Понравились работы Н.Дорохина и В.Санаева,которого узнала только по голосу, а все остальное конечно слабовато. царь так уж совсем как кукла на веревочках, кто куда захочет туда и повернет. Слабоват.
Совершенно случайно вышел на эту историческую короткометражку, просматривая "Актёры и роли" ещё одного нашего крайне редкого фильма "Поднятая целина"(1939).
"Первопечатник Иван Фёдоров" привёл в полный восторг: "8" по 10-балльной! :))
Причём, особенно понравился даже не заглавный герой - продвинутый, но самый обычный работяга - а царь Иван IV, в исполнении Павла Шпрингфельда.
По жизни привык к каноническому образу Грозного, созданного великим Черкасовым у Эйзенштейна, но честное слово, Шпрингфельд был, как минимум, не хуже (и совершенно не похож, например, на своего слюнтяя Глеба из х/ф "Сердца четырёх").
Пару фраз царя пополнили мой "киноцитатник Мао":
- Ликует душа моя! Рад я, что работа у нас пошла ладно.
- Я печатню воздвиг для того дела ради, чтобы все цари и короли, и папа Римский узнали о земле моей могучей и преизобильной. Тогда и королевна аНглицкая, пошлая девка Бетси узнает с кем торговлю ведёт. Авось гордыню мы ей поубавим. Великих и сильных хочу я иметь в послушании. (с).
Этот фильм лично для меня стал откровением. Особенно кадры, воссоздавшие эмоции, сопутствующие первому печатному оттиску. В этом году фильму 75 лет. Я мало нашла информации о нем. Интересно: где проходила его премьера, сохранились ли какие-либо исторические факты, связанные с этим фильмом?
Я хорошо отношусь к «Ивану Грозному» Сергея Эйзенштейна, однако подзабытый ныне «Первопечатник Иван Федоров» 1941 года мне нравится больше. Конечно, творение Эйзенштейна - шедевр. Сие бесспорно. Но при всём этом в нём:
1) слишком уж много исторических ляпов (царица Анастасии, отравленная в 1564 году, и Малюта Скуратов, происходящий из простонародья, чего стоят);
2) царь показан кровавым безумцем и вообще очень неприятной личностью.
А в «Первопечатнике» всё не так. Подобных грубейших ляпов там не видно и образ Ивана Грозного не столь однозначный. Царь здесь скорее положительный персонаж, несмотря на давление мракобесов из числа боярства и духовенства, помогающий Ивану Фёдорову организовать книгопечатное дело. Правда, Федорову в конце всё-таки приходится покинуть Россию, но вины Ивана Васильевича здесь нет, так как произошло это по вине интриганов, введших государя в заблуждение.
Также в «Первопечатнике» мне пришлось по душе то, как показали Малюту Скуратова и Владимира Старицкого. Старицкий здесь не дурачок, манипулируемый своей властной мамашей, а Малюта не «шапокляк» (высказывание Вячеслава Молотова). То бишь, актёр, сыгравший Скуратова более подходит для своей роли, чем Жаров у Эйзенштейна. Этакий грозный тип с восточным хищным лицом. Чем-то Константина Степанкова напоминает, ИМХО.