаторство – в подходе к материалу, в построении кадра, в использовании необычных и неожиданных приемов повествования.

Лотте Райнигер и ее муж Карл Кох не приняли нацистский режим. Еще в 1933 году они попытались покинуть Германию, но им удалось получить только временные эмиграционные визы. С началом войны Жан Ренуар взял их с собой в Италию. После наступления союзных войск в Италии они были эвакуированы в Германию. В 1949 году Карл и Лотте эмигрировали в Великобританию. С 1953 года Лотте Райнигер создавала свои фильмы на студии «Примроуз Филм Продакшнз» (Primrose Film Productions), которую основал Луи Хаген-младший, сын Луи Хагена-старшего – продюсера «Приключений принца Ахмеда».

«Взрослым» сюжетам Райнигер предпочитала сказки и признавалась: «Я люблю работать для детей, потому что они – очень требовательная и благодарная публика».

10 марта, воскресенье - 17.00

Сеанс 2. Немецкая анимация в эпоху авангарда.

Экспериментальные фильмы, созданные в 1920-30-е годы.

В 1920-30-е годы в Германии анимация была настоящим экспериментальным искусством.

Вальтер Руттман, Викинг Эггелинг, Ханс Рихтер и другие художники-авангардисты стремились к чистой изобразительности и созданию беспредметных «абсолютных фильмов», соединяющих движущиеся абстрактные изображения и музыку, звуки.

В это время Лотта Райнигер, с которой работали такие выдающиеся художники, как Бертольд Бартош и Вальтер Руттман, создает силуэтные фильмы, которые сделали ее знаменитой и оказали большое влияние на развитие анимационного кинематографа Веймарской республики.

14 марта, четверг - 19.00

Сеанс 3. Немецкая анимация в период Третьего Рейха

Приход к власти нацистов изменил ландшафт немецкой анимации.

Многие выдающиеся аниматоры, в том числе Оскар Фишингер, Бертольд Бартош, Лотте Райнигер, покинули страну.

Главным примером для подражания стали фильмы Уолта Диснея, но немецкие аниматоры первой половины прошлого столетия не только пытались копировать диснеевские мультфильмы, но и открывали новые дороги в мультипликации и придумывали своих оригинальных персонажей.

В Чехословакии на «Прага-фильм» (бывшей студии «Барандов») создаются комфортные условия для производства анимационных фильмов – там работают Хорст фон Мёллендорф, поставивший антисоветскую «Свадьбу в коралловом море», Франк Леберехт и другие мультипликаторы.

В это время появляются замечательные фильмы Ганса Фишеркозена «Заезженная мелодия», «Снеговик» и «Глупая гусочка». В 1937 году братья Фердинанд и Герман Диль создают полнометражный кукольный мультфильм «Семь воронов» по одноименной сказке Братьев Гримм.

Помимо диктуемой «сверху» пропаганды в нацисткой Германии выжил и ушедший в подполье авангард. В 1943 году Герберт Зеггельке создает своеобразный манифест творческой свободы - нарисованный на кинопленке «Балет штрих - пунктир».

Деревце, которое хотело другую крону / Vom Bäumlein, das andere Blätter hat gewollt, 1940, 7 мин.

Режиссер: Хайнц Тишмайер / Heinz Tischmeyer
По одноименному стихотворению немецкого поэта Фридриха Рюккерта.
Этот достаточно сентиментальный анимационный фильм представляет собой пример нацистской пропаганды антисемитизма.

Еврей с большим мешком и бородой крадет золотые листики с бедного спящего деревца, которое, по замыслу создателей, должно вызывать у зрителей сочувствие.
Нарушитель спокойствия / Der Störenfried, 1940, 12 мин.
Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held

Еще один пример нацисткой пропаганды – мульфильм «Нарушитель спокойствия», который должен был способствовать мобилизации немецкого населения на борьбу с врагом. В мультфильме все животные леса держатся вместе, чтобы прогнать нарушителя спокойствия - лисицу. Ежи носят шлемы вермахта, а осы напоминают знаменитых пикирующих бомбардировщиков в типичной летной форме. В качестве звукового сопровождения летающих ос создатели фильма использовали реальную запись звука немецких самолетов.
Приключения барона Мюнхаузена / Die Abenteuer des Freiherrn von Münchhausen, 1944, 7 мин.

Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held

Мультфильм о зимнем путешествии барона Мюнхаузена в Россию.
Бравый и бесстрашный герой Распе вытаскивает себя за косичку из болота и запрягает волка в сани.

Бедный Ганс / Armer Hansi, 1943, 15 мин.

Режиссер: Франк Леберехт / Frank Leberecht

Анимационная притча.
Страдавшая в неволе птичка по имени Ганс наконец вырывается на свободу, но это не приносит ей счастья и, влюбившись в плененную канарейку, она добровольно возвращается в золотую клетку.

Заезженная мелодия / Verwitterte Melodie, 1943, 9 мин.
Режиссер: Ганс Фишеркозен / Hans Fischerkoesen

Композитор: Лотар Брюне / Lothar Brühne

Один из лучших рисованных немецких мультфильмов, созданных во время войны.

Маленькая оса находит брошенный кем-то патефон и, используя свое жало в качестве иглы, запускает пластинку с прекрасной мелодией.
Снеговик / Der Schneemann, 1943, 12 мин.
Режиссер: Ганс Фишеркозен / Hans Fischerkoesen

Композитор: Рудольф Перак / Rudolf Perak

«Панорама немецкой анимации»
Замечательный мультфильм о снеговике, который хотел увидеть лето. Одна из вершин немецкой анимации периода «третьего рейха».

Глупая гусочка / Das Dumme Gänzlein, 1944, 13 мин.

Режиссер: Ганс Фишеркозен / Hans Fischerkoesen

Созданная с большим мастерством анимационная притча о гусочке, очарованной прелестями и соблазнами городской жизни. Похищенная хитрым лисом птичка попадает в логово хищника, но гусочке удается убежать, вызвать подмогу и освободить жертв лисы.
Балет штрих – пунктир / Strich-Punkt-Ballett, 1943, 3 мин.

Режиссер: Герберт Зеггельке / Herbert Seggelke

Созданный во время, когда абстрактное искусство было заклеймено как «дегенеративное», фильм Герберта Зеггельке «Балет штрих-пунктир» стал своеобразным манифестом свободы творчества. Джазовая музыка, которая звучит в фильме, во времена Третьего Рейха была под запретом.

Этот авангардисткий «абсолютный фильм» нарисован цветными карандашами на пустой кинопленке и создан без применения кинокамеры.
16 марта, суббота - 17.00

Сеанс 4. Разделенная Германия: Анимация 50-80х годов

После Второй мировой войны в Германии появились две школы анимации: восточногерманская и западногерманская.
Анимация ГДР.
Фильмы, созданные на государственной студии ДЕФА.
Мультипликационная студия ГДР, являющаяся отделением студии «ДЕФА» была основана в Дрездене в 1955 году. Хотя большинство созданных на студии фильмов были предназначены для детей, анимационное кино ГДР нельзя свести только к детским мультфильмам. В это время аниматоры восточной Германии работают в жанре политической сатиры, обращаются к актуальным проблемам общества и создают экспериментальные картины, открывающие новые пути анимационного искусства.
Сенсация века / Sensation des Jahrhunderts, 1960, 14 мин.

Режиссер: Отто Захер / Otto Sacher

Сатира на истерию, связанную с покорением космоса в США. Американцы высаживаются на Луну, а русские уже там.

Одно из двух / Ent – oder weder, 1964, 4 мин.

Режиссер: Бруно Бёттге / Bruno J. Boettge

Притча о человечке, который не может выбрать между двумя собачками, которые в результате разрывают его на части.
Состоявшийся человек или «Лицемеры» / Der gemachte Mann oder Falsche Fuffziger, 1978, 16 мин.

Режиссер: Курт Вайлер / Kurt Weiler

В картине, снятой в смешанной технике кукольной и рисованной мультипликации, в коллажной манере обыгрывается эстетика американского рекламного фильма. Этот мультфильм был популярен как в Восточной, так и Западной Германии.

Головоногий / Einmart, 1981, 14 мин.

Режиссер: Лутц Даммбек / Lutz Dammbeck

Мультфильм снят в жанре экспериментальной притчи. Его называют «самым невероятным парадоксом» в истории анимации DEFA. В чрезвычайно свободной манере, смешивающей рисованную мультипликацию и документальную абстракцию, фильм рассказывает историю чудо-головы, которая научилась летать. Голова взлетает, но среда ее обитания «под колпаком», небо – всего лишь фикция, и все попытки вырваться на свободу оказываются тщетными.

Контрасты / Kontraste, 1982, 5 мин.

Режиссер: Зиглинде Хамахер / Sieglinde Hamacher

По мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Капля воды». Действие разворачивается в абстрактном, сюрреалистическом саду, напоминающем атмосферу картин Иеронима Босха. Мультфильм окрестили пасквилем на социалистический строй ГДР, запретили, а негативы уничтожили. В 1990 году чудом удалось отыскать единственную копию фильма.

Сирены / Sirenen, 1983, 4 мин.

Режиссер: Клаус Георги / Klaus Georgi

«Панорама немецкой анимации»
Мультфильм, созданный в жанре экологической притчи.
Во все времена мифические сирены губили моряков. Но в век скоростей и прогресса их чары больше не действуют. И выпачканным нефтью сиренам не остается ничего другого, как грустить и каркать, сидя на утесе.
Коллажный стиль соединяет рисованную анимацию и фотографические изображения.

Памятник / Das Monument, 1989, 4 мин.

Режиссеры: Клаус Георги, Луц Штюцнер / Klaus Georgi, Lutz Stuetzner

Сатира о переменах политического курса.
Анимация ФРГ

28 февраля 1962 года двадцать шесть немецких режиссеров, и в их числе аниматоры Борис Борресхольм и Вольфганг Урхс провозглашают Оберхаузенский манифест, ознаменовавший крах традиционного немецкого кино и поиск новых художественных форм. Хотя тенденция подражать Диснею все еще сильна в ФРГ, новое поколение аниматоров, представителями которого были Хельмут Хербст и Франц Винцентцен, охотно экспериментирует и обращается к острой социальной и политической проблематике.
Калейдоскоп / Das Knalleidoskop, 1959, 8 мин.
Режиссер: Герберт Хунгер / Herbert Hunger

Композитор: Дитер Шёнбах / Dieter Schönbach

«Серебряный медведь» на МКФ в Берлине – 1959

Название фильма «Knalleidoskop» - образовано от игры слов «Kaleidoskop» - калейдоскоп и «knall» - звук бьющегося стекла.
Осколки бутылочного стекла складываются в причудливые фигурки людей и животных. Стеклянные фигурки живут полной жизнью – гуляют, ездят верхом на лошади и на велосипеде, играют музыку и танцуют, даже флиртуют друг с другом.

Но хрупкие звери и человечки бьются от любого прикосновения, и вновь и вновь осколки стекла меняют свои воплощения.
Садовые гномы / Die Gartenzwerge, 1961, 10 мин.
Режиссер: Борис Борресхольм / Boris Borresholm

Сатирический мультфильм о западногерманском «экономическом чуде».

Носороги / Die Nashörner, 1963, 10 мин.
Режиссер: Ян Леница / Jan Lenica

Основанный на пьесе Эжена Ионеско мультфильм об опасности конформизма.

Люди, ставшие рабами общественного мнения и полностью подчинившиеся стадному инстинкту, превращаются в носорогов.

Черный – белый – красный / Schwarz-Weiß-Rot, 1964, 6 мин.
Режиссер: Хельмут Хербст / Helmut Herbst

«Панорама немецкой анимации»
В сатирическом анимационном фильме Хельмута Хербста немецкое общество представлено как кучка заводных автоматов, которые вначале маршируют под дудку Кайзера. Затем черно-бело-красный флаг Кайзера превращается в свастику. После поражения фашизма флаг с изображенной на нем свастикой всасывает в себя газетный автомат. Газеты выходят миллионными тиражами – у народа появился новый кумир.
Приключения куклы / Erlebnisse der Puppe, 1966, 10 мин.
Режиссер: Франц Винцентцен / Franz Winzentsen

Мультфильм о приключениях неуклюжей куклы в странном мире пустеющих зданий и сюрреалистических ландшафтов.

Мой брат / Mein Bruder, 1984, 11 мин.
Режиссеры: Хайо Фрайтаг и Юрген Хер / Hayo Freitag, Jurgen Heer

приз за лучший анимационный фильм в Загребе - 1986

лучший короткометражный фильм Германии – 1986

Созданный в карандашной технике анимационный фильм с яркими характерами героев.
Пока старик разглядывает альбом с фотографиями своего брата – пилота, гремит ядерный взрыв. Все разлетается на части и после того, как пыль улеглась, мы видим, как старик в своей инвалидной коляске едет по опустевшей земле, усыпанной костями людей и животных, пока не встречает своего брата, который и бросил бомбу.

17 марта, воскресенье - 17.00

Сеанс 5. Анимация единой Германии
В программе наиболее интересные с художественной точки фильмы – лауреаты международных фестивалей, созданные с 1989 по 1998 год.
Равновесие / BALANCE, 1989, 8 мин.

Режиссеры: Вольфганг Лауэнштайн, Кристоф Лауэнштайн / Wolfgang Lauenstein, Christoph Lauenstein

1990 – премия «Оскар» за лучший короткомеражный фильм

Пятеро находятся на подвижной платформе, которая висит над бездной и держится только благодаря постоянному равновесию, создаваемому этими существами. Но с появлением дестабилизирующего элемента баланс нарушается…

Признание / Die Beichte, 1990, 10 мин.
Режиссер: Йохен Кун / Jochen Kuhn

«Панорама немецкой анимации»
1991 – премия «Золотой Медведь» за лучший короткометражный фильм

Изображенные на темном фоне Эрих Хонеккер, руководитель ГДР, и Кароль Войтула (папа Иоанн Павел II) исповедуются друг другу.
Из-за совершенных грехов им обоим закрыт путь на небо, и сознание собственной вины сближает бывших политических противников.

Петух / Der Hahn, 1994, 9 мин.
Режиссер: Хайнрих Забль / Heinrich Sabl
Кукольный анимационный фильм о петухе, который забыл прокукарекать на рассвете и потерял от этого уважение кур.

Часы / Clocks, 1995, 7 мин.
Режиссер: Кирстен Винтер / Kirsten Winter

Короткометражный анимационный фильм посвящен творчеству современного композитора и пианистки Елены Кац-Чернин. В фильме звучит фрагмент пьесы «Часы» для магнитофона и оркестра
Мы жили в зарослях / Wir lebten im Gras, 1995, 17 мин.

Режиссер: Андреас Гикаде / Andreas Hykade

«Панорама немецкой анимации»
Приз за лучший студенческий фильм на международном фестивале в Штутгарте (1996)
Специальный приз жюри на международном фестивале в Хиросиме (1996)

Дипломная работа Андреаса Гикаде. Метафорический рассказ в психоаналитическом ключе о взрослении и преодолении стереотипов.

Путешествие / Quest, 1996, 11 мин.

Режиссеры: Тайрон Монтгомери и Томас Штельмах / Tyron Montgomery, Thomas Stellmach
Оскар за лучший короткометражный мультфильм – 1996

Анимационная притча о путешествии песочного человечка. В поисках воды он покидает привычный песочный мир и, достигнув своей цели, трагически погибает.

Рубикон / Rubicon, 1997, 7 мин.
Режиссер: Гил Алкабец / Gil Alkabetz

В 1997 году «Рубикон» был номинирован на Каннский кинофестиваль и завоевал множество других международных призов.
В изящном мультфильме-головоломке режиссер предлагает нетривиальные решения знаменитой задачки о волке, козе и капусте.
Огненный дом / Feuerhaus, 1998, 6 мин.
Режиссер: Барбель Нейбауэр / Bärbel Neubauer

«Лучшее использование цвета» - фестиваль в Оттаве´98.

В 1999 году мультфильм удостоился специального упоминания жюри на фестивалях в Лейпциге, Мадриде и Анси.

Завораживающая нефигуративная анимация.

19 марта, вторник - 19.00

Сеанс 6. Абстрактная анимация Оскара Фишингера

«Панорама немецкой анимации»
Оскар Фишингер / Oskar Fischinger (1900-1967) – немецкий художник, выдающийся мастер абстрактного фильма.
Начиная с самых первых своих работ и на протяжении всего творческого пути Фишингер оставался приверженцем беспредметной анимации, позволяющей максимально использовать возможности синтеза музыки и изображения.

Оскар Фишингер называл свои картины «абсолютными киноэтюдами». Посредством простейших графических форм - квадрата, круга, треугольника - художник создает феерию цвета и образа, передающую эмоцию и настроение музыкального ряда.

Программа фильмов Оскара Фишингера:

Эксперименты с воском / Wachsexperimente, 1921-26, 6 мин.

Спирали / Spirals, 1926, 6 мин.

Духовные конструкции / Seelische Konstruktionen, 1927, 10 мин.
Дорога из Мюнхена в Берлин / München-Berlin Wanderung, 1927, 3 мин.

Этюд №6 / Studie nr. 6, 1930, 2 мин.

Этюд №7 /Studie nr. 7, 1930-31, 3 мин.

Круги / Kreise, 1933, 3 мин.

Аллегретто / Allegretto, 1938, 3 мин.

Динамика радио / Radio Dynamics, 1942, 4 мин.

Ссылки по теме:

Музей кино - в марте

Музей кино приглашает


Обсуждение