Ну,-полный депрессняк!Кино не для средних умов.Раз 10 посмотреть- и то вряд ли дойдет...Это очень мило-въезжать в рай на чужом горбе.Посмотрел все советские фильмы про Насреддина.Начали "за здравие",-кончили "за упокой".Фильм про возвращение -может быть и великий,только хочется спросить:"А при чем здесь Насреддин?"
Возможно, самое мрачное произведение искусства о Насреддине за всю историю человечества, и тем не менее, достойное внесения в анналы. Как художественное полотно - фильм целостен и самобытен, смотрится впечатляюще и убедительно. Лежащая в основе картины старая история о добре и зле - молочных братьях, вращающих мельницу жизни, - нашедших своё воплощение в образах Тамерлана и Насреддина, - рассказана доходчиво, хотя и несколько затянуто. Актёры справились с ролями превосходно, но образ Насреддина - столь яркого в устах народа, - здесь получился куда бледнее и бесформеннее Тимура, да и финал - Насреддин ввозит Тамерлана в рай на своём горбу, - вызывает недоумение. Либо этот образ - социальная сатира на наше, вполне себе земное общество, где зло всегда въезжает в рай на горбу у смиренного добра, либо (более верятно) он изначально не предназначен для однозначной трактовки, особенно если учесть, что Сират появляется в кадре и до того - точно так же на горбу Насреддина в рай хочет проехать разбойник-головорез и падает в адскую бездну, - а Насреддин и Тамерлан есть чистые образы добра и зла. А чистые ли? А как же эпизод с покаянием Тамерлана? Или образ гадалки, - быть может в нём ключ к пониманию авторского замысла, равно как и слова повитухи в начале фильма - слова о предначертанности судеб двух молочных братьев? Так или иначе - фильм, как настоящее произведение искусства, действует безотказно, хотя и оставляет больше вопросов, чем ответов.