Так в этом всё и дело. Соединить основательность и житейский опыт Силантия Ряшкина с молодой энергией и техническими знаниями Фёдора Соловейкова – да эта фермерская семья могла бы накормить пол-области. Безо всяких колхозов, комсомольских организаций и Львов Захаровичей.
И в фильме есть намёк на это. Вспомните сцену косьбы. Как споро и слаженно, от души работают тесть и зять. Пожалуй, лучшая сцена фильма.
Но не дано было в то время развернуться и пойти вширь. Как раз тогда, в середине 50-х, проскочили развилку, когда ещё было возможно взять курс на параллельное с колхозами развитие семейных хозяйств. Но все ресурсы бросили на освоение целины.
А слово «единоличник» ещё долго оставалось ругательным. В этом и трагедия русской деревни.
Да ведь деньги от этой продажи шли не на расширение, а в сундук.
Колхозу он помогать бы не стал ни за какие посулы, а самому развернуться в то время ему бы и вовсе не дали. Может потому и глядел волком, что выхода его деятельности не было. А вообще он ничем не особенный, такие были и будут - смесь Плюшкина с Собакевичем.
Мономах (205), не совсем так. Чтобы быть фермером в современных условиях, надо немножко расширять свой горизонт. А у Ряшкиных он закостенел в границах подворья. Вряд ли они "замахнутся" на покупку трактора или на получение кредита для расширения хозяйства. Да колхозы себя не оправдали.
Предпринимательская жилка безусловно должна быть, но скопидомство не поможет разбогатеть. Если конечно говорить конкретно о Ряшкиных. Ведь у них вся жизнь была направлена "внутрь" себя. Максимум Силантий делал сани на продажу. Да ведь деньги от этой продажи шли не на расширение, а в сундук.
Вот тут-то им зять и мог пригодиться, да у него мозги были черезчур в другую сторону.
Так фильм этот, Мономах, не только о конфликте Варвары и Ряшкиных, а и том, что нельзя подчинять себя накопительству, озлобливаться, превращаться в нелюдимов ради сундуков с давно вышедшим из моды залежалым добром.
А сейчас нет у нас колхозов, деревни вымирают, на бывших колхозных полях лебеда да бурьян. Фермеров не так уж и много. не каждый согласится на тяжелую, грязную работу. И всю нашу огромную страну продовольствием они не обеспечат.
Конфликт между Ряшкиными и председательшей Варварой рассудила сама жизнь. Колхозы накрылись. Вся надежда на фермеров-единоличников, то есть на Ряшкиных. А то, что они у многих вызывают эстетическое неприятие, так всё относительно. Мне они тоже не близки, но я хорошо помню, с каким недоумением и насмешкой в деревнях смотрели на городских дамочек в брюках и с макияжем.
А какая там особая злоба? Силантий просто по жизни угрюмый, а жена с годами стала на него похожа, если была другой. Скопидом и колхоз не любит, отсюда - "Ломи на них задаром, они это любят", но это не злоба, обычное отношение согласно его характера. Козу загубили, так я уже писал, что Фёдор и сам бы её отходил. Рога бы не связывал, но спину бы отбил. Нормальные люди, такие же как вокруг, со своими характерами.
Саша, никто не живет сладко и гладко. Ненавидьте все вокруг ,но они и дома друг с другом угрюмые. Один мой близкий человек отсидел как враг народа 12 лет. Ни капли злобы в нем не было.
Александр, я Тендрякова для себя открыла через этот фильм! Захотела прочесть литературную основу. И пропала! Такими простыми и точными словами описать такие сложные и иногда чудовищные вещи! И ведь, как из песни, слов не выкинешь!
"Пара гнедых", вот где видно, как вдруг у соседа разгораются глаза на твое добро! Его военные повести для меня сродни откровенным дневникам солдата. Ничего лишнего, никакого показного героизма.
А "Параня" для меня просто символ того чудовищного страха, который съел людские души во времена репрессий.
А в эпизоде, когда она вмешалась в выяснение отношений дочери с зятем? Это же она просто разожгла истерику! Этот ее противный крик (Сила-а-ан! Сила-а-ан! Ведь дочку твою убивают!). Просто на ровном месте! Даже Силантий понял, что это уже перебор
Кстати, при этом эпизоде мне всегда вспоминается "Старый новый год", эпизод ночью на кухне, такая же тёща с тестем, похожая ситуация. Только Пётр не Фёдор:-)
Александр, да, видно эпизод с зайчонком не вписывался в режиссерское видение характеров.
А в эпизоде с козой видно, что Стеша интуитивно понимает излишнюю жестокость и чрезмерную злобность матери и отца, однако она послушная дочь своих родителей. Если останется с ними, будет такой же.
Здесь нельзя не отметить просто великолепную игру Александры Денисовой и Николая Сергеева, которые играли родителей.
Это просто фантастическое, тонкое прорисовывание характеров. Крупным планом! Когда мамаша козе рога вязала- просто инфернальное зло в ее глазах горело! А в эпизоде, когда она вмешалась в выяснение отношений дочери с зятем? Это же она просто разожгла истерику! Этот ее противный крик (Сила-а-ан! Сила-а-ан! Ведь дочку твою убивают!). Просто на ровном месте! Даже Силантий понял, что это уже перебор.
Фантастическая работа!
Они "середняками" числились (по повести), а сколько страху могли натерпеться? Как говорил профессор из "Гаража" - "но напугали на всю жизнь". А ты думаешь в тех, кого всё же сослали меньше злобы было?.