№8 Sujs
Фильм цветной.
Как вы постоянны! ;) Но опять ошибка - фильм чёрно-белый.
№2 Александр Ахматов
/ Что касается моей (актер Юрий Дедович) первой встречи с ним, она произошла в 1958 году в Сочи. Картина "Косолапый друг". Режиссер Сухобоков собрал замечательных артистов. Я был молодой, только-только вышел из стен ВГИКа.
Сергей Николаевич играл официанта ресторана большого теплохода, на котором цирк переезжает из города в город. Я - дрессировщика медведей. Мой любимый медведь - главный герой фильма. По сценарию, с ветеринарным врачом происходят неувязки всякие, и она сказала, что медведь бешеный. Мне его запретили везти с другим зверьем. Но, поскольку я, как дрессировщик, знал, что медведь не бешеный, я его посадил в свою машину. И машину, запертую, подняли на теплоход. Медведю было тесно в машине, он разломал ее вдребезги и вышел на палубу, естественно. А у входа в ресторан стояло чучело большого медведя с подносом в лапах. Официант, естественно, любитель был выпить. Он там все время прикладывался. Случайно официантт столкнулся с капитаном корабля у входа в ресторан. Капитан ему сказал:
- Ты когда-нибудь вынес бы это чучело на палубу и выбил из него пыль. Что же это, стоит чучело в пыли, грязное. Это не дело.
Филиппов вынес это чучело на палубу, прислонил к фальшборту и побежал взять плетеную выбивалку для ковров. Пока он искал выбивалку, живой медведь, мой, шел по палубе и увидел чучело медведя. Он зарычал, осторожно подошел к нему, обнюхал и перевернул чучело в море. А сам встал на его место и смотрел, как соперник плещется в волнах. Все это снимали на настоящем теплоходе.
Дальше доснимали на студии Горького в декорациях, потому что на теплоходе все снять не успели. На студии Горького построили декорацию, она была приподнята на высокий пандус такой. Вся группа стояла внизу. Было построено точно, по фотографиям. Ну, технически как это было? Чтобы живого медведя остановить в нужном месте кадра, перила фальшборта мазали медом. Медведь Гоша вышел, покачиваясь, обнюхал борт и начал его лизать. Это как раз то, что надо было для кадра.
Сергею Николаевичу надо было выйти и пару раз выбивалкой дать по заднему месту медведю. Во время съемки я вместе с дрессировщиком Иваном Кудрявцевым находились рядом, страховали. Все-таки зверь есть зверь. На всякий случай. Когда зверь этот становился на задние лапы, он был метра под два, наверное, четыреста с чем-то килограмм весом. Огромный медведь.
Сергей Николаевич вышел.... Что ему ударило в голову, не знаю. Видимо, просто решил, что так будет смешней. Это было действительно гомерически смешно, но неожиданно. Он вышел с этой выбивалкой, осмотрел внимательно медведя, заглянул ему в лицо и что есть силы треснул ему несколько раз по морде. Медведь рыкнул на него, покосился, повернулся, он уже вылизал весь мед и так вот, как стоял, на задних лапах, так и пошел на Филиппова.
А деваться некуда. Только трап, уходящий куда-то вверх. Филиппов начал задним ходом подниматься по этому трапу. А медведь за ним, спокойно так, по трапу взбирается. Пробиться к Филиппову нет возможности, потому что на трапе нет места, медведь занял собой все. Попробуй стащи четыреста килограмм вниз! Мы с Иваном вцепились в Гошу. Он стал рычать. Мы поняли, что лучше его не трогать.
Эта пара поднимается. Филиппов задним ходом по лестнице, причем делает так руками, уговаривая медведя не волноваться. Хохотал весь павильон. Это было очень смешно. Потом он повернулся и говорит громовым голосом:
- Уберите вы зверя этого! Уберите немедленно зверя!
А как его уберешь? Сергей Николаевич добирается до конца декорации. Высоко, метров шесть-семь, и куда деваться? Медведь лезет медленно, но верно.
Я рассказываю долго, но всё это происходило быстро. Вдруг Сергей Николаевич совершает замечательный совершенно полет. Прыгает! Никогда от него такой прыти не ожидал. В общем, зацепился за какую-то балку и висит на ней. Мы уже перестали смеяться, потому что, если человек упадет с шести-, семиметровой высоты, - покалечится.
К тому времени мы кое-как остановили Гошу, засовывая ему горстями сахар, повернули его назад. Он стал спускаться. А Филиппов висит. Его не снять оттуда. Пожарный, который все это наблюдал, схватил какую-то длинную лестницу и успел подставить ее прежде, чем Филиппов упал. Тот мужественно висел на руках. Как только поставили лестницу, он спустился. И вот когда он спустился, вся группа опять стала хохотать. Потому что это было было очень смешно.
Филлиппов стоял и смотрел на нас:
- Что тут смешного? Что тут смешного?! Черт его знает, что ему в голову взбредет, этому зверю. - Потом повернулся к оператору с режиссером, которые тоже утирали слезы, и спрашивает: - Ну что, получился дубль?
Те говорят:
- Еще какой! Но зачем ты его бил по морде, спрашивается?
Он, пожимая плечами:
- Не знаю... Всё, надо кончать со зверьем этим сниматься, никогда не знаешь, что от них ожидать.
Я интересуюсь:
- Зачем вы его треснули по морде? Ну зачем? Выбивали бы по заднице. Тоже смешно. Живого медведя выколачивают.
- Я не знаю. Я не могу объяснить, почему, - ответил он.
Потом я его через много лет спросил как-то:
- Все-таки этот эпизод чем объяснить?
- Не знаю, не могу объяснить. Я тогда вдруг вспомнил, как меня несколько раз старая собака кусала. Мне так обидно стало, что я решил отомстить всему зверью за свои детские огорчения и страхи. / Из книги Юрия Филиппова "Есть ли жизнь на Марсе... Сергей Филиппов". 2009.
Интересно было прочитать, спасибо! :))
В фильме это длится несколько секунд и бьет он его по заднему месту, даже и не подумаешь, что с Сергеем Филипповым такое приключение приключилось. Хорошо, что все хорошо закончилось.
А Юрий Дедович с Валентином Гафтом похожи, и лицом и фигурой, как братья! :)