Несомненно, очень красивый и зрелищный фильм, для 50-х годов и вовсе блокбастер. Операторская работа Евгения Андриканиса великолепна. Фильм сегодня ещё смотрится, хотя в нём чувствуется стилистика 50-х годов. Некоторая театральность актёрской игры, много пафоса и громкой музыки. И определённая иллюстративность драматургии, поскольку в одну серию невозможно вместить все исторические события той эпохи, а сериалов тогда ещё не снимали. К сожалению, пока нигде не удалось найти другой советско-албанский фильм "Фуртуна" на русском языке. Пару раз попадался в Интернете, но только на албанском, а русской версии нет нигде.
№13 Николай Ващилин
В этом фильме группа спортсменов /каскадёров/ подтвердила международный уровень своего мастерства. Руководил группой ,отобранной в 1939 году для съёмок в фильмах " Александр Невский" С Эйзенштейна и "Минин и Пожарский" В.Пудовкина - Глеб Рождественский , боксёр-любитель 1920 годов, окончил Государственные курсы преподавателей Всевобуча /позднее ставший ГЦОЛИФК имени Ленина/ и участвовал в съёмках многих кинофильмов / "Весёлые ребята" Г.Александрова / со своими товарищами по спорту А.Лебедевым, Б.Барнетом /боксёры/С.Герасимовым /окночил ФЭКС Г.Козинцева/, Арк. Харлампиева /боксёр и преподаватель сцен.движения/ и другими. Методика тренировок группы была универсальной /многоборье/ - драки с оружием и предметами,падения, горение. Конные трюки выполняли артисты конного цирка Осетинской АСССР Али Бека Кантемирова, заменившие кавалеристов М.Доватора ,снимавшихся в 1939 году в фильме "Александр Невский".
Судя по цирковому образованию - именно этот Виктор Лебедев был каскадёром в группе Глеба Рождественского, которую отобрали в 1939 году для участия в съёмках "Александр Невский" И "Минин и Пожарский" / убегающие поляки от русской конницы, бои на холодном оружии,падения/. Именно он участвовал в трюковых съёмках с огнём в фильме Сергея Юткевича "Великий воин Албании Скандербег", 1953 году в Каннах техническая коммиссия присудила специальный приз за трюковые и батальные съёмки.
На днях впервые посмотрела этот фильм. Несмотря на весьма давний год выпуска, фильм производит сильное впечатление! Другого Скандербега я просто не представляю - Хорава изумительно хорош!
Из книги Сергея Юткевича "Кино - это правда 24 кадра в секунду". 1974. / Фильм "Скандерберг", который я снимал в Албании, любопытен тем, что все крестьянские костюмы - абсолютно подлинные. Они не шились в наших костюмерных мастерских, их невозможно было бы там воспроизвести, так как они вытканы ручным способом. В современной Албании горцы сохранили свои наряды XV века. Поэтому правительство пошло на следующий шаг: оно объявило по всей стране, что ставится фильм о национальном герое, и просило жителей одолжить на время свои костюмы. Крестьяне дали пятьсот костюмов, в которых они сами снимались, а часть без переделок была использована для актеров. Поэтому то, что касается одежды и пейзажей (я снимал в настоящих деревнях под Шкодером, в Круе, Джирокастре и других исторических местах), все это можно считать аутентичным документом эпохи. /
Энвер Ходжа - лучший друг Сталина, далее Хрущёва et cetera, ещё далее, Мао Цзе Дуна в борьбе против советского ревизионизма. Но в 1953-м самый продвинутый (после Сталина) коммунист мира. Естественное воплощение времени - этот фильм.
P.S. Фильм, однако, очень даже очень.
В этом фильме группа спортсменов /каскадёров/ подтвердила международный уровень своего мастерства. Руководил группой ,отобранной в 1939 году для съёмок в фильмах " Александр Невский" С Эйзенштейна и "Минин и Пожарский" В.Пудовкина - Глеб Рождественский , боксёр-любитель 1920 годов, окончил Государственные курсы преподавателей Всевобуча /позднее ставший ГЦОЛИФК имени Ленина/ и участвовал в съёмках многих кинофильмов / "Весёлые ребята" Г.Александрова / со своими товарищами по спорту А.Лебедевым, Б.Барнетом /боксёры/С.Герасимовым /окночил ФЭКС Г.Козинцева/, Арк. Харлампиева /боксёр и преподаватель сцен.движения/ и другими. Методика тренировок группы была универсальной /многоборье/ - драки с оружием и предметами,падения, горение. Конные трюки выполняли артисты конного цирка Осетинской АСССР Али Бека Кантемирова, заменившие кавалеристов М.Доватора ,снимавшихся в 1939 году в фильме "Александр Невский".
Да, вот, если бы живые свидетели тех, как оказалось, интригующих даже в плане съемки событий, просветили: как же оно обстояло на деле. В официальных биографиях "мастеров сов. кино" в ту пору такие НЮ-ансы вряд ли кто раскрывал (по вполне понятным причинам)....
Я согласен с Владимиром Плотниковым насчёт съёмочной группы (сие есть факт :)).Но всё-таки версия с переходом фильма от Чиаурели к Юткевичу вполне жизненна.Применительно к "Пржевальскому" и "Отелло".Оба фильма в принципе не свойственны Юткевичу.На "Пржевальского" он попал по разнарядке кино-ЖЗЛа,дабы замаливать грехи "космополитизма"."Отелло" был снят в пику своему "злейшему другу" Орсону Уэллсу,диферамбы в адрес которого Сергея Иосифовича сильно раздражали (3 годами раньше Уэллс выпустил своего "Отелло").
И потом - заменить съёмочную группу просто.А вот убрать с картины лауреатов Сталинской премии (и просто прекрасных актёров) Хораву,Закариадзе,Анджапаридзе было труднее.А главное - зачем? Других таких всё равно было не найти.
В продолжение темы. С другой стороны, уже ДО (в "Пржевальском") и ПОСЛЕ (в "Отелло") у Сергея Юткевича во многом та же съемочная группа и композитор (Г. Свиридов - в "Пржевальском"). Да и опыт исторического кино приличный. У Михаила Чиаурели в эпопее про Георгия Саакадзе совершенно иные соавторы. Очевидно, это работа все же Юткевича и Со. Честь и хвала!
На № 3. Все-таки правитель Сербии Юрий Бранкович в ту пору изрядно лавировал и, скорее, не в угоду туркам. а руководствуясь им лично понятой пользой для своего отечества. Но, если сгладить акцент, в общем-то, не сильно погрешили против истины сценаристы. В итоге, сербские Бранковичи вскоре проиграли по всем статьям. в том числе династию и независомсть и без того уже (после Косовской битвы) полувассального королевства. А Скандербег в своей поздней принципиальности всеалбанского и даже европейского коалиционного вождя (с 40-х годов 15 века) превзошел и переиграл всех, не исключая дотоле неодолимых османов.
Насчет версии М. Кириллова о "пасе" сценария от Чиаурели Юткевичу - возможно и так. Сложно-цветистая Восточная стилистика, изысканная палитра и крутые батальные конструкции - явно не тема камерного летописца Ленинианы.
У меня создалось ощущение, что фильм собирался снимать спервоначалу Михаил Эдишерович Чиаурели. Почему? Ну для начала в ведущих ролях заняты актёры, 10 годами ранее игравшие главные роли в масштабном кинополотне Чиаурели "Георгий Саакадзе" - Акакий Хорава, Верико Анджапаридзе, Серго Закариадзе. Да и сценарий фильма сильно смахивает на "Георгия Саакадзе". Одно из двух - или Чиаурели был отстранён от работы над фильмом после смерти Вождя и Учителя, либо он сам отказался по какким-то причинам. Совершенно не похож этот фильм на фильм Юткевича. Сергей Иосифович предпочитал другие темы.