В фильме интересный сюжет и хорошо выделены несправедливость немецкой агрессии, стремление советского народа выжить и не подчиниться, личные трудности людей, волей-неволей вовлеченных в политические дела. Но слишком черно-белая психологическая раскраска: советские военнослужащие и партизаны, кроме некоторых, появляющихся лишь в эпизодах, как на подбор сплошь доблестные и порядочные, а оккупанты и полицаи - сплошь морально опустившиеся, грубые и невежественные типы вплоть до того, что иногда кажется, будто и та, и другая сторона состоит из совершенно одинаковых даже на лицо людей. Ну, не бывает такого, и это было очевидно во все времена. Кроме того, много исторических неточностей. Например, русский не мог занимать должность начальника полиции, а автоматы были не слишком распространены на вооружении у немецкой пехоты (это было больше оружие десантников и танкистов). Этот фильм полезно смотреть детям 10 - 14 лет: до них он как раз доходчиво и без чрезмерной психологической нагрузки доводит суть того, что такое война и оккупация. Разумеется, с комментариями взрослых. Собственно, мне он как раз очень нравился в детстве. С возрастом, когда уже начинаешь понимать, что не все в жизни так однозначно и просто, интерес к нему уменьшился.
№ 69 нвч по-прежнему (красноярск). Насчёт "Дом, в котором я живу" согласен, а Нехлюдов мне не нравится именно как персонаж, не как исполнитель. Испортил жизнь Катюше, а теперь пытается задним числом грехи молодости замолить. И роман "Воскресение" тоже не люблю как слишком прямолинейный и морализаторский. В "Почтовом романе" Ковшов был ролью второго плана, и у него не было любовной линии.
№61 Борис Нежданов
№ 60 sunflower. Самый лучший фильм о любви, где сыграл Матвеев - это "Родная кровь", поставленный Михаилом Ершовым.
Можно назвать еще"Почтовый роман", поставленный Матвеевым. Хотя он сам и не играл роль Шмидта, но озвучивал Александра Парру. Ни в роли Дерюгина в "Судьбе", ни в роли Шаповалова в "Высоком звании" он не очень меня впечатляет именно как герой-любовник. Самые лучшие роли Матвеева - это Нагульнов ("Поднятая целина"), Федотов ("Родная кровь"), полковник Павловский ("Крах").
А как же Нехлюдов в фильме "Воскресение" и Костя в "Дом, в котором я живу"? По-моему, эти роли сыграны блестяще. В фильме "Почтовый роман" Матвеев играет чекиста Ковшова.
№54 Nadejda
.. - когда немцы запланировали сожжение жителей в сарае, местные женщины обратились к Мане с просьбой повлиять на Фёдора. Интересно, как бы они относились к ней после, даже если бы план удался и Маня смогла бы уговорить Фёдора помочь? Не называли бы её за глаза и в глаза по-всякому в случае размолвок? В деревне и так вся жизнь на виду, а тут такое.
Конечно бы называли и вспоминали, но не то что Маня спасла, а как спасла. Вон любимый и любящий Захар (Е.Матвеев) и то как зол на Маню, когда ведет их с сыном к партизанам. А Маня в чем виновата, Фёдор взял ее силой. Мне этот его настрой непонятен, чем виновна Маня, как могла, помогала партизанам, а он ее виноватой сделал. Мне Захар не симпатичен - честно сказать, больше о себе думает.
Да и как бы смог Федор отменить решение немцев - это тоже вопрос? Будут они его слушать, у них столько людей погибло, месть их гложет.
Как-то осталось за кадром - один Захар спасся тогда из плена - дошел до наших?
И еще.., зачем Катя звонит Тихону, когда они попали в окружение, ну что он мог сделать?! Вот попасть в лапы немцам, погибнуть - могли.
В апреле 2016 года Всеволод Шиловский в интервью журналу "Караван историй" рассказывал о своём участии в съёмках фильма "Судьба":
Встретились, когда Матвеев начал снимать «Судьбу». Спросил меня:
— Ты по-немецки говоришь?
— Нет!
— Учи, мне нужен твой шарм.
Ради дяди Жени я готов был на все. Брал уроки у преподавателя, которая вела телепрограммы на немецком языке, шедшие на Запад, она вымуштровала меня так, что даже переозвучивать не пришлось. А играл я немецкого оккупанта, которого Остроумова с Кириенко спаивают вместе с другими и, когда мы засыпаем, поджигают дом. Танцевал с Олькой, хватал ее за задницу. (Как же сам Матвеев симпатизировал Остроумовой, как пытался за ней ухаживать, но...) И вот настал день съемки моей сцены, оператор повел панораму по спящим немцам. Как только камера добралась до меня, пепел от сигареты, которую я курил, свалился точно партнеру на причинное место. Евгений Семенович похвалил:
— Эх, жаль, что такой кадр невозможно повторить! Пепел так точно упал!
— Ну, это техника, Евгений Семенович.
— Да знаю я твои мхатовские штучки!
— Спорим на бутылку, что повторю?
Поспорили при свидетелях. Я сижу с закрытыми глазами и как только оказываюсь в кадре, сигаретный пепел падает ровно на то же место. В общем, повторял я этот трюк три раза и проспорил мне дядя Женя три бутылки".
Небольшие роли в этом фильме сыграли актёры Орехово-Зуевского народного драматического театра-спутника МХАТ им. Горького Валерий Николаев и Игорь Соколов. Затем Игорь Соколов сыграл ещё и в эпизоде в двухсерийном фильме Александра Игишева «Судьба барабанщика» по одноименной повести А.Гайдара (1976). Бывший актёр народного театра (ученик известного театрального режиссёра, заслуженного работника культуры РФ Геннадия Каретникова), выпускник Щепкинского театрального училища Валерий Николаев умер в бедности в сентябре 2014 г. Последние годы он жил в Парковском микрорайоне Орехово-Зуева.
Есть трилогия П.Проскурина, куда вошли замечательные романы "Судьба", " Имя твоё", " Отречение". Интереснейшие книги... По ним можно было снять шикарный сериал,как, например, "Вечный зов", но наш кинематограф может предложить, к сожалению, только версии 1974 и 1977 годов,непонятно зачем так изменившие книжный сюжет...
" Судьба, она и есть судьба,
Её не выбирают..."
Хороший фильм, патриотический,
Один из лучших про войну!..
Во многом согласна с Юрием Блиновым!
Восхищает, впечатляет! Убеждает!..
***
Юрий Яковлев: "Мне грех жаловаться на судьбу"
( про Актёрство и не только)!..
С любовью и благодарностью ваша - М.А.И.
№ 60 sunflower. Самый лучший фильм о любви, где сыграл Матвеев - это "Родная кровь", поставленный Михаилом Ершовым.
Можно назвать еще"Почтовый роман", поставленный Матвеевым. Хотя он сам и не играл роль Шмидта, но озвучивал Александра Парру. Ни в роли Дерюгина в "Судьбе", ни в роли Шаповалова в "Высоком звании" он не очень меня впечатляет именно как герой-любовник. Самые лучшие роли Матвеева - это Нагульнов ("Поднятая целина"), Федотов ("Родная кровь"), полковник Павловский ("Крах").
Великий фильм о войне! Кто бы не говорил про этот фильм плохо этот фильм потрясающий. Признающий до глубины души. Еще музыка великолепная. А подбор артистов? Великолепная команда из Яковлева, Матвеев, Остроумной, Заклунной, Кириенко. И все это судьба Матвеева. БРАВО МАСТЕРУ, АРТИСТАМ И ВСЕМ ДРУГИМ, КТО ПОСТАРАЛИСЬ ДЛЯ ЭТОГО ФИЛЬМА!
№ 57 Юрий Блинов. И все-таки "Судьба" далеко не лучший фильм о войне, и не только из-за пафоса. "Бабье царство", где есть отдельные сходные моменты, на порядок сильнее. И Матвеев не впечатляет, стар уже, а всё роли героев-любовников играть брался.
№ 16 Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 4.08.2010 20:20
в чисто художественном отношении у нас есть и более сильные фильмы о войне. У Матвеева слишком традиционно, а порой чересчур прямолинейно и пафосно.
№52 Vital
Матвеев в этой роли, как и в следующих после этой, ужасно пафосный, недопустимо. Такая игра портит всю ткань фильма.
Будучи режиссером фильма, Матвеев задал общий тон пафосности, которая во многих местах фильм просто портит.
Надо же, как людям пафос неприятен. Выделили этот аспект, как ключевую причину отвращения. Даже фильм из за этого недооценили. В таких фильмах, как "Судьба", "Битва за Москву" и мн. др. советских фильмах, пафос не то, чтобы оправдан, он является неотъемлемой составляющей таких фильмов. Всё то, что способно вызывать чувства, воздействовать на эмоции зрителей, является критерием искусства. Пафос используется кинематографистами и писателями всех стран мира, как средство, вызывающее отклик. Пафос - явление не чисто советское. Он бывает не обязательно идеологический и пропагандистский. В американских фильмах его ничуть не меньше.