по вашему ,повторять айвазяновские псевдонаучности -это признак армянства?можете утешиться- я шуртвац хайем,поэтому и так рассуждаю непотребно армянству:)по поводу фамилии с окончанием швили- по Вашей логике,тогда и Георгий Махарашвили ,отец солдата,на самом деле Макарян ,видимо:)
Монография представляет историю мэров одного из главных городов Закавказья - Тифлиса. Обстоятельно, насколько это возможно, изложена биография 47 мэров Тифлиса на протяжении почти 800-летнего периода (с XII в. по 1917 год), а также приведены материалы, освещающие их деятельность на поприще мэра. Примечателен тот факт, что 45 мэров из 47 были армянами. Изучены также материалы, касающиеся вопросов городского управления и городского совета (Думы)
Монография предназначена для специалистов, занимающихся историей развития градостроительства Тифлиса и деятельности известных представителей армянского народа. Она также рассчитана на широкий круг читателей.
В Государственном историческом музее Москвы с 11 марта по 13 июня будет проходить выставка «Армения. Легенда бытия».
-
«Древняя, таинственная и загадочная культура Армении, ее традиции, ритуалы, своеобразный путь развития и вклад в мировую культуру – основные темы выставки, экспонаты которой предоставили три крупнейших хранилища ценностей Армении: Национальный Исторический музей, музей Святого Эчмиадзина и Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца – Матенадаран», — говорится в сообщении музея.
На выставке будут представлены образцы оружия, армянские миниатюры, античные скульптуры, церковное облачение, литургическая утварь и памятники письменности.
нет,они были их детьми,армяне древнее самого древнего мамонта.:) Хайк,вам в Ереване реально нечего делать,как искать корни армянские по миру? Мне,армянину,это самому всегда смешно было.%)
Интересно. Видимо Адам и Ева тоже были армянями)))))))
нет,они были их детьми,армяне древнее самого древнего мамонта.:) Хайк,вам в Ереване реально нечего делать,как искать корни армянские по миру? Мне,армянину,это самому всегда смешно было.%)
Интересно. Видимо Адам и Ева тоже были армянями)))))))
Армяне, армяне, кругом одни армяне. Даже асфальт у нас во дворе в Химках кладет армянская бригада.
- Ара, что, работы нет в Ереване?
- Нэт, дарагой, нэт.....
№3 Туманишвили - это Туманян, Мамулашвили - Мамулян и т.д. И большая часть грузинских фамилий оканчивающихся на - швили - это этнические армяне.
Тоже самое, но с окончанием - ич - это этнические армяне в Польше - Эминович, Лукасевич, Кавалерович и т.д.
Диего Марадона - это Мурадян, Че Гевара - это Геворкян, генерал-полковник Гудериан - это Гудерьянц, мушкетёр Д*Артаньян - это Артанянц, Арамис - это сын Арама. И Абрамович - это Абрамян.
№3 HAYK
Adanov-у.
Биджо, не обижайся, но Туманишвили - это Туманян, Мамулашвили - Мамулян и т.д. И большая часть грузинских фамилий оканчивающихся на - швили - это этнические армяне.
Тоже самое, но с окончанием - ич - это этнические армяне в Польше - Эминович, Лукасевич, Кавалерович и т.д.
Вот так вот дорогой друг!
И тебя с Праздниками!
Интересно. Видимо Адам и Ева тоже были армянями)))))))
Adanov, есть прекрасный художественный фильм Самвела Гаспарова "Как дома, как дела?"
Сценарий Агаси Айвазян.
Композитор Роберт Амирханян.
История о жизни тбилисских ребят в предвоенные и военные годы.
Мика провожает на фронт отца и становится старшим в семье. На его плечи ложатся заботы о матери и младшем брате. Мика и его друзья разносят письма фронтовиков, помогают семьям погибших. Старый шумный двор с многочисленными обитателями — их родной дом.
Статья очень интересная и информативная. Спасибо. Буду читать. Очень хочется съездить в Тбилиси. я там был последний раз в 1992 году. Как-то там сейчас отношение к приезжим и конкретно к русским?
"Старый Тифлис – это своеобразный мир, где народы Кавказа были объединены всеми характерными признаками быта и манерами, он похож на веселое свадебное застолье, где все жители как будто собрались на веселый пир". О.Туманян.
Тифлис – старый и добрый город со свойственным только ему бытом, с неповторимыми традициями, нравами, романтикой.
Жизнь била ключом на его площадях, улицах, садах... Любил он кутежи и песни под сазандар, бубен и зурну до "меоре супра" ("второго стола"), когда уже на рассвете убирали остатки пиршества и перед гостями появлялась новая белоснежная скатерть с вкусно пахнущими закусками. Такими же особенными, пышными и цветистыми были и праздники. Новый год с его традиционными кутежами, с гуляющими по дворам и играющими на шарманке кинто, с фокусниками, дающими представление "Петрушки", с канатоходцами... А масленица (кееноба) с ее незабываемым маскарадом, сидящими на убранных коврами верблюдах и ослах трубачами, с музыкантами, играющими на бубне и зурне, с поющим и танцующим народным шествием.
Колорит города был неразрывно связан с увеселительными заведениями – многочисленными трактирами, винными погребами и духанами, где ароматные шашлыки дразнили аппетит, и рекой лилось кахетинское вино. Среди них большой популярностью пользовались такие известные, как "Загляни, дорогой", "Сам пришел", "Сухой не уезжай", "Войди и посмотри", "Симпатия", "Тили Пучури" ("Маленькая вошка"), "Не уезжай, голубчик мой" и другие.
Тифлис невозможно было представить и без "шедевров" народного фольклора – знаменитых вывесок. Они были везде и на любой вкус. Вот некоторые из них: "Барев, кацо, мардокмин, добри челавек" (вывеска в Шайтан-базаре), "В духане Гога, апетит Бога" (вывеска в Сололаке), "Душа рай, двер открывай, не стучай" (вывеска на Авлабаре), "Вини погреба, кахетински Акоба, пиом до гроба и даже в гроба" (вывеска в Клор-тахе), "Скори файтон, весоли Антон, иду вагзал и обратон" (вывеска в Дидубе), "Бедный Шио, сапоги шиот" (вывеска в Чугурети). За их внешней примитивностью скрывалась, не в пример современным рекламам, простота и душевность общения.
Яркой достопримечательностью старого города был так же тифлисский двор. Достоверно и красочно описывает его известный писатель, тифлисец А.Айвазян: "... Тифлисский двор, как и старая мысль, тих и спокоен: на балконах – ковры, посреди двора – водопроводный кран... Дворы будто народились один от другого: большие и маленькие – все одного племени, все на один манер..." Не менее впечатлительными и самобытными были его жители. Здесь, пожалуй, не было равных кинто. Их несравненный язык и ма неры (например, для щегольства пили вино из женского ботинка), общепризнанная артистичность вульгарного толка входила важнейшей частью в городскую культуру и городское искусство.
На протяжении веков сложился "кодекс поведения" истинного тифлисца независимо от национальной принадлежности. Он должен был быть обязательно душевно щедрым, открытым, веселым, сильным, добрым. Для него радость была не в радость, если не разделил бы ее сосед, а горе... какое горе в Тифлисе переживалось в одиночку? Тифлисца отличали, кроме того, редкостный артистизм и то специфическое чувство городского патриотизма, ощущения города, как части себя, и себя, как части города, которое способно было соперничать с кровным национальным чувством, а подчас и перевешивать его. Правила гостеприимства, отзывчивости никаким уставом не закреплялись, но соблюдение неписаных законов считалось и считается сейчас делом чести и достоинства.
Интересным, веселым и многонациональным был Тифлис. Здесь слились воедино быт и развивающаяся культура многих наций, звучала разная речь. Но он был для всех родным и любимым, тем более для армян, древних и преданных его жителей.
Армяне никогда не были равнодушны к этому замечательному городу. Историки и писатели, летописцы и писцы всегда находили повод, чтобы упомянуть Тпхис, Тплис-Тбилиси (так называли армяне Тифлис), причем делали это с неизменным восхищеннием. М. Каганкатваци, первым в VII веке упомянувшим в армянской литературе Тбилиси, так же, как великий ученый-математик и географ А. Ширакаци и историк Себеос, называет его "изнеженным, торговым, славным и великим" городом, а Ухатнесс (X век) именует Тифлис "великолепной, славной и знаменитой метрополией (столицей) Иверии или Грузии".
Этот неповторимый город занял огромное место в творчестве Х. Абовяна – здесь он провел значительную часть своей многогранной деятельности и творческой жизни. В Тбилиси, помимо романа "Раны Армении", были созданы "Овсана", рассказ из жизни Ираклия II, произведения, посвященные Мтацминде, Лурджи Монастери, Куре, произведения как бы насыщенные тбилисским "воздухом", содержащие интересные и весьма ценные сведения о городе и грузинской действительности.
Пламенная любовь к своему родному городу вдохновила коренного тифлисца (тбилисца), известного театрального деятеля и художника В. Элибекяна создать на склоне лет в Ереване воссозданное в духе древнейшего города уютное кафе "Тифлис", а прожившая наиболее яркую часть жизни в Тбилиси известная писательница Р. Достян посвятила его самым веселым и находчивым жителям проникнутую мягким юмором повесть "Кинто".
Город, воспетый поэтическим даром Саят-Новы (Арутюн Саядян) и несравненной кистью Ходжабекова и Пиросмани, достоин пламенных чувств и выраженной ностальгии.
Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Как свидетельствуют историки, армяне жили в столице Грузии и в последующие столетия, но значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период правления царицы Тамары и одновременно расцвета Грузии, охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количество армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году.
С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения – основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой.
Армяне с давних времен составляли преобладающее население Тифлиса. Например, по описанию Шардена, посетившего столицу Грузии в 1671 году, из 20 тысяч жителей армян было 14 тысяч, т.е. около 75%. Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века - в 1800 году они занимали первое место по численности, до 20 тысяч душ или почти 3/4 всего населения. (Н. Бадриашвили. "Тифлис – от основания города до XIX века". Книга 1. Изд. Тифсовета, 1934.).
По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш.Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165).
С развитием индустриализации и промышленности в Тифлисе количество неармянского населения сильно возросло, а с наступлением революции и в последующие годы почти сравнялось с армянами. В дальнейшем оно стало превалировать.
Армяне в Грузии, как известно, проживали не только в столице, но и во многих других городах, например Мцхета, Ахалкалаки, Ахалцихе, Гори, Сурами, Ахалгори, Ананури, Душети, Телави, Сигнахи, Кутаиси, Сухуми и др. В некоторых из них они также составляли большинство. На это указывают, в частности, М.Нейман и П.Иоселиани. "...нынешние города Сигнах и Телав в Кахетии, бывшие в то время незначительными местечками, обратились в населенные армянские пункты так же, как и город Гори в Карталинии" (М.Нейман. "Армяне", С-Петербург, 1899). "Население Сигнахи состоит большей частью из армян. Они имеют там и свою церковь... Велисцихе – нынешнее его население состоит большей частью из армян, водворившихся здесь для торговли..." (П.Иоселиани. "Путевые заметки по Кахетии", Тифлис, 1846, с.39,47).
Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти ис-ключительно образовали особое городское сословие – нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит "горожанин". Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал во вновь устраиваемую им столицу и предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришлецы, вызванные царицей Тамарой.(Д. Бакрадзе и И. Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г. Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.) Звание мокалака было приложимо к наиболее состоятельной части населения Тбилиси. Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второстепенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и др. (Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова. "Старый Тбилиси", М, Наука, 1990, с.27.)
Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий, казни, а откупались денежной пеней. В злополучные времена, когда из Грузии посылалась персидским шахам дань девушками и мальчиками, называвшаяся "арбаб", они избавлялись от нее также взносом денег. Царю платили они определенную подать, "махта", могли поступать на службу и даже на некоторые почетные места имели предпочтительное перед другими право; впрочем, они охотнее служили по гражданской, чем по военной части... Занимались они преимущественно торговлей, но из них бывали и ремесленники. (П. Иоселиани. "Города существовавшие и существующие в Грузии", с.83,84.) Почетные граждане, состоящие преимущественно из армян, представляли большую часть медиков и меликов мамасахлисов.
Высокий пост городского головы также в основном принадлежал армянам. Первым мэром Тифлиса в 1841 году был избран местный армянин И. Измиров. В последующие годы этот пост занимали армяне С. Хатисов, М. Тер-Грикуров, И. Шадинов, Ф. Придонов, З. Гуласпов, З. Амирагов, И. Мириманов, А. Свечников, С. Сараджев, А. Мананов, В. Аршакуни, С. Абесаломов, С. Мириманов, Е. Придонов, К. Шармазан-Вартанов, И. Арцруни, Н. Аладатов, Д. Туманов, Я. Туманов, А. Матинов, П. Измайлов, Г. Евангулов, Н. Черкезов и, наконец, последним эту должность занимал А. Хатисов.
Некоторые из них сыграли значительную роль в процветании города. При Я.Туманове (1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайловское ремесленное училище (впоследствии – 2-я мужская гимназия, Нахимовское училище, средняя школа № 25, в настоящее время здание пострадало от пожара).
А.Матинов (1879-1891) способствовал благоустройству Тифлиса важными сооружениями, в частности мостами, водопроводом, городским домом (мэрия), а также проложнием трамвайных путей (конка); при нем же впервые город совершил ряд крупных займов. Канализация, асфальтирование и газовое освещение улиц – все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря А.Хатисову (1909-1917гг). Представители высшего класса тифлисского армянского населения составляли большинство гласных (депутатов) и в городской Думе. В частности, на 1.01.1909 года из 77 гласных 37 было армян.
Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и остроумными кинто, занимавшимися продажей фруктов, овощей, свежей рыбы, содержанием духанов, небольших винных погребов, харчевен и проч. Они были в большой моде – вели кулачные бои, пользовавшиеся огромной популярностью у городских жителей, обладали притягательными человеческими свойствами. Все это в совокупности делало их любимцами, а зачастую и героями среди остального населения, особенно среди армян. Тифлис вообще, в более широком смысле, долго являлся ареной для выражения армянского духа. Это был особый город, где все чувствовали себя у "себя", и в первую очередь армяне. Они принимали активное участие в торгово-деловой и культурной жизни города – содержали торгово-ремесленные предприятия и культурно-просветительские учреждения, воздвигали жилые и общественные здания, посещали свои церкви и театры, читали свои газеты, журналы и книги, учились в своих школах и гимназиях. Немало городских объектов носило армянские названия: Эриванская и Мадатовская площади, улицы Мадатова, Арцруни, Шелковникова, Лорис-Меликова, Тер-Гукасова, Лазарева, Бебутовская, Аргутинская, Коргановская, Нерсесовская, Долухановская, Аштаракская, Эчмиадзинская, Ванкская, Сурб-Ншанская, Сурб-Минасская, Сурб-Карапетекая, Норашенская, Армянский базар, Мадатовский и Мнацакановский мосты, Худадовский лес... Такая же картина в целом была характерна и для других населенных пунктов Грузии, где достаточно компактно проживали армяне. Например, армянские церкви функционировали не только в ее столице, но и в Ахалкалаки, Ахалцихе, Сухуми, Батуми, Поти, Цхинвали, Кутаиси, Гори, Сигнахи, Телави, Велисцихе, Цинандали, Греми, Ахалгори, Душети, Коджори, Шулавери, Болниси.
Ш. Чхетия: «Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние взяли в столице в свои владения почти всю частную собственность и торговлю. Подобное положение имело место и в дальнейшем. В 1860 году в Тифлисе числилось около 3 тысяч лавок и торговых заведений - большинство из них содержалось армянами. Так, из 17 караван-сараев 14 принадлежало им (Бехбутянц, Арцруни, Ананянц, Херодинянц, Корхмазянц, Шиоянц, Шадинянц, Мовсесянц, Саркисянц, Варданянц, Халатянц, Гамамшянц и др.). Армянам же принадлежало большинство гостиниц, винных складов, духанов. Приблизительно две трети торгово-промышленного класса составляли армяне».
**
По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш. Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АНГр.ССР,
Из «Путеводителя по Кавказу» М. Владыкина:
«Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, что в 1803 г. в Тифлисе считалось до 2700 домов, - только 18 домов принадлежало грузинам, остальные же принадлежали армянам; таким образом, столица составляла тогда вполне собственность армянскую».
По переписи, произведенной 25 марта 1876 года, население города разделялось следующим образом: «армян - 40,7%, грузин - 23,6%, русских - 21,24%, прочих народностей (немцев, персиян, татар, греков, евреев) - 14,46%». Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальностям в последующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Тифлисе проживало 50 тысяч армян. А уже к 1905 году их стало 120 тысяч.
По данным городского статистического бюро за 1910 год «преобладающую часть населения составляли армяне — 40,9%, затем шли русские — 22%, грузины (картвельцы) — 17,7% и прочие национальности — 19,4%».
Армяне-основатели первых в Тифлисе (Тбилиси) промышленных предприятий.
• мыловаренного завода – К. АЛИХАНОВ и И. ТАИРОВ.
• бумагопрядильной фабрики – Г. МИРЗОЕВ.
• табачной фабрики – А. ЭНФИАНДЖИАНЦ и Н. БОЗАРДЖЯНЦ.
• кожевенного завода – Г. АДЕЛЬХАНОВ (есть версия, что он и есть биологический отец Сталина).
• Первый директор Тбилисского авиационного завода – С.М. АГАДЖАНОВ.
• Один из создателей Тбилисского метрополитена, главный инженер проекта – В.К. ДАНДУРОВ.
• Один из создателей первого электровоза в Грузии, главный конструктор – Э. АМИРАГОВ.
• Создатель знаменитой чаеуборочной машины «Сакартвело» и всех ее последующих модификаций – Г.О. ОГАНЕЗОВ.
• Организатор строительства первой Тбилисской телевизионной вышки и Руставского металлургического завода – Н.П. ЯВРИЯН.
• Основоположник чугунного производства в Грузии – И.Н. МИРЗОЕВ.
• Один из основоположников грузинской гидроэнергетики, пионер электрификации Грузии – И.Н. МЕЛИК-ПАШАЕВ.
• Основоположник грузинской сейсмологии, создатель научной школы грузинских сейсмологов, первый доктор технических наук в Грузии – К.С. ЗАВРИЕВ.
• Мамасахлисов Ваган Иванович (18.12.1907 г., Тифлис - 19.07.1972 г.) - основатель грузинской школы физиков-ядерщиков. Один из основателей физического факультета ТГУ.
Разработал кластерную модель ядра.
Первый доктор технических наук в области физики в Грузии.
• Один из организаторов советского здравоохранения в Грузии – И.С. ФРАНГУЛЯН.
• Один из организаторов советского здравоохранения в Грузии – Д.А. ХУТУЛАШВИЛИ (ТЕР-ПЕТРОСЯН).
• Организатор службы скорой помощи в Тбилиси – О. А. ТЕР-ГРИГОРЯН.
• Первый в республике доктор медицинских наук по микрохирургии – И.И. КУЗАНОВ.
• Один из организаторов Грузинского научного общества отоларингологов – А.Н. ОНАНОВ.
• Составитель первой грамматики грузинского языка – З. ШАНШОВАНИ (ШАНШОЯН).
• Один из организаторов советского просвещения в Грузии – С.И. ШАВЕРДОВА.
• Организаторы первого народного детского сада в Тбилиси – С. БАБОЯН и Г. ИОНИСЯН.
• Основатель первого общеобразовательного среднего учебного заведения в Тбилиси – Н. АШТАРАКЕЦИ.
• Один из основателей первой музыкальной школы в Тбилиси – К.М. АЛИХАНОВ.
• Один из организаторов пяти народных музыкальных школ Тбилиси – Б. АМИРДЖАН.
• Основатель первой детской библиотеки Тбилиси, одна из первых переводчиков грузинской классической литературы на русский язык – С.В. АМИРАДЖЕБИ (АРГУТИНСКАЯ-ДОЛГОРУКОВА (Аргутян-Еркарабазукян)).
• Один из первых исследователей памятников грузинского искусства, автор первого систематического очерка грузинского искусства – И.А. ОРБЕЛИ.
• Автор первой работы о грузинской профессиональной музыке – В.Д. КОРГАНОВ.
• Первый в Грузии композитор, создавший произведения крупной формы для кларнета-соло (концерты в сопровождении симфонического оркестра) – Ш. ДАВИДОВ.
• Один из основоположников камерного вокального образования и исполнительства в Грузии, первая исполнительница многих грузинских камерных сочинений – М.К. КАМОЕВА.
• Основатель и первый руководитель Грузинской филармонии, один из организаторов грузинской эстрады – Т.А. ТАРУМОВ.
• Основатель Государственного ансамбля народных инструментов Грузии – Л. КАРАХАН.
• Основатель первого в Грузии ансамбля дудукистов – Х. ТАЛГАУГОВ.
• Основатель первого в Грузии детского вокально-инструментального ансамбля «Мзиури» – Рафаэл КАЗАРЯН.
• Роберт Бардзимашвили (1934 г., Тифлис - 2003 г., Тифлис) — основатель и художественный руководитель легендарного грузинского ансамбля «Орэра» (1958 по 1975 гг.), заслуженный артист Грузинской ССР, народный артист Грузии. В 1975 году организовал "ВИА-75" — группу, тяготевшую к стилям фьюжн и хард-рок. В постсоветские годы Р. Бардзимашвили руководил Тбилисской оперой, а позже работал руководителем детской музыкальной студии «Лахти» в Тбилиси.
• Один из основателей профессионального грузинского театра – Г. ТУМАНОВ.
• Основатель первого в Грузии театра юного зрителя и первого русского драматического театра – К.Я. ШАХ-АЗИЗОВ.
• Один из создателей театра марионеток в Тбилиси – В. БОЯХНЯН.
• Один из первых грузинских драматургов, первый грузинский драматург, отразивший в своих пьесах жизнь демократических слоев населения и создавший образы людей из народа – З. НАНТОНОВ.
• Один из основоположников грузинской архитектуры, воспитатель первой плеяды грузинских архитекторов и проектировщиков, один из первооткрывателей стиля модерн в Тбилиси – К.А. САРКИСЯН.
• Основоположник грузинского курортного строительства, первый проектировщик и организатор строительства чайных фабрик в Грузии, курортов Менджи и Цхалтубо, автор генеральных планов курортов Кобулети, Боржомии Бахмаро – М.В. БУЗОГЛЫ.
• Автор первых в Грузии железобетонных мостов – Н. РОТИНОВ.
• Один из основоположников кинопроизводства в Грузии, первый директор и художественный руководитель киностудии «Грузия-фильм», первооткрыватель грузинских кинозвезд – А. БЕК-НАЗАРОВ.
• Один из основателей грузинского кинематографа – Г.А. МАКАРОВ.
• Основатель первого кинотеатра г. Кутаиси – Г. ЧАРЕКОВ.
• Основательница художественной гимнастики в Грузии – С.С. ЛИСИЦИАН.
• Один из первых в Грузии капитанов дальнего плавания торгового флота и первый в республике обладатель почетной грамоты «Герой труда» – К.И. ХЕЧИНОВ.
• Первый среди военных юристов Грузии обладатель почетного звания «Заслуженный юрист Грузии» – В.А. АДЖИМАМУДОВ.
• Организатор строительства абхазского участка Закавказской железной дороги, Тбилисского аэропорта и автовокзала – А.Т. ЦАТУРОВ.
• Автор проекта и застройки уникального Пицундского курортного комплекса – А.А. МНДОЯНЦ.
• Один из организаторов Батумского мореходного училища – Э. ОГАНЕЗОВ.
• Основатель первой в Абхазии табачной фабрики – Н. БЕДРОСОВ (ПЕТРОСЯН).
• Изобретатель первой в Абхазии низальной машины табачного листа – А.П. КИРЕДЖЯН.
• Первый организатор в Абхазии разработки самшитовых, буковых и тисовых лесов с последующим экспортом их древесины за рубеж – В.С. БУЗОГЛЫ.
• Организатор культивирования чая в Аджарии – АМИРАГЯН.
• Закаре Мхаргрдзели (Аргутинские – Долгорукие-Еркарабазукян) – армяннский княжеский род в Армении и Грузии (11 – 12 вв). Закарэ при царице Тамаре был амирспасаларом – главнокомандующим объединенными войсками Восточной Армении и Грузии. В 12 веке объединил всю Грузию и часть восточных армянских земель.
• Саргис Тмогвели – родоначальник классической грузинской поэзии. Автор грузинского эпоса «Далариани» и романа «Висраини»
• «Висрамиани» – выдающееся произведение грузинской литературы XII века, повествующее о трагической любви Вис и Рамина.
• Перевод с древнегрузинского С. Иорданишвили.
• А. Гвахария и М Тодуа пишут: «Грузинский перевод – прозаический пересказ поэмы Горгани «Сказа о Вис и Рамине», появился в середине XII века, спустя лишь столетие после создания персидского оригинала. Традиция приписывает авторство «Висрамиани» политическому деятелю Саргису Тмогвели, тому самому, который упоминается в эпилоге «Витязя в барсовой(тигровой) шкуре»
• Шушаник (6 век.) – одна из главных святых Грузии. Дочь армянского полководца князя Вардана Мамиконяна.
• Георгий Саакадзе – «Великий Моурави», главнокомандующий грузинскими войсками (17 век), представитель армянского княжеского рода начиная от Исаака Комнина. Возглавлял грузинские войска при царе Луарсабе, руководил освободительной войной Грузии против Ирана. Грузинский народ обязан ему самосохранением. Во главе армянских и грузинских войск победил крымского хана.
• Давид-Бек – полководец грузинской армии при царе Вахтанге VI (12 век). Впоследствии руководил национальной борьбой армянского народа протв турок и персов. Победоносно завершил освобождение всей Восточной Армении, Арцаха, Нахичевана, Айрарата и других областей. В конце войны погиб.
• Овсеп Корганов – министр финансов и права при грузинском царе Ираклии II (18 век).
• Арабян (18 век)– первопечатник Грузии. Открыл первую печатную типографию при дворе грузинского царе Ираклии II.
• Гурген Ениколопов (Ениколопян) («Мешок языков») (18 век) – из армянского княжеского рода Мамиконян. Главный дипломат грузинского царя Ираклии II.
• Априам Ениколопов (18 век) – половник, министр внутренних дел при царе Грузии Георгии XII. Сын Гургена Ениколопова.
HAYKу Гамарджобат. Вай дод, я и не знал, что так много скрытых армян кругом! Надо это запомнить. Но ты, по-моему, несколько преувеличиваешь...
Бетти
Мадам (или мадумуазель?), Вы впадаете в другую крайность. Всех грузин скопом, у кого окончание на "швили" относите к грузинским евреям. Джугашвили (Сталин) - тоже, получается, еврей!? С этим я согласиться не могу....
Adanov-у.
Биджо, не обижайся, но Туманишвили - это Туманян, Мамулашвили - Мамулян и т.д. И большая часть грузинских фамилий оканчивающихся на - швили - это этнические армяне.
Тоже самое, но с окончанием - ич - это этнические армяне в Польше - Эминович, Лукасевич, Кавалерович и т.д.
Вот так вот дорогой друг!
И тебя с Праздниками!