№141 rochester2
Здравствуйте, Rochester!
Люблю Окуджаву. В столе его диск лежит...
.
Мне тоже он нравится. И пластинки его есть и на концерте его была.
Но я не могу знать, пели ли Окуджаву дома под гитару в конце 50-х, во время действия фильма ?
Как я себе представляю, молодежь распевала его песни значительно позже, такие как " Мама, я дежурный по апрелю", "Она по проволке ходила" :) А позже появился диск с такими песнями , как "Виноградную косточку" ... или Моцарт..
С временными датами в картине вообще большая «непонятка», здесь об этом много и обстоятельно писали, скажу только об одном временнОм ляпе. Нину Георгиевну, которой – если немного прикинуть и сопоставить даты – хорошо за 40 или даже больше, играет М. Неелова, которая на момент съемок была женой режиссера
А. Васильева и которой было около 30.
Неожиданно М. Неелова в этом фильме понравилась. Не потому, что она хуже выглядела в других фильмах и в схожих ролях, нет, просто там контакт зритель – актриса не сложился, а в «Фотографиях на стене» он возник и сразу. Так бывает, и не всегда этому можно найти логическое объяснение.
Неелова играет прекрасно. Замечательна сцена ее первой встречи с Сергеем. Мимикой актриса выразила огромную палитру чувств, еще не очень зрителю понятных. И я несколько раз пересматривала этот эпизод, просто изучая мастерство Нееловой.)
Но все-таки в этой картине я не почувствовала того, что называют духом времени. Не только возраст Нины Георгиевны вызывает вопросы. Но и сам психотип образа, созданного Нееловой из другой, более поздней эпохи.
Понравилась М. Неелова как актриса, а вот ее героиня – не всегда. Но это уже издержки сценария, я думаю.
Вероятно. Странно, ведь сценарий писал сам автор, Анатолий Алексин. В рассказе Нина Горгиевна мне представлялась иной.
С одной стороны показано взросление Сергея, то, что он начинает жить не только для себя, но и для другого человека, готов прийти на помощь этому человеку, он почувствовал себя в некотором роде ответственным за эту, еще совсем недавно незнакомую ему женщину. И песня Окуджавы как символ надежды - шарик рано или поздно прилетит к тебе.
Алексин : "Из моей жизни ушла беспечность. Я был уже не таким счастливым, как раньше"[/i], в фильме Эта мысль автора в картине передана очень тонко.
А вот с другой ….
Я считаю, что не должен сын-подросток вмешиваться, даже хотя бы постфактум, в личную жизнь своего отца, в его отношения с бывшей женой. Во-первых, потому что, это, на мой взгляд, крайне неэтично, а во-вторых, потому что еще и бессмысленно – Сергей не знает, как складывалась совместная жизнь отца и Нины Георгиевны, почему они отдалились друг от друга, как могла сложиться их дальнейшая жизнь, если бы не письмо Алабина и проч. и проч.
Кстати, поступок Алабина – мягко говоря, не мужской, а грубо говоря – подлость по отношению к Евдокимову-старшему, подлость из категории «благих намерений».
Я очень даже согласна с вами: вмешательство ребенка в жизнь отца чревато по своим последствиям. А также недопустимо вмешательство извне в отношения отца и сына. Их доверительные отношения - важный старт в жизни сына. Вообще во всей этой истории много спорного. Жизнь так устроена, что скелеты в шкафу родителей - явление не редкое и скверно, когда дети обнаруживают эти скелеты. Все же лучше, когда ребенок учится сочувствию к другим и приобретает нравственный опыт не в таких травмирующих душу ситуациях. Интересно и даже странно, зачем Алексин раскрутил тему взросления и нравственного совершенствования человека таким образом.
Но А. Алексин – который, кстати, был сценаристом фильма - насколько я понял, хотя, конечно, могу и ошибиться, придерживался иной точки зрения, поэтому мы и видим дурацкую беготню с семейным фотоальбомом, провокационные вопросы Сергея и столь же провокационные ответы Нины Георгиевны, как и ее, не всегда нужные откровения о жизни с отцом, совершенно излишний, имхо, эпизод с появлением Нины Георгиевны дома у Евдокимовых, от которого веет таким уж мелодраматизьмом …..и назойливые приставания Сергея к Шурке – почему Нина Георгиевна разошлась со своим мужем; кстати, в этой сцене именно Шурка ведет себя по-мужски и выглядит старше и по-житейски умнее Сергея.
Кстати, в рассказе и не было эпизода появления Нины Георгиевны в доме Емельяновых.
И в соответствии с концепцией авторов фильма при последней встрече с Ниной Георгиевной Сергей заявляет, что он уже во всем разобрался – но не рано ли ? - и отказывается от поездки – демонстративный жест неприятия по отношению к отцу, нежелание принять этот подарок из его рук.
Я бы все-таки предпочел, чтобы отношения между Сергеем – пусть и повзрослевшим – и Ниной Георгиевной оставались в фильме в тех рамках, которые существуют в повести А. Алексина.
Да, я бы тоже предпочла это. И еще хотелось бы, чтобы его отношения с отцом, когда он станет взрослым, не разрушились.
Но, тем не менее, фильм кончается на оптимистичной ноте – Сергей с Тосей, счастливые, бегут под дождем. Всё у них будет хорошо. Будем надеяться.
Да))
№ 134 perfect sense (санкт-петербург, москва)
Между прочим...
Падение, если оно состоится, всегда оказывается предосудительным. А вот пошлым, увы, не всегда.
Образ Нины Георгиевны Неёлова выстроила так, что там не поймешь, где кончается чистота, самоотверженность — и начинается чувственность.
Серёжу эта женщина пока что оберегает от своего собственного темперамента. Но СЛИШКОМ НАДОЛГО её выдержки может не хватить.
Да, у Нееловой есть такое индивидуальное свойство быть в образе несколько истеричной, рефлексирующей, очень чувственной. И здесь вижу несоответствие литературному образу. В рассказе Алексина Нина Георгиевна была другой женщиной. Светлой, сильной и беспомощной одновременно, не допустившей и мыслей подобных.