Музей кино приглашает на показы в Клубе документального кино «Документальная среда», ретроспективу фильмов Пьера Этекса и другие мероприятия.
Программа Клуба документального кино «Документальная среда»
27 февраля
Иосиф Пастернак
Ромео и Джульетта в Стране Советов
2011, 52 мин.
До 1990 года документалист Иосиф Пастернак работал в России, но после фильма о русском андеграунде «Чёрный квадрат» его пригласили во Францию снимать фильмы о России для европейского зрителя. И уже более 20 лет он живёт на две страны, сделал более 20 фильмов. Создание Евросоюза помогло расширить диапазон телеканала Entre – для культурного единения Европы. И сейчас германо- и франкоязычные страны одновременно смотрят его программы. В Москве на VI МКФ «Русское зарубежье» Гран-при в неигровом конкурсе получил фильм И. Пастернака «Ромео и Джульетта в стране Советов».
Сергей Прокофьев – музыкальный гений и один из величайших композиторов 20-го века. Шедевр Сергея Сергеевича Прокофьева – балет «Ромео и Джульетта» – публично почти нигде не показывался. Как и у самого композитора, у его произведения тоже непростая судьба. Прокофьев бежал из России вскоре после большевистской революции и провел следующие 18 лет в попытках построить успешную карьеру в Северной Америке и Европе. Затем он принимает решение, ошеломившее мир: в 1936 году, в самый разгар сталинских чисток, он возвращается в СССР...
20 марта
Марцель Лозинский
Тоня и ее дети
2011, 57 мин.
Фильм представит Тадеуш Соболевский, польский кинокритик, сценарист, публицист
При участии и поддержке Польского культурного центра в Москве.
Это история польской коммунистки, которую рассказывают её дети. Она свято верила в коммунистические идеалы, но после войны была осуждена за сотрудничество с американской разведкой - таким образом, как многие коммунисты, став жертвой своих убеждений. Но её дети пострадали, в сущности, не меньше, поскольку большую часть детства провели в детских домах.
17 апреля
Дзинтра Гека
Гвидо Звайгзне
2011, 42 мин.
Маршрут Кекава-Омск 1949
Дзинтра Гека
2012, 52 мин
Депортации в 1949 году были одним из самых трагических аспектов современной истории Латвии. 43000 человек были сосланы в Сибирь без права на возвращение, в том числе 10000 младенцев и детей, пожилых людей, людей при смерти. Каждый четвертый депортируемый был ребёнком. 4941 человек погибло. Каждому шестому из депортируемых было 60 лет и старше.
Фильмы представит режиссер Дзинтра Гека.
При участии и поддержке Посольства Республики Латвия.
29 мая
Диско и ядерная война
2009, 80 мин.
При участии и поддержке Посольства Республики Эстония.
Фильм представят режиссёр и представители Посольства Эстонии.
Жители социалистической Эстонии находят спасение от серости будней, настраивая антенны своих телевизоров на волну финского телевидения, демонстрирующего столь желанные образы «загнивающего капитализма». Эту информационную войну, в которой звезды поп-культуры состязаются с тоталитарным режимом, в итоге проигрывает последний.
Призы:
• Лучший документальный фильм Варшавского Международного кинофестиваля
• приз «Неформат» за лучший полнометражный цифровой фильм кинофестиваля «Киношок».
26 июня
Галина Вишневская – Возвращение
1992, 57 мин.
Кинокомпания ASK-EuroASK-Videofilm
Памяти Галины Вишневской посвящается.
Фильм представит режиссёр Григорий Амнуэль.
Это фильм-монолог великой российской оперной певицы и гражданина Галины Вишневской. В 1992 году, вернувшись из вынужденного изгнания, Галина Павловна встречает тех, кто её ждал. Россия, искусство, Большой театр, культура – вот что волновало её и её окружение.
В фильме снимались Иван Козловский (последняя прижизненная съёмка), Борис Покровский, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Святослав Фёдоров и многие другие.
Зал общества «Мемориал»
Москва, Каретный ряд, 5/10
Начало в 19:00
Вход свободный
Программа цикла кинопоказов «Уроки немецкого»
Часть II
28 февраля, четверг, 19:00
И вот пришли туристы / Am Ende kommen Touristen
Художественный фильм. Драма
Режиссер и автор сценария – Роберт Тальхайм
2007, 85 мин.
7 марта, четверг, 19:00
Брат мой / Mein Bruder
Документальный фильм
Режиссер – Томас Хайзе
2005, 57 мин.
Фильм представит лично режиссер Томас Хайзе
25 апреля, четверг, 19:00
Художественный фильм. Комедия
Режиссер – Леандер Хаусманн
1999, 85 мин.
23 мая, четверг, 19:00
Прикосновение / Feindberührung
Документальный фильм
Режиссер - Хайке Бахелье
2010, 92 мин.
6 июня, четверг, 19:00
Церковь Св. Николая / Nikolaikirche
Художественный фильм. Драма
Режиссер – Франк Бейер
1995, 138 мин.
http://www.facebook.com/events/335672059885696/ rel=nofollow
http://germanyinrussia.ru/projects/upcoming/244?lang=ru rel=nofollow (RU)
http://germanyinrussia.ru/projects/upcoming/244?lang=de rel=nofollow (DE)
Адрес: Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, Ленинский проспект, 95а
Вход свободный
Французский институт, Посольство Франции в России при поддержке Фонда предприятия Technicolor по сохранению кинонаследия, Фонда поддержки кино предприятия Groupama Gan, Государственного центрального музея кино и Киноклуба «Фитиль» представляют
Пьер Этекс
Ретроспектива фильмов великого французского комика
В рамках года Франция-Россия, посвященного кинематографическому наследию.
Пятница, 1 марта 2013
20.00 Большая любовь / Le Grand Amour, 1969, 85 мин.
Пьер женат на Флоранс. Его семейная и профессиональная жизнь складывается удачно. Он работает директором на заводе собственного тестя и целыми днями подписывает чеки, а вечерами смотрит телевизор. Однообразно текут годы. Внезапно на работу поступает новая молоденькая секретарша, он влюбляется в нее и начинает мечтать… Четвертый полнометражный фильм Пьера Этекса, его сценарий написан в соавторстве с Жан-Клодом Карьером.
Суббота, 2 марта 2013
15.00 Йо-Йо / Yoyo, 1965, 96 мин.
Разорившийся миллионер отправляется странствовать по миру в сопровождении цирковой наездницы. Его сын становится клоуном и возвращает утраченное состояние.
Гран-при молодежного жюри Каннского фестиваля, 1965
Гран-При Международной католической киноорганизации на Венецианском Международном кинофестивале, 1965
17.00 Лекция: «Реставрация кинематографического наследия: как и для кого?»
Выступают:
Северин Вемэр, руководитель Генеральной делегации Фонда предприятия Technicolor по историческому наследию в области кино,
Жиль Дюваль, руководитель Генеральной делегации Фонда поддержки кино предприятия Groupama Gan.
Ведущий: Наум Клейман, директор Музея кино.
19.30 Счастливая годовщина / L’heureux anniversaire, 1962, 12 мин.
Молодая женщина готовит праздничный ужин по случаю годовщины свадьбы. Муж застревает в парижских пробках. Остановки в пути для покупки последних мелочей еще больше усугубляют его опоздание.
«Оскар» за лучший короткометражный фильм, Голливуд, 1963
Приз за лучший короткометражный фильм Британской киноакадемии, Лондон, 1963
Специальный приз на Международной кинонеделе в Вене, 1963
Воздыхатель / Le Soupirant, 1963, 83 мин.
Молодой парижанин из прекрасной семьи, полностью поглощенный научными изысканиями и наблюдением за звездами, по требованию родителей внезапно отказывается от описания космоса и с готовностью отправляется на поиски супруги.
Премия Луи Деллюка, 1963
Приз за лучший комический фильм Московского кинофестиваля, 1963
Гран-При международного кинофестиваля в Акапулько, 1963
Воскресенье, 3 марта 2013
15.00 В полной форме / En pleine forme, 2010, 13 мин.
Эта короткометражная лента исходно представляла собой одну из сцен полнометражного фильма «Хватило бы здоровья» в его варианте 1965 года. В 1971 году Пьер Этекс перемонтирует фильм и вырезает из него сцену, которая становится самостоятельным короткометражным фильмом под названием «В полной форме». В 2010 году он решает представить его публике по случаю повторного выхода своих отреставрированных лент.
Страна чудес / Pays de cocagne, 1974, 74 мин.
Сразу после событий мая 1968 года Пьер Этекс с удивлением наблюдает за французами на отдыхе. Он фиксирует зарисовки с натуры, монтирует их и создает, таким образом, первый документальный бурлеск.
17.00 Лекция: «История русского и советского кино во Франции».
Выступает:
Жоэль Шапрон, ведущий специалист UNIFRANCE по кинематографу стран Центральной и Восточной Европы.
19.30 Разрыв / La Rupture, 1961, 11 мин.
Герой фильма получает от возлюбленной письмо со своей разорванной фотографией и с объявлением о разрыве отношений. Отвергнутый молодой человек решает ответить на послание – и даже в этом терпит неудачу… Чернильная ручка, перьевая вставочка, письменный стол, почтовая марка, бумага и чернильница вступают в дьявольский сговор и противятся осуществлению его замысла. В довершение несчастья кресло-качалка вышвыривает героя в окно.
Приз Фипреси на фестивале в Мангейме, 1961
Гран-при фестиваля в Оберхаузене, 1961
Хватило бы здоровья / Tant qu’on a la santé, 1966, 65 мин.
Пьер – серьезный и благонамеренный молодой человек, но ему не всегда легко приспособиться к ХХ веку с его бессмысленным стремлением к всеобщей модернизации. Все вокруг шумит, бежит куда-то, толкается, мир заполонили строительные краны, отбойные молотки и машины. Все трясется - на улице и в квартире. Под действием вибрации портрет его невесты падает в корзину для бумаг. Она сама с изумлением обнаруживает это, придя к нему в квартиру. Девушка убегает. И тогда, прихватив туристское снаряжение, Пьер сбегает на лоно природы – чтобы обрести вожделенные спокойствие и тишину. Сценарий третьего полнометражного фильма Пьера Этекса, снятого после «Воздыхателя» (1963) и «Йо-Йо» (1965), написан в сотрудничестве с Жан-Клодом Карьером.
Кто вы, Пьер Этекс?
Режиссер, актер, клоун, карикатурист и драматург Пьер Этекс родился 23 ноября 1928 года в Роанне (Франция).
Сначала он учится на рисовальщика, изучает витражное дело у мастера Теодора-Жерара Аннсена, но вскоре связывает свою профессиональную карьеру с юмором. Он переезжает в Париж и начинает зарабатывать на жизнь иллюстрациями, параллельно выступая в мюзик-холлах и в цирке вместе с клоуном Нино. В 1954 году Этекс знакомится с Жаком Тати и четыре года работает у него рисовальщиком и придумывает гэги для фильма «Мой дядюшка», а затем во время съемок – ассистентом режиссера. В 1961 году он участвует своим скетчем в шоу Жака Тати «Праздничный день», которое идет в парижском мюзик-холле «Олимпия».
В 1958 году Этекс знакомится с Жан-Клодом Карьером, который станет его единомышленником и соавтором по написанию сценариев большинства фильмов. Кинематографическая карьера Этекса начинается в 1961 году – он создает два короткометражных фильма «Разрыв» и «Счастливая годовщина» (в соавторстве с Жан-Клодом Карьером). В 1963-1970 гг. он снимает пять полнометражных лент: «Воздыхатель», «Йо-Йо», «Хватило бы здоровья», «Большая любовь» и «Страна чудес».
В 1973 году Этекс вместе со своей женой Анн Фрателлини решает создать Национальную школу цирка. Их клоунский дуэт регулярно выступает с собственной программой.
Написав множество книг, среди которых «Шляпная картонка», «Машинописности», «Система звезд» и «Зарисовки Джерри Льюиса», – в 1982 Этекс публикует свою первую театральную пьесу «У месье преклонный возраст», а в 1987 году делает по ней телепостановку, в которой сам же исполняет главную роль. Его партнерами выступают Николь Кальфан и Жан Карме.
В 1989 году Этекс снимает первый игровой фильм в формате Omnimax – «Рисую в пространстве». Он принимает участие в выпуске на DVD серии «Искусство Бастера Китона» – полного собрания короткометражных фильмов великого комика. В последнее время публикуются его книги: «Люди из…», «Давайте критиковать оператора», «Назовем клоуна клоуном», «Байки», «Пьер Этекс – под лежачий камень кобыле легче» и «Клоун и ученый» (в соавторстве с математиком Клодом де Каланом).
В конце 2007 года выходит книга «Этекс рисует Тати», в которой опубликовано более семисот подготовительных рисунков Пьера Этекса для фильма Жака Тати «Мой дядюшка». В том же году Пьер Этекс передает все свои рисунки в дар Французской Синематеке.
В 2010 году после многолетнего запрета все его фильмы в отреставрированной версии возвращаются к зрителю. По этому случаю Пьер Этекс представляет свой фильм «Большая любовь» на Каннском фестивале в программе Классики Канна. В ноябре 2011 года американская Киноакадемия вручает ему почетный «Оскар», в декабре 2012 года его картины снова выходят на нью-йоркские экраны.
В качестве актера Пьер Этекс снимался, среди прочих, у Жан-Пьера Жене в фильме «Неудачники» (2009), у Отара Иоселиани («Сады осенью» и «Шантрапа») и у Аки Каурисмяки («Гавр»).
Наконец, в 2011 году Пьер Этекс возвращается к зрителям в спектакле «Мюзик-бабочка» и в 2012-м в спектакле «На манеже», созданном для Цирка Бульоне.
Франсуа Трюффо
Дорогой месье,
Мы с Вами мельком встречались не так давно в «Золотой лошади». В Токио я посмотрел и – с удовольствием - «Воздыхателя», который закончился так быстро, как будто в фильме было всего три бобины.
Только что в Париже я посмотрел «Йо-Йо», и если Вы спросите у меня: «Вам понравилось?» - я отвечу: в Берлине – «йa, йa!», в Лондоне – «йес, йес!», и «йе-йе» у [Бруно] Кокатрикса [в мюзик-холле «Олимпия»]. Это прекрасный фильм, в котором мне нравятся каждый кадр, каждая мысль, мне открылось так много нового о кино.
С наилучшими воспоминаниями и с восхищением, Ваш
Фрунзенская набережная, 12
м. Парк культуры.
Тел. +7-(495)-287-02-11
Стоимость билета на сеансы – 200 руб.
Вход на лекции – бесплатный.
Ссылки по теме: