Может быть, кому-нибудь будет интересно, как описывает эти события маршал Советского Союза Конев Иван Степанович в своей книге "Записки командующего фронтом".
[Первый день заседания съезда >>]"В июле 1918 года в Москве открылся Пятый всероссийский съезд Советов. Я был делегирован на него. Вместе со мной на Пятый съезд был выбран еще один представитель – уездный агроном, член партии эсеров.
Мне помнится выступление на съезде одного из лидеров левых эсеров, Марии Спиридоновой. Нужно прямо сказать, оратор она была неплохой, говорила здорово. В чем только она ни обвиняла большевиков, как только ни клеймила Ленина. Вся наша фракция большевиков была возмущена ее речью. Мы шумели, не давали говорить... Я наблюдал, как держал себя Ленин. Он сидел с краю столом президиума и был совершенно спокоен. Иногда улыбался, покачивал головой, когда она бросала ему явно клеветнические обвинения. Как обычно, Ленин начал свое выступление очень спокойно и очень просто, не повышая голоса, подавшись несколько вперед Он вскрыл суть выступления Спиридоновой, опасность ее призыва продолжать войну против немцев. Это был тогда один из острейших вопросов борьбы между большевиками и левыми эсерами. Сказанное Лениным убеждало, что выступление Спиридоновой авантюристично, провокационно и что левые эсеры явно не хотят добра Советской республике, народу. Этим закончился первый день заседания съезда".
№143 Борис Морок
Но половину всех действующих лиц оставили за кадром (по политическим соображениям). Например, Троцкого, Бухарина (которому позже на процессе как раз ставили в вину сговор с эсерами при данных событиях), Карла Радека (Собельсона) и других.
Тогда бы пришлось снимать сериал. Так что тут не политические соображения, а формат кинобоевика, где нужен саспенс. Показано главное - завязка с убийством, психологическая борьба на Съезде, вооруженное выступление, кульминация, когда Ленин проверяет свой пистолет, и, наконец, развязка.
№ 143 Борис Морок. Бухарина осмелились показать в "Поимённом голосовании" - 1-й серии телефильма "Штрихи к портрету В. И. Ленина". Но фильм лежал на полке до перестройки. Ленина играл Ульянов, Бухарина Табаков. Вообще историко-революционную тему в советском кино сковывало множество гласных и негласных идеологических табу. То, что Спиридонову показали яркой и неоднозначной личностью, уже было смело по тем временам.
Фильм одномерный, плоская тень историзма.
Да, в том что показали есть доля истории, например интересно как собственно убивали Мирбаха. Это напряженный для меня был эпизод, смотрел затаив дыхание -в какой же момент он выхватит револьвер? Но половину всех действующих лиц оставили за кадром (по политическим соображениям). Например, Троцкого, Бухарина (которому позже на процессе как раз ставили в вину сговор с эсерами при данных событиях), Карла Радека (Собельсона) и других. Радеку вообще "везет" -его никогда не показывают в фильмах. Поскольку персоной он был противной, а по национальности евреем. Если его показать как он есть -скажут что фильм антисемитский. А Бухарин и Троцкий развалили бы всю черно-белость этого черно-белого фильма. Т.к. Бухарин явно не был эсером, но при этом был противником Брестского мира. Вообще по истории большая часть депутатов была против Брестского мира, и Ленин продавил его против большинства своим авторитетом, угрожая уйти в отставку.
Троцкий же сделал для подавления мятежа не меньше, чем Владимир Ильич, а из фильма вырезан вовсе.
В общем честные сценаристы поступили так: что показали -попытались показать исторически достоверно, но что не вписывалось в рамки черно-белой канвы "Ленин и хорошие люди за Брест и против Спиридоновой, за которую плохие люди" -не показали вовсе и даже намека не оставили.
Да, еще немного о достоверности -мне не понравилась как в фильме показана реакция Ленина на убийство посла Мирбаха, он там забегал и засуетился. На самом деле Владимир Ильич засуетился только из-за мятежа эсеров, а на Мирбаха было начхать и ему и самим немцам -всем было ясно, что из-за него разрывать Брестский мир не будут. Он был выгоден Германии. (А если Германии какой-то мир не выгоден, то она сама разорвет любой договор и без провокаций! см. 22 июня 1941 года)
№59 руфь
Замечательный фильм. Почему о Марии Спиридоновой не снимут отдельный фильм? Такая интересная личность заслуживает этого. Демидова играет мощно. А вот кто из современных актрис мог бы так сыграть Спиридонову? Не представляю. И Блюмкин не менее интересен. Всё-таки Шалевич не так убедителен в этой роли. И староват,что-ли. Но фильм замечательный. Для меня остается загадкой, почему эсеры потерпели полный крах? Может, потому что были слишком фанатичны. А политика цинизм и расчёт.
Спиридонову играли такие гиганты, как Демидова и Славина. Современные актрисы это про деньги, а не про идеи и искусство.
Фильм замечательный, Демидова (Спиридонова) - вообще великолепна, и др. тож, но имхо ужасный постер на странице. Какая-то непонятная абстракция с Лениным. Неужели нельзя заменить постер?
№134 Турандот из страны Оз
Короче, я бы предпочла обсудить Спиридонову, Ленина и прочих действующих лиц данной ленты.
Ну, Алла Демидова в роли Спиридоновой, похоже, стала учебником для другой фигуры - Юлии Тимошенко. Так что фильм весьма актуален в наше время, его есть смысл изучать политикам.
И да - Ленин, передергивающий затвор пистолета, весьма впечатляет.
"...Тело графа Мирбаха перевезли в Германию и захоронили на фамильном кладбище. На сайте семьи Мирбахов в интернете убитый посол представлен как выдающийся представитель рода. Кроме него, графиня Майми фон Мирбах, которая во времена нацистской диктатуры с риском для жизни спасала евреев (в 1982 году ее чествовали в Израиле как праведницу), и барон Андреас фон Мирбах, офицер и дипломат. Он был военным атташе посольства ФРГ в Стокгольме, которое в апреле 1975 года захватили террористы "Фракции Красной Армии". Когда одно из их требований не было выполнено, они застрелили Андреаса фон Мирбаха. Так он повторил трагическую судьбу первого немецкого посла в Советской России..."
№119
Не повезло и Мирбаху. В фильме он, кстати, чересчур староват, на самом деле ему было 47 лет. А не повезло вот в чём. Если разобраться, то ведь он же герой. Погиб на боевом посту, защищая интересы фатерланда. А в современной Германии он даром никому не нужен. Забыт и не востребован. И удивительно, что в годы перестройки никому из правящих либерастов не пришло в голову поставить в Москве памятник Мирбаху, или переименовать улицу Веснина в улицу графа Мирбаха. В Сети даже невозможно докопаться, где же могилка бедного графа. Неужели в Москве, на Немецком кладбище? Умора…
Сильное кино, которое хочется смотреть и пересматривать. Страстное выступление Спиридоновой в начале ленты и последующее выступление Ленина задают высокий тон психо-эмоционального напряжения всей картины. Спиридонова своей зажигательной речью взывает к чувствам слушателей (и зрителей), Ленин – к их разуму. Спиридонова – огонь, воспламеняющий сердца, Ленин – отрезвляющий холодный душ. И снова на повестке дня Украина – вечная головная боль России. Как говорится, никогда такого не было, и вот опять! Левые эсеры показаны, как идеалисты революции (святее папы римского, в смысле левее самих большевиков), большевики, как прагматики. Но поражение эсеры терпят не только из-за чрезмерного собственного идеализма, но и из-за отсутствия чёткого плана восстания. Они действуют в основном по наитию или по обстоятельствам и больше от обороны, да и сама цель мятежа размыта. Да-да, пресловутое “Жорес Прошьян не учёл, Герцен Блюмкин не сумел, Толстой Александрович не допонял”. Складывается впечатление, что эсеры считали, будто достаточно пустить пал (убить Мирбаха), и “пусть всё течёт само собой, а там увидим, что случится”.
Шикарный фильм, нестареющий. Вообще, фильмы про перевороты, удавшиеся и неудавшиеся - это, по моему, особый жанр. Какая-то мелочь, и история пошла бы иначе. Где-то читал, что это единственный фильм, где Ленин вооружён пистолетом. Эпизод, действительно яркий.