№230 Ленивая птица
Очень скучный фильм. Как они всё едут, и едут, и едут. А книга, по которой фильм, довольно насыщенная событиями. Не понятно, то ли бюджета не хватило, чтобы снять нормально, то ли ещё какая причина.
Чтоб снять нормально, нужны декорации средневекового Парижа, а где их взять?... И Киева не помешали бы, а тогда даже и Золотых Ворот не было ещё восстановленных.
Всегда было жалко Ярославну, которую выдали замуж на чужбину.
Лучшее в этом фильме- песДТня про баронЖермона. Особенно когда после 3 куплета весь караван подхватывает припев и от их адского вокала все беловежские зубры в панике разбегаются.
Очень скучный фильм. Как они всё едут, и едут, и едут. А книга, по которой фильм, довольно насыщенная событиями. Не понятно, то ли бюджета не хватило, чтобы снять нормально, то ли ещё какая причина.
Михаил Щербатов, второй историограф Российской империи. «История Российская…». Т.1. 1770 г.
Приобретённая Ярославом во многих случаях слава и союзы его с Польшею и с Богемией толь его знаема в Европе учинили, что Генрих первой, король Французской, опасаяся, чтоб союз с другими государями, по близости свойства, не осужден был от папы; а при том и слыша о красоте и достоинствах дочери Ярославовой Анны, или Агнии, стал её чрез посла своего епископа Маускаго себе в супружество требовать; может быть был к тому и самых папою побужден, желающим каким ни есть образом своих проповедников ввести в Россию. Ярослав с радостию на сие требование короля Французского согласился, и дочь свою во Францию с присланным послом отпустил, от которой трех ея сыновей и пошло многочисленное потомство, то есть, Филипп старшей наследовал отцу своему, и был королем Французским, третей же Гюгет, учинился Графом Вермандонским. Сия государыня между протчими знаками своего набожия, в знак благодарности своей Богу, даровавшему ей потомство, построила в городе Сенлисе церковь святаго Винсана, где и поныне над дверьми церьковными обретается ея статуя, держащая в руке храм, яко предлагающая его Богу. По смерти мужа своего она стала жить в сем граде, в набожии препровождая свое время, и многие писатели повествуют, якобы в нескольком времени вдовства вышла замуж за Рауля Перонскаго, графа Креспискаго и Валуаскаго и уверяют, якобы наконец она возвратилася в Россию: но по сысканной гробнице ее епископом отцом Менестге, равно ее второе супружество и возвращение в Россию опровергаются. Сия гробница была найдена в женском монастыре Валиерсе о Но?ейне (текст не пропечатан) в Шампании, состоит же из гробницы алебастровой, которой края пообломаны. Начертание сей государыни на доске изображено в короне почти таковаго виду, каковую носят ныне курфюрсты, и надгробная надпись состоит с сих словах «Hic Jacet Domina Agnes uxor quondam Henrici Regis», прочее поотломано; а на другой стороне «Eorum per misericordian Dei requiescant in pace».
Также и других двух своих дочерей Ярослав отдал в супружество за великих государей; старшую Елисавет за Гаралда наследного принца Норвежского, племянника прежде бывшего в России короля Олона, который окроме знатности своего рода и близости к престолу Норвежскому, на который он потом и взошёл, знатен был не токмо в северных, но и в полуденных странах Европы своею храбростию и знатными своими делами, и младшую Настасию за Андрея, короля Венгерского, которая там была проименована Агмундою.
М. В. Ломоносов "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого"
Знатные союзы, Ярославом утвержденные, купно с военными делами, соседам страшными, возвели Россию к великой знатности и славе. Генрик Первый, король французский, от супружества с Анною, княжною Ярославлею, родил три сына: Филиппа, Гугона и Роберта. Старший наследовал по отце королевство и произвел многое потомство. Со шведами от начала княжения Владимира Великого беспрерывный мир и во все владение Ярославле содержался, к чему брачные союзы много спомоществовали. Супружеством Ярослав сопряжен был с королевною шведскою Ингигердою, дочерью Олавовою. Елисавета, княжна Ярославля, была за братом короля Олава Святого, за Гаралдом, который ходил в Царьград прежде своего владения в службу царей греческих и приобретенное там богатство сохранял в Новегороде у Ярослава.
Ломоносов, как и Татищев не знал о дочери Ярослава Анастасии, и не упоминает её.
Пойдём в более раннюю эпоху. В 1783 – 1784 гг. издавался журнал «Собеседник любителей российского слова», где печатались «Записки о русской истории», под авторством Екатерины Второй. В самой журнале автор не указан, но позже приписано ей. Кураторами издания были сама Екатерина Вторая и Екатерина Дашкова. Нас интересует информация о дочерях Ярослава в томе 5 данного издания.
Великий князь Ярослав с великою княгинею Ингегердою или Ириною имел детей, а именно:
Княжна Елисавета Ярославна, родилась в 1032 году, супруга Гаралда короля Норвежского. Писатели сказуют, что Гаралд король Норвежский быв у великого князя Ярослава, и совокупясь законным браком с дочерью Ярослава Елисаветою, по зиме отошёл из Холмогарда, и вешним временем в Алдеигоборг, выправясь оттуда в судах около весны отплыл.
Княжна Анна Ярославна, супруга Генриха I короля французского, по сию княжну в 1051 году приезжал посол епископ Моской, и её с послом отпустили.
Княжна Настасия Ярославна, супруга Андрея короля Венгерского. Настасию прозвали Агмундою.
Карамзина можно любить, или не любить, почитать, или нещадно критиковать, но он первый дал россиянам относительно ясные сведения о всех трёх дочерях Ярослава Мудрого. И весьма толково. Выдержка из Карамзина: "Нестор совсем не упоминает о дочерях Ярославовых; но достоверные Летописцы чужестранные именуют трех: Елисавету, Анну и Анастасию, или Агмунду. Первая была супругою Гаральда, Принца Норвежского. В юности своей выехав из отечества, он служил Князю Ярославу; влюбился в прекрасную дочь его, Елисавету, и, желая быть достойным ее руки, искал великого имени в свете. Гаральд отправился в Константинополь; вступил в службу Императора Восточного; в Африке, в Сицилии побеждал неверных; ездил в Иерусалим для поклонения Святым Местам и чрез несколько лет, с богатством и славою возвратясь в Россию, женился на Елисавете, которая одна занимала его сердце и воображение среди всех блестящих подвигов геройства. Наконец он сделался Королем Норвежским.
Вторая княжна, Анна, сочеталась браком с Генриком I, Королем Французским. Папа объявил кровосмешением супружество отца его и гнал Роберта как беззаконника за то, что он женился на родственнице в четвертом колене. Генрик, будучи свойственником Государей соседственных, боялся такой же участи и в стране отдаленной искал себе знаменитой невесты. Франция, еще бедная и слабая, могла гордиться союзом с Россиею, возвеличенною завоеваниями Олега и Великих его преемников. В 1048 году - по известию древней рукописи, найденной в С. Омерской церкви - Король отправил Послом к Ярославу Епископа Шалонского, Рогера: Анна приехала с ним в Париж и соединила кровь Рюрикову с кровию Государей Французских. - По кончине Генрика I, в 1060 году, Анна, славная благочестием, удалилась в монастырь Санлизский; но чрез два года, вопреки желанию сына, вступила в новое супружество с Графом де-Крепи. Один Французский Летописец говорит, что она, потеряв второго, любезного ей супруга, возвратилась в Россию: но сие обстоятельство кажется сомнительным. Сын ее, Филипп, царствовал во Франции, имея столь великое уважение к матери, что на всех бумагах государственных Анна вместе с ним подписывала имя свое до самого 1075 года. Честолюбие, узы семейственные, привычка и Вера Католическая, ею принятая, удерживали сию Королеву во Франции.
Третья дочь Ярославова, Анастасия, вышла за Короля Венгерского, Андрея I. Вероятно, что сей брачный союз служил поводом для некоторых Россиян переселиться в Венгрию, где в разных Графствах, на левой стороне Дуная, живет доныне многочисленное их потомство, утратив чистую Веру отцев своих".
№172 Леонид Иванович
Будущий муж - король - наверняка "никто и звать его никак", хотя если бы не его выбор, так и осталась бы Киевская Русь на задворках высокого средневековья. Снова будут кусать "руку кормящую".
От этого "королевского выбора" Киевской Руси было "не жарко и не холодно". Генрих I и в истории Франции не очень заметный след оставил, а в истории Киевской Руси он "с боку припёка".
В культурном отношении тогдашняя Франция значительно уступала Византии. А вот с Византией у нас действительно были тесные отношения.
В фильме 1978 г., естетвенно, кроме использования имён нескольких живших в то время исторических деятелей, королей, конунгов и их жён, да еще Роже, хотя за Анной мог прибыть и Готье - полнейшая художественная фантазия.
№164 СанЖорыч
... Типа вы не в курсе, как уничтожаются неудобные документы. Те, которые противоречат официальной версии, которую в том числе озвучивал некто Гундяев, мол славяне были хуже дикарей. А тут такой факт не соответствующий.
Я разными глупостями не интересуюсь.
Нет такой "официальной версии", что восточные славяне во времена Ярослава Мудрого были "хуже дикарей". Кто вам такую глупость про "официальную версию" сказал? В советских школьных учебниках, - по которым училось моё поколение, - времена Ярослава Мудрого - это рассвет Киевской Руси. И никто этой "официальной версии" не отменял.
Дело не в "уничтожении неугодных документов", а в том, что огромное количество документов уничтожалось "вполне естественно". Были войны, пожары и документы сгорали.
А ещё пергамент являлся довольно дорогим многоразовым носителем информации. При нехватке пергамента старые тексты соскабливались и записывались новые тексты. Вот об этом я "в курсе", а про "неугодные документы" - это "туфта для образованщины".
№167 Шиповник
Откуда же Ладинский узнал факты для написания своего романа "Анна Ярославна-королева Франции" или фильм снят не по его книге? Помню, что в школе даже изучали про дочь Ярославу Мудрого.
Здравствуйте, Татьяна.
Книги Антонина Ладинского - это художественные книги. Автор имеет право на вымысел, особенно когда вымысел не противоречит достоверным фактам. (Коих в конкретном случае почти нет.)
Откуда же Ладинский узнал факты для написания своего романа "Анна Ярославна-королева Франции" или фильм снят не по его книге? Помню, что в школе даже изучали про дочь Ярослава Мудрого и также о том, что у Ярослава Мудрого была крупнейшая библиотека своего времени. Про библиотеку - уже изучала в вузе.
№158 Синеман (Карелия).
Зачуханную дорогой русскую принцессу принять проблем не было, а вот без положенного приданого она и с золотыми волосами никому не была нужна в королевском доме.
Звучит весомо. Но есть причина, по которой "заказчику", Генриху I, это могло быть не столь важно: кровосместительные браки. В то время уже знали, что это такое, главным судьёй был папа римский, который мог запретить конкретный брак особ королевской крови. Хотя вроде бы ещё не настала ситуация, когда все европейские монархи стали друг другу родственниками (последний такой брак произошёл в 1982 году).
«Человек со счастливым лицом идёт к своему счастью» Эпикур Самосский
Из этого кино
Опять о Ромуальде, молчаливом рыцаре: Свой подвиг ты уже совершил. 1:14.
«Ты только свистни, и я приеду тебе на помощь» обещает герой Н.Караченцова герою В. Изотова
«Уж кому-кому, а тебе-то, Господи, да стоит только свистнуть, столько парней сбежится» его же герой говорит Нине, сестре героя В. Изотова в фильме «Старший сын» , тремя годами раньше.
№ 159 Анатолий Николаевич.
Ну да, куда нам, самообразованным в калашный ряд. Но когда научнообразованный в передаче у ночного трепача и царского трубадура заявляет, что "герцог Гиз - глава Фронды", мне резануло. О Христе... Как известно - его казнил гражданский суд. И вообще, духовная власть проводила первичное следствие, как специалист в области проблем определения ереси, а затем передавала в руки светских властей. За копчение еретиков отвечала они. А фильмы - это всегда, более-менее, фантазия. Хоть прекрасный наш сериал "Графиня де Монсоро". При входе в города, у мостов, живописная природа, лужайки, ну прямь с картин французских академистов в стиле "рококо". Или "Часослова герцога Беррийского". А где колья с руками, ногами, и другими частями тел казненных. И подобных признаков средневекового города.
Я, конечно, историк по самообразованию, и фильм мне понравился. Понятно, что он наполнен псевдоисторической фантазией. Хотелось бы обратить внимание на некоторые высказывания.
"Церковь осуждала междоусобицы. Это неоспоримый факт."
Во времена Ярослава Мудрого православная церковь не имела того влияния и распространения, как мы представляем ныне. Частично в городах. В Киеве силу имела община проповедовавшая иудаизм (влияние бывшего хазарского владычества?), о чем ярко напоминают погромы 1113 года. Фрески - наследие византийского канона в живописи, а жизнь была гораздо проще в соблюдении норм ношения одежды. Захоронения - это тоже соблюдение некоторых канонов и обрядов. В современной версии границ Древней Руси жило много племен разных родовых групп, славянских, финно-угорских и др.
В Западной Европе против распрей мог выступать папа Римский, но и за этот титул постоянно происходили междоусобия. А местные епископы сами нередко занимались разбоем и грабежами. Можно привести факт предательства и продажи в руки врагов франкского короля Карла Простоватого. В те времена король мог отличаться от подданных более чистой рубахой. А так, по современных понятиям закоренелый чухонец, постоянно бродивший со своим двором по своим мизерным доменным владениям. Чуть с перегибом, но правильно показано в известной французской комедии. Зачуханную дорогой русскую принцессу принять проблем не было, а вот без положенного приданого она и с золотыми волосами никому не была нужна в королевском доме.