Фильм мне, мягко говоря, не очень.
С одной стороны - глобальный взгляд на историю; тут тебе и Керенский, и Ленин, и Сталин (А.Кобаладзе высший балл за эту роль - вылитый Иосиф Виссарионович в молодости! :)), и Свердлов, и Петлюра, и Пятаков.
С другой - всё это "размывается" чрезмерным пафосом и неимоверной наивностью, переходящей в примитивизм...
Вот Голота (правда, с запиской от Рыжова) приходит к законспирированному столяру Боженко, и тот, после непродолжительного идеологического ликбеза, сразу же демонстрирует прибывшему тайник с гранатами внутри карусельной лошадки! %0
Демонстрация трудящихся. Рабочие поют революционные песни, а впереди колонны идёт самопровозглашённый "дирижёр", махающий руками в такт песни - как будто без такого "дирижирования" песня враз прекратится! ;))
Книготорговец (П.Масоха) из открытого окна на первом этаже(!) стреляет в "дирижёра", тот, понятное дело, падает убитый.
Действия митингующих: "Врача!" или что-то в этом роде?!
Ничуть не бывало: подхватывают на руки труп дирижёра, и под сбивчивое "Не поддаваться на провокации!", продолжают шествие! %0
Отряд, подчинённый Временному Правительству захватывает телеграф, туда же подруливают петлюровцы, и сотник сообщает, что Керенского больше нет, ВП низложено, и давайте, типа, объединяться против большевиков.
Командир "белого" отряда, безо всякой задней мысли, сразу на слово верит "атаману" и присоединяется к Петлюре.
Конечно, можно было бы списать этот наив на время создания фильма.
Но такое оправдание не канает: буквально в следующем 1958 году Сергей Васильев на "Ленфильме" снял шедевральный х/ф "В дни Октября".
Беру свои слова назад по поводу претензий Корнейчука.Но все же Ленин ка действующее лицо появился одним из первых именно у этого автора.Ну,во всяком случае,после нэпа.
Телеману. Можно вспомнить и более ранний фильм, где затронута эта тема - немой фильм "Конец Санкт-Петербурга" Пудовкина. Герой этого фильма тоже воевал в окопах Первой мировой войны, потом участвовал в революции.
№ 3 Борис Нежданов (Санкт-Петербург)
Фильмы снимались,но спектакль был написан немного раньше"Человека с ружьем".Так что Корнейчук вполне мог упрекнуть Стукалов-Погодина в заимствовании идей.Правда,потом Погодин написал продолжение,так что можно сказать,не позаимствовал,а углубил и расширил.Кстати,в первой редакции Ленина не было.Но по словам Корнейчука,его крестьяне попросили ввести Владимира Ильича.Писатель подумал,долго подумал,и вставил сцену с приемом Голоты в партию.Ну а что за крестьяне были,теперь не узнаешь.Может,бывший крестьянин-семинарист из-под Гори,а может,и правда украинский простой люд.Каково же было удивление автора,когда нашелся человек,вступивший в партию по рекомендации своего друга и Ленина в те дни и при таких обстоятельствах!
Зашел на эту страницу, увидев совершенно незнакомое название фильма. По аннотации догадался, что когда-то видел этот фильм по телевизору в конце 50-х годов, тогда я еще был младшим школьником и мало знал историю. Запомнилось из фильма только имя главного героя - Тарас Голота, и еще то, что в сюжете фильма было много реальных исторических личностей, перечисленных в титрах, но запомнил только Ленина и еще Винниченко. Сюжет был достаточно распространенным в старом историко-революционном кино - солдат первой мировой войны, покидающий окопы и со временем приходящий к большевикам. Первые фильмы на эту тему снимались еще до войны, "Человек с ружьем", например. По поводу "Правды" я не уверен, что она так уж достоверна, скорее всего, в ней многое было упрощено, схематизировано, подогнано под схемы "Краткого курса". Думаю, что в художественном отношении лучшим фильмом на эту тему в те годы стал "Тихий Дон" Герасимова.
По таким фильмам бедет изучаться реальный ход событий в истории наш й страны. Если бы было неправда никто бы не ставил фильм. Прошлое только что прошло. Фильм будет в ряду тех, по которым будет понята реальная история людей, которые знали в какую эпоху жили и не сомневались в необходимости именно такой советской и русской истории, которую оболгали РФ в 90-2000-х годах.
Включал с изрядной долей скепсиса. А выключал с чувством почти «глубокого удовлетворения». На первый «ожидам-с», идеологический штамп, партийная агитка. Но как занимательно! И уже гадаешь: то ли видел когда, то ли – нет? Потому как и в «застойные годы» не часто, судя по всему, прокручивали. Причина кроется, видимо, в двух зараз «подцензурных» личностях: непропорционально много фигурирующему Пятакову (А. Дубов) и очень красивому джигиту… Сталину (А. Кобаладзе). Оба у тогдашней власти в немилости были.
А фильм все равно очень хороший. Агитка за душу не возьмет, тем более 60 годков опосля.
Ведь вот сколько здесь приятных неожиданностей! Для кого-то: еще одна (забытая) ипостась Ленинианы: Ильич в трактовке Г. Юченкова. Или же дивный парубок Михаил Егоров. Слившийся с образом главного героя Тараса Голоты (озвучка Михаила Кузнецова), он невероятно презентабелен для дебютанта. Присказка: «мелькнул и пропал», - точь-в-точь о таких одноразовых «метеорах». Радует и природная непосредственность молоденьких еще Юрия Мажуги и Николая Гринько!
А сколько здесь милых сюрпризов от уже маститых лицедеев: пьяненький и ругливый Иван Иванович (Н. Яковченко)... Ну, и абсолютное удивление М. Пуговкиным в роли знаменитого (тут еще начинающего легендарный путь) краскома Боженко!
Так что, если забыть про уведомление о штампах и условностях (да с малой поправочкой на возраст), скажу честно: сделано добротно, красиво и смачно.