Да я думаю вполне возможно, что через некоторое время найдется кто-то, кто и гадость о Мане скажет. Наголо брить не станут, конечно, чай не во Франции да и у нее другой случай. Но деревня большая, народу много. Если бы план удался, то те, чьих близких спасли бы, вероятно, были бы Мане благодарны, но на каждый роток не накинешь платок. Кто-нибудь нашелся бы, кто сказал бы "все, что думает". Особенно если бы у Мани курица в чужой огород забежала или ее сын с соседским подрался. Думаю, нашлись бы те, кто и "аргумент"с Макшиным умудрился бы вытащить на свет. Но ведь там достаточно и тех, кто (надеюсь) смог бы заткнуть рты таким "хулителям".
Ну вот и прочитала я комментарии, оставленные ранее. Только многих интересует вопрос поведения Захара и его реакции. Его-то реакция меня как раз и не удивляет - типичная реакция собственника, даже если Маня сама решила не уводить Захара из семьи. А вот не попадутся ли впоследствии черноротые односельчане (а особенно односельчанки), вздумавшие попрекать, да ещё и толком не разобравшись в ситуации? В послевоенной Франции, к примеру, сожительствующих с немцами брили наголо. Тут же случай иной, Макашин был своим, но предателем, к тому же людская молва извратить может что угодно.
А по поводу того, что Матвеев слишком стар и грузен для героя-любовника и не смотрится с молодой и красивой Ольгой Остроумовой... Когда похожий сюжет появляется в других фильмах - и у меня напрашивается подобный вопрос. Староватый мужчина и молодая женщина - классика жанра, казалось бы. Вопрос в том - а есть ли любовь? Если нет - то подобная разница в возрасте - пошлость и более чем прозрачно обозначенные причины такой связи. Но если в дело вступает любовь... То поверьте, молодые женщины любят и старых, и грузных, и не богатырского здоровья.
Для меня этот фильм на одной волне с "Вечным зовом". Сильный, душевный фильм, посмотрев который понимаешь и взаимоотношения простых людей, и их отношение к войне. Фильм смотрится на одном дыхании, но один поворот сюжета меня заинтересовал особо (может, кто-то уже писал об этом, а отзывы я ещё не читала) - когда немцы запланировали сожжение жителей в сарае, местные женщины обратились к Мане с просьбой повлиять на Фёдора. Интересно, как бы они относились к ней после, даже если бы план удался и Маня смогла бы уговорить Фёдора помочь? Не называли бы её за глаза и в глаза по-всякому в случае размолвок? В деревне и так вся жизнь на виду, а тут такое.
№50 Борис Нежданов
...И Матвеев в этой роли мне не очень нравится. Староват и грузноват для роли Захара, и довольно однообразен по игре...
Верно! У меня аналогичное восприятие. Такое мнение сложилось почти сразу при первом же просмотре фильма еще в начале 1980-х.
Матвеев в этой роли, как и в следующих после этой, ужасно пафосный, недопустимо. Такая игра портит всю ткань фильма. И это при том, что все практически остальные артисты сыграли отлично.
Будучи режиссером фильма, Матвеев задал общий тон пафосности, которая во многих местах фильм просто портит.
Удивительно и то, что это тот Матвеев, что играл в "Поднятой целине" и создал потрясающий образ Макара Нагульнова, что играл в незабываемом фильме "Дом, в котором я живу", Матвеев который создал образ князя Нехлюдова...
Не дошла у меня очередь до прочтения романа, а фильм люблю. Люблю за пафосность, колоритность образов, гражданское мужество его героев.
Борис, ну а комсомолка, пытавшаяся спасти знамя, в романе есть? Запоминающийся образ. Вряд ли когда-нибудь, как Юрик, задавалась она вопросом - "а смогла ли я?" А вот смогла, решилась. Впрочем "решилась" здесь не совсем подходит. Не смогла видеть такое и ощущать свою беспомощность... Вот такая, трагически несостоятельная форма протеста.
Меня тоже всегда неприятно удивляли всякие отступления от первоисточника. В таком случае правильнее было бы написать, что фильм снят не по роману, а по его мотивам. Хотелось бы знать, а как переделкам, перепевкам, корректировкам относятся авторы произведений, стихотворцы? Ведь подобную творческую вольность позволяют себе часто и в сценическом искусстве и на эстраде. Вот мне, к примеру нравится песня "Прощание". Мария Пахоменко, на мой взгляд, исполняет её лучше, чем Н. Исакова. В её исполнении нет уже той былой напевности, она у неё звучит, как маршевая песня, как набат, но зато нет целого куплета. Забыла пропеть(?) А ведь поэт над ним работал. Искал выразительные средства, подгонял слова под рифму и размер, а артист на сцене схалтурил, решил, что он не нужен. И таких примеров очень много.
По поводу несоответствия Е. Матвеева роли любовника полностью согласен. Не убедительно он смотрится рядом с молодой О.Остроумовой. В молодости, именно по этой причине я фильм недооценил.
Все споры вокруг поведения Захара, по-моему, происходят из-за сильных переделок сюжета при экранизации, отчего нередко нарушается логика характеров. По роману Захар вообще не в родных местах партизанил, а в Словакии после побега из плена, и Федора Макашина не убивал. И Матвеев в этой роли мне не очень нравится. Староват и грузноват для роли Захара, и довольно однообразен по игре.
№48 Ленхен
Хочется думать, что его злость и грубость были чисто эмоциональной реакцией на конкретную ситуацию. Не ожидал увидеть того, что увидел да еще с учетом, что шел к связной.
Реакция на то, что он увидел в доме была понятной. От такого, даже логику самого хладнокровного мужчины могут парализовать эмоции. Этот сюжет уже поинтереснее того, что на полотне у Ильи Ефимовича. Но почему в лесу вёл себя, как кретин? Уже эмоции должны были высвободить рассудок. Казалось бы проспался, остыл... Вся эта злоба его - от непонимания. Чем больше человек способен понять, тем меньше в душе его остаётся места для злобы. А Захар мыслил по-мужски, грубо, потому и терзали его душу смутные сомнения.
Эх, Маня! Непрактичной она оказалась женщиной. Надо было ей справкой запастись за подписями односельчан, как директорше рынка из кооператива, да печать в сельсовете поставить, что не по своей воле, а по настоянию, была положена под Федьку. А самое главное, это аппарат надо было ей приобрести, который фиксирует эмоции, и подключить его к себе. И чтобы аппарат тот зафиксировал всё. А вдруг положительные эмоции выявит?! А впрочем, пусть Захар сердится. Хватит уже между обеими болтаться. Пусть отправляется в лес, а оттуда - домой к Фросе.
Ну если говорить о фильме, то Захар ведь только появился в партизанском отряде. Макашина раскулачили давно, Захар давно его не видел. Знал, вероятно, что Федор к Мане "клинья подбивал", но это мог считать делами "давно минувших дней". О том, что люди арестованы, что Маню все село просило "поговорить" с Федором тоже не знал. Хочется думать, что его злость и грубость были чисто эмоциональной реакцией на конкретную ситуацию. Не ожидал увидеть того, что увидел да еще с учетом, что шел к связной. Может догадывался, что неспроста Маня в постели с Федором оказалась, но "сложить два и два" и понять, что у нее реально выбора не было, для этого время некоторым нужно. И холодная голова. И информации побольше.Одно дело оценивать происходящее, когда смотришь на экран, а совсем другое, когда многих вещей не знаешь. да и сам внутри ситуации находишься. Это я так, вяло пытаюсь пусть не оправдать Захара, но найти мало-мальски разумные объяснения его поведению. Хотя смотреть на то, как он обошелся с Маней все равно противно. Ну может быть потом осознает и попросит прощения. Я так хочу. Другое дело, что забыть не сможет. Но это и не требуется. он же все равно с Ефросиньей должен остаться. На книгу ссылаться не буду, сценарий основательно переделан.
Ну вот! Я ухожу на безлюдные ветки, чтоб женщин не раздражать, а они мне там, оказывается ещё и комплименты делают. Спасибо! Но только вы уж, Света к Захару слишком строги. Вам, женщинам, дай волю так вы бы его били, и не только по морде. Да и не "морда" он вовсе. А как сказал бы господин Мерз(л)яев Насте Бубенцовой - защитник Отечества. А разве можно так с защитниками Отечества? Да ещё в военное время! Ану как немцы с фланга попрут, а свои же бабы на собственных мужиков начнут с тыла нападать с полотенцами, скалками да сковородками, за то, что плохо воюют?! Да по мордасам их станут лупить и прочим больным местам! Нельзя так, девочки! Вы что?
Раз упал Захар, поднялся, и снова - в атаку, раз сражается, как заколдованный, в одиночку, значит - орёл. За родной колхоз душой болеет, детей не бросил. Да что я вам объясняю? Вы же сами знаете. Безобразно, гадко он поступил с Маней, но нельзя умалять при этом и его заслуг, иначе это будет несправедливо. Тем более, что образ Захара настолько положительный, что некоторые на форуме, как видите, даже усомнились в его жизненности. Давайте понимать всё, как говорит Ленхен - повествование подошло к концу, пора было как-то развязывать и любовный узел не оставлять же всё как прежде. Вот Пётр Проскурин его и развязал, да так, что конец смотреть не хочется.
№44 Зока
Юрий Блинов, я бы отнесла этот вопрос к загадкам мужской души. Я думаю, тут никакой логикой не обьяснишь, только могу- не могу.
Загадкой он может быть если пытаться понять его исходя из своей, женской природы. Мужчинам логика и мотивация его поступка понятна. Это я так, на безлюдье в риторике упражнялся. Сам себе вопросы задавал. Ответы на них есть, хотите,- могу дать, только вы меня потом с Захаром не перепутайте.
А мне очень часто интересен Юрий Блинов именно в теме отношений женщина-мужчина. Рассуждает он очень интересно, не тупо-прямо, хорошо-плохо, есть в его словах очень часто здравая мысль между этих двух понятий. Как сейчас, например. Ведь прав он на 100%. Эгоистом оказался Макар, тронули чужими руками принадлежавшее ему. А Мане надо было в атаку на него - где были раньше? что я вынуждена была это сделать для спасения детей? воевать-то умеете или только по лесам бегать? И полотенцем его по шапке (а можно и не по шапке). Ведь она действительно совершила подвиг, другого слова тут нет. Правильно Юрий написал - бросила свою жизнь ему под ноги, обволокла преданностью, привык- залоснился, вот и голос у него прорезался. Ему бы ее поддержать, поблагодарить за спасенные жизни, а он... Хороший Макар мужик, но не орел... Совсем не орел... Жаль, прокрутить ситуацию назад нельзя и предложить Макару - ну что, Макар, выбирай - или жизни детей, или Маню на распятье кидаем? Выбрал бы сам второй вариант. А тут хорошо шашкой махать и быть беленьким... Чего-то "разонравливается" он мне совсем. Силен Юрий Блинов!
Вот редко я соглашаюсь с Юрием Блиновым, но когда прочитала пост № 43, то даже решила пересмотреть фильм. Просто видела его очень-очень давно, еще девочкой-подростком. И уже тогда удивил странный конец. Странный из-за поведения Захара. Я тоже не могла понять, за что он так с Маней. Позже даже пересматривать фильм не хотелось. А тут взялась. Сильный фильм. В очередной раз повторяешь : "Да, умели тогда снимать". И злоба на Маню оказывается не меня одну поразила. Возможно таким образом пытались "закрепить" Захара в семье окончательно. И все же (надеюсь) в партизанском отряде все равно тема возможного сожжения людей еще будет подниматься, кто-нибудь да расскажет Захару, что Маню всем миром просили хоть попытаться что-то сделать для спасения детей. К сожалению, в ее случае способ был только один. Может Захар еще прощения будет у нее просить. Но останется в семье. Хотя Маня после рождения сына сама не захотела уводить отца от детей.
Непонятный поворот произошёл в судьбе Захара и Мани Поливановой. За что он с ней так? За то, что с девичества безраздельно и безрассудно она принадлежала ему - женатому? За то, что предана была, как собака? За то, что переступила через пересуды, насмешки, девичью гордость? За то, что презрев все условности посвятила ему свою молодость? За то, что ради него отказалась от семейного счастья? За то, что сына ему родила? Странным предстал пред нами Захар в конце. Откуда такая злоба? Чем вызвана? Посягательством на его собственность? Ревностью к молодому и красивому сопернику? Так он же не соперник. Кому как ни ему знать, что любит она его - Захара. К тому же виновника и свидетеля её "грехопадения" он сам покарал собственной рукой. Нет его. А раз нет - забудь! Дорогой ценой Федька заплатил за Манину "любовь." Что же Захару ещё от неё надо? Ведь она же ему всё прощала, всё терпела. Какой на ней грех? Это же подвиг! Мане памятник надо поставить в Густище за сотрудничество с партизанами и за то, что бросила себя, как подстилку, Федьке Макашину во спасение жизни детей. Какое моральное право имел Захар осуждать её за это?
№15 Юрик
Очень сильный фильм! Преклоняюсь перед мастерством Евгения Матвеева и еще больше- перед мужеством наших отцов и дедов! Я всегда когда смотрю фильмы о войне, думаю- а я смог бы так? Смог ли я забыть о собственной жизни, если надо было бы ею пожертвовать? И мне всегда было страшно, что я не могу ответить... А вот смотрю фильм, вижу, как наши партизаны спешат на помощь людям, закрытым в подожженном доме- и знаю, и чувствую- я тоже бегу, тоже боюсь опоздать хотя бы на секунду, и мне все равно, убьют меня или нет... И я плачу со всеми теми, кому удалось спастись...
А какие песни? Анна Герман- это чудо! Не знаю, может я
слишком сентиментален, но когда звучит песня "Мы память, мы нежность" во время расстрела Кати, у меня вырывается сердце.
Лучше плакать чем смеяться, помнится были в кинозале и такие. Если вас глубоко трогают песни и патриотические фильмы, если душа устремляется к горящему дому, если мысленно бежите туда вместе со всеми, значит не зря живёте на российской земле. Думаю, что в мирное время злости вам не хватает, нет перед вами врага, ненависти к нему, потому и сомневаетесь.
Сегодня часто приходится слышать от снобов, увешанных золотыми цепями, уничижительное определение - "простой советский человек". Простыми люди стали сегодня. Простые те, кто живёт лишь для того, чтобы как можно больше сникерсов нажраться, да плотских радостей получить. Советские люди той поры были великими. И этих бескорыстных и "блаженных" нехристей со святыми порывами, согревали: ни вера в загробную жизнь, ни ожидание воздаяния за праведность, а вера в самих себя, стало быть - в ПОБЕДУ. В испытаниях их души становились ещё чище и возвышенней. А их поступки измерялись по самой высокой шкале гражданственности. Те, кто бежали с автоматом к горящему дому, кто стоял насмерть под Москвой, кто возил хлеб вымирающему Ленинграду по тонкому льду Ладоги знали зачем жили и умирали. А знают ли, зачем - сегодня? 40-е годы были пиком нравственного расцвета личностей. Не было таких людей нигде прежде, и не будет больше. Миру были явлены беспрецедентные образцы нравственных безбожников. Когда Гитлеру сообщили о том, что 99% девушек увезённых в Германию девственны, он воспринял это, как угрозу интересам Германии. Он понимал, что нравственный народ победить ему вряд ли удастся.
№18 Камо
не было никогда таких "рисованых коммунистов ни в кино не в жизни" какого он сыграл..
Ну почему же? Были. Те, кто не отвечал ни требованиям устава Партии, ни определению этого слова, ни кодексу строителя коммунизма, те и были нарисованными. Перед погибелью страны таких развелось очень много.